Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи



Скачать 253.15 Kb.
Pdf просмотр
страница1/7
Дата26.01.2018
Размер253.15 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7


Социологические исследования
, № 2, Февраль 2010, C. 118-124
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
Автор: В. В. ТИХОМИРОВА
ТИХОМИРОВА Валентина Валентиновна - научный сотрудник лаборатории проблем регионального
воспроизводства Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного
центра Уральского отделения Российской академии наук (г. Сыктывкар). E-mail: -
Tikhomirova@iespn.komise.ru
Аннотация. В статье анализируются социально-экономическое положение и жизненные стратегии
молодых семей Республики Коми. Исследуются взаимосвязи и взаимоотношения данного
микросоциума с социальной инфраструктурой.
Ключевые слова: молодая семья, дети, профессиональные группы молодых семей, денежный доход,
социально-психологическое самочувствие семьи
Важнейшая роль в социальном переустройстве общества отводится молодой семье. Она вступает в общество, для которого характерны как социально-экономическая нестабильность, так и радикальная переоценка ценностей, что сопровождается перестройкой социально-психологических основ семейного образа жизни и жизненных ориентиров, целей, отсутствием ясных способов реализации индивидуальных жизненных стратегий [1]. Поэтому именно в ней, как в зеркале, видны все противоречия и проблемы общества, вырисовываются контуры будущего, прогнозируется эволюция института семьи в целом. Чем тщательнее мы изучим современную молодую семью и происходящие в ней перемены, тем более точно сможем прогнозировать вероятные сценарии будущего развитии семьи в России.
В российском законодательстве к молодым отнесены семьи первых трех лет после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30- летнего возраста [2].
В своем развитии молодая семья осваивает множество новых социальных ролей: самостоятельно содержать семью, вести семейный бюджет и домашнее хозяйство, осуществлять уход за детьми и их воспитание. Муж и жена выступают в роли агентов социализации по отношению друг к другу, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о лидерстве в семье, отношениях к новой родне и т.д.
Формирование социального самочувствия и ценностных ориентации молодой семьи являются составной частью процесса ее социализации в современном обществе. Само понятие "ориентация" возникло в физиологии, которая изучает ориентировочную деятельность людей в качестве основного средства человеческого выживания в социокультурных условиях. Понятие "ориентировочный рефлекс" впервые был введен И. П. Павловым, который охарактеризовал данное явление как совокупность действий индивида, направленных на ориентацию в ситуации. При помощи ориентации индивид производит выбор социально значимых объектов, которые в результате оценки их полезности, важности для него получают статус "ценности". Выделяя индивидуальные ценности в социокультурной среде, социологи используют для их характеристики стр. 118




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница