Социальное партнерство и социология труда



Дата12.06.2018
Размер37 Kb.
ТипПояснительная записка

Социальное партнерство и социология труда
Учебная программа для специальности

1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дисциплина «Социальное партнерство и социология труда» включена в учебный план для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» специализации «Экономика труда».

Цель преподавания и изучение дисциплины «Социальное партнерство и социология труда» - освоение студентами положений науки о труде, ее составных элементов и направлений, приобретение умений и практических навыков анализа и оценки уровня развития социальных процессов на рабочем месте, в трудовом коллективе и разработки рекомендаций по их совершенствованию.

Цель изучения дисциплины – изучение социальных явлений в сфере труда, формирование четкого представления о социальной значимости труда, методах повышения его эффективности за счет социальных факторов, а также получение опыта проведения конкретных социологических исследований в сфере труда.

Задачи изучения дисциплины:

 ознакомление с социологией труда как наукой, особенностями ее предмета, методологией и методами в анализе процессов, связанных с трудовой деятельностью;

 формирование представления о труде как базовом социальном процессе, который определяет структуру коллектива и общества в целом;

анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;

 поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;

 выявление значения социальных элементов труда в повышении его эффективности;

 изучение практики реализации социального партнерства;

 определение основных путей и направлений развития социального партнерства в стране и за рубежом;

 получение опыта проведения конкретного социологического исследования в сфере труда.


В результате изучения студенты должны

знать: специфику знания о социологии труда, основные категории и понятия социологии труда и социального партнерства, иметь представления об основных этапах становления и развития социологии труда как науки, основные направления организации труда, значение влияния социальных критериев экономического прогресса, структуру социально-трудовых отношений, особенности получения и использования экономико-социологической информации;

уметь: характеризовать влияние социокультурных факторов на развитие общественного производства, экономические процессы и взаимодействия, раскрывать взаимосвязь и взаимодействие экономической и социальной сфер трудового коллектива, анализировать социальные механизмы экономического поведения в процессе производства.

Приобрести: навыки современных методов социологического исследования и их использование в управлении социально-экономическими процессами; усвоить социально-ориентированные подходы к анализу проблем развития производственных процессов, деятельности трудовых коллективов.

Изучение социального партнерства и социологии труда предполагает знание основ общей и экономической социологии, организации труда.

Всего часов 194, из них 84 часа аудиторных, 40 часов лекций, 44 часа практические занятия. Рекомендуемая форма контроля – экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Наименования разделов, тем и их содержание

Тема 1. Социология труда как наука и ее предмет

1.1. Понятие социологии труда, ее предмет и объект

1.2. Основные понятия и категории социологии труда

1.3. Связь социологии труда с другими науками

1.4. Теоретическая и практическая значимость социологии труда.
Тема 2. Становление и развитие социологии труда

2.1. Становление научного представления о труде

2.2. Современная зарубежная социология труда

2.3. Становление и развитие отечественной социологии труда

2.4. Современная социология труда и ее проблемы
Тема 3. Программа конкретного социологического исследования

3.1. Понятие программы конкретного социологического исследования и ее основные функции

3.2. Основные требования к программе

3.3. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования

3.4. Процесс формирования выборки
Тема 4. Методы получения и обработки информации в сфере труда

4.1. Метод анализа документов.

4.2. Метод наблюдения.

4.3. Опросные методы.

4.4. Эксперимент.

4.5. Методы прикладного социального анализа.


Тема 5. Труд как базовый социальный процесс

5.1. Социальная сущность труда и его функции

5.2. Трудовой процесс: понятие, виды, структура

5.3. Принципы организации трудового процесса

5.4. Основные направления научной организации труда: экономическая и социальная задачи

5.5. Сущность основных направлений организации труда


Тема 6. Трудовое поведение: содержание, структура, функции

6.1. Понятие и структура

6.2. Виды трудового поведения, механизм регулирования

6.3. Особенности и характеристика типов поведения

6.4. Социальный контроль в сфере труда
Тема 7. Удовлетворенность трудом и отношение к труду

7.1. Содержание и структура понятия «отношение к труду»

7.2. Основные факторы и эмпирические индикаторы, характеризующие отношение к труду, их типология

7.3. Специфика формирования отношения к труду в условиях рынка

7.4. Социальная сущность удовлетворенности трудом
Тема 8. Ценностные ориентации в труде и его мотивация

8.1. Потребности и интересы как детерминанты трудового поведения

8.2. Ценности и ценностные ориентации в мотивационном поведении

8.3. Структура мотивов трудового поведения

8.4. Особенности мотивации труда в рыночных условиях
Тема 9. Трудовая адаптация работников

9.1. Сущность и структура трудовой адаптации

9.2. Объективные и субъективные факторы трудовой адаптации

9.3. Личностный потенциал работника и связь его с адаптацией

9.4. Комплексная система профориентации, адаптации и профессионального продвижения на предприятии
Тема 10. Социальное партнерство в сфере труда

10.1. Сущность социального партнерства

10.2. Цель и принципы социального партнерства в сфере труда

10.3. Субъекты, объект и предмет социального партнерства

10.4. Представительство сторон в отношениях социального партнерства
Тема 11. Трудовой конфликт

11.1. Сущность, типы и социальная структура трудового конфликта

11.2. Причины трудового конфликта

11.3. Сплоченность коллектива. Критерии и показатели



11.4. Разрешение трудового конфликта
Каталог: bitstream -> edoc -> 12325
edoc -> Конспект лекций тема 1: Роль рекламы в современном обществе. Вопросы: История развития рекламы. Понятие рекламы
edoc -> Тема часа Собственность в экономической системе общества План
edoc -> Тема 4 10 часов
edoc -> Конспект лекций тема экономическая политика как наука и социальная практика (4 часа) Сущность понятия «экономическая политика». Экономическая политика как наука и практика. Предмет экономической политики
edoc -> Конспект лекций Профессиональная и корпоративная культура Тема Понятие профессиональной культуры и факторы формирования современной профессиональной культуры
edoc -> Информационные технологии в туристической индустрии
edoc -> Тема Город как объект комплексного изучения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница