Социальное отчуждение как социальное понятие Философское понимание и интерпретация понятия «социальное отчуждение»



Скачать 40.16 Kb.
Дата12.06.2018
Размер40.16 Kb.

Зуев Д.И.

Социальное отчуждение как социальное понятие

1. Философское понимание и интерпретация понятия «социальное отчуждение»

Отчуждение представляет собой сложное социальное явление, которое отражает объективные, субъективные и системные аспекты современной общественной жизни. Объективная сторона связана с внутренним разладом межличностных и социальных отношений в результате несовпадения потребностей, интересов и условий существования различных людей, социальных групп и слоев в обществе. Субъективную сторону отчуждения образуют закономерные изменения индивидуального и общественного сознания, проявляющиеся в деформации духовно-нравственных чувств и мыслей людей. С системных позиций отчуждение предстает как переходный этап между саморазвитием и самораспадом социальной системы.

От чего отчуждается человек?. Если не торопиться с ответом и позаботиться о самом его характере, получается так, что надо представить бытие человека по возможности конкретно, выяснить, как возникает отчуждение из деятельности самого человека, как человек утрачивает власть над тем, что он создает, как он попадает в зависимость от обстоятельств, создателем и хозяином которых он является?

Отчуждение раскрывается не только как утрата человеком себя в деятельности, оно воспроизводится как постоянное растворение личности в абстрактных социальных качествах. Тогда и работник, и капиталист, и интеллигент, и люмпен в массе практических актов выступают лишь персонификациями абстрактных социальных качеств. Тогда и сама личность кажется такой персонификацией, и в науке надолго устанавливается взгляд на личность как на персонального представителя класса, группы, совокупности отношений, культуры, социализации и т.п.

Так что же может лежать в основе отчуждения?

Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе отчуждения лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся рабом потому, что весь объем его деятельности был отчужден господину.



2. Отчуждение и социальное взаимодействие

Социализация человека представляет собой совокупность всех исторических этапов опосредования феномена социальности.

Перерожденные социальные отношения по мере возрастания роли частнособственнического духа всеобщего социального объекта переходят в отчужденные социальные отношения. Если перерожденные социальные отношения породили перерожденного «человека», и соответственно произошло самоперерождение «человека», то аналогично этому отчужденные социальные отношения рождают отчужденного «человека», и соответственно начинается объективный процесс самооотчуждения конкретного, единичного социального объекта. Значит, перерожденные социальные отношения переходят в отчужденные социальные отношения.

«…В любом обществе, где денежные отношения являются системообразующими, наличие тех или иных форм отчуждения объективно неизбежно» [1].

Отчуждение – объективный социальный процесс, характеризующийся превращением как деятельности человека, так и ее продуктов в самостоятельную, довлеющую над ним, враждебную ему силу. Выделяют следующие формы Отчуждения: 1) Отчуждение деятельности – опустошение и обеднение труженика в процессе труда; 2) Отчуждение условий деятельности от деятельности – противостояние предпосылок труда (собственность на средства производства, управление, организация труда) субъекту труда; 3) Отчуждение результатов деятельности от субъекта деятельности; 4) Отчуждение теории от практики, порождающее отклонения в сознании и поведении членов общества; 5) Отчуждение социальных структур, институтов от трудящихся – противостояние государственно-бюрократической машины рядовым членам общества[2]. Как правило, отчуждение присуще классово-антагонистическим формациям, однако отчуждение может иметь место и в условиях государственно-бюрократического, деформированного социализма. В современном языке под словом «отчуждение» фигурируют три самостоятельных понятия: 1) в теоретическом и практическом праве, включая Гражданский кодекс, отчуждение означает передачу каких-либо имущественных прав (прав собственности) другому физическому или юридическому лицу (как видим, данное понимание восходит к трактовке этого понятия теоретиками общественного договора); 2) отчуждение – это психологическое состояние человека, характеризующее его негативное отношение к окружающей действительности (данное понимание восходит ко второму варианту гегелевской трактовки отчуждения); 3) отчуждение – это объективный социальный процесс, лишающий человека возможности контролировать условия, средства и продукты собственного труда (данный вариант восходит к марксистской концепции отчуждения). Если объединить два последних варианта в одной дефиниции, то можно получить определение, пригодное для целостной социологической теории отчуждения человека. [3].

Социальное отчуждение играет немаловажную роль в общественных и иных отношениях. Отчуждение – это такое мироощущение и умонастроение человека, при которых он воспринимает окружающую действительность (условия бытия, труда и вознаграждения, отношение начальства, установленные нормативные системы, которым он обязан подчиняться) как глубоко несправедливую, чуждую и враждебную ему и которые являются психологическим (субъективным) следствием объективной лишенности человека права контроля условий, средств и продуктов труда и собственной жизни. Преодоление отчуждения возможно на путях перестройки и обновления общества согласно идеалам социальной справедливости и человечности. [4].



Список литературы

  1. Абсава Н.Д. К вопросу об отчуждении и некоторых его формах. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. – СПб. 2001. №1. С. 209.

  2. Кальной И.И. Отчуждение: истоки и современность. Симферополь, 1990. С.67.

  3. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. М.: Знание,1996. – 448с.

  4. Петошина С.И. Диссертация на соискание степени канн. Филос. Наук. Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа. Мурманск., 2010. – С. 3.

Каталог: fr
fr -> Великую землю
fr -> С, Шмидт Ю. А. Актуальные проблемы современной молодежи
fr -> Элективный курс «философские беседы»
fr -> Л. А. Вербицкая (председатель), В. В. Василькова, И. А. Дементьев, Н. А. Головин
fr -> Традиционное церковное1 образование в Эфиопи и
fr -> Культурно-историческая школа, направление в искусствоведении, преимущественно в литературоведении, возникшее в середине 19 в
fr -> Знамя мира как три формы времени в круге вечности
fr -> Символический интеракционизм (лат -взаимодействие) теоретике-методолог, направление преимущественно в амер социологии, социальной психологии и культурологии, сформировавшееся в Чикаго в 20-30-х гг С. и


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница