Социально-психологические теории личности



страница1/60
Дата11.02.2018
Размер0.62 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Т.А. ШКУРКО
Учебное пособие
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Ростов-на-Дону

2014

Автор: Шкурко Т.А., к. психол. н., доцент кафедры социальной психологии факультета психологии Южного Федерального Университета.

Рецензенты: зав. кафедрой социальной психологии факультета психологии ЮФУ, доктор психологических наук, профессор Лабунская В.А.; доцент кафедры психологии личности факультета психологии ЮФУ, кандидат психологических наук Е.В. Зинченко.

Печатается в соответствии с решением кафедры социальной психологии факультета психологии ЮФУ, протокол № 13 от 22 мая 2014 г. Рекомендовано учебно-методическим советом факультета психологии Южного Федерального Университета в качестве учебного пособия для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, протокол № 7 от 23 мая 2014 г.

Компьютерный набор и верстка - ст. лаборанта Бзезян А.А.

Шкурко Т.А.

Объяснительные модели социального поведения человека: теоретические подходы, концепции, методический инструментарий: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2014. – 130 с.

Данное учебное пособие предназначено для студентов, специализирующихся в области социальной психологии. В учебном пособии представлены объяснительные модели социального поведения человека, разработанные в рамках основных теоретических направлений зарубежной социальной психологии к середине 20 века. В пособии приведены также ряд методов (с описанием, ключами и схемами интерпретации), явившихся методической и эмпирической базой данных теоретических направлений. Это опросник самоэффективности, методика «Локус контроля», опросник межличностных отношений и тест «Кто Я?». Все модификации данных методик, приведенные в пособии, прошли адаптацию на российской выборке и готовы к использованию.




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие положения

Модуль 1. Представления о личности в рамках необихевиористских теорий:

1.1. Теория обмена Д. Тибо и Т. Келли

1.2. Теория элементарного социального поведения Д. Хоманса

1.3. Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры

1.4. Теория социального научения Д. Роттера

1.5. Тест общей самоэффективности Р. Шварца и М. Ерусалема (автор русской версии теста В.Г. Ромек)

1.6. Методика «Локус контроля» Д. Роттера, модифицированный Е.Г.Ксенофонтовой

1.7. Литература к модулю

1.8. Контрольные вопросы к модулю

1.9. Практические задания к модулю



Модуль 2. Представления о личности в рамках когнитивной социальной психологии:

2.1. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

2.2. Теория каузальной атрибуции Г. Келли

2.3. Литература к модулю

2.4. Контрольные вопросы к модулю

Модуль 3. Психоаналитические социально-психологические теории личности:

3.1. Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца



3.2. Опросник межличностных отношений В. Шутца, адаптированный А. Рукавишниковым

3.3. Литература к модулю

3.4. Контрольные вопросы к модулю

3.5. Практические задания к модулю



Модуль 4. Представления о личности в рамках интеракционистского направления в социальной психологии:

4.1. Символический интеракционизм Д. Мида

4.2. Теория установок личности на себя М. Куна и Т. Макпартленда

4.3. Теория социальной драматургии Э. Гоффмана



4.4. Тест «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда (модификация Т.В.Румянцевой)

4.5. Литература к модулю

4.6. Контрольные вопросы к модулю

4.7. Практические задания к модулю

Модуль 5. Использование методики «локус контроля» Роттера и опросника межличностных отношений Шутца в современном социально-психологическом исследовании

5.1. Теоретическое обоснование исследования

5.2. Цель и предмет исследования

5.3. Объект исследования

5.4. Методы исследования

5.5. Анализ результатов исследования

5.6. Общие выводы исследования

5.7. Литература к модулю

5.8. Контрольные вопросы к модулю

5.9. Практические задания к модулю

6. Итоговые контрольные вопросы и задания:

6.1. Итоговые контрольные вопросы

6.2. Задание 1. Тема «Самоэффективность личности»

6.3. Задание 2. Тема «Локус контроля личности»

6.4. Задание 3. Тема «Социальные потребности личности»

6.5. Задание 4. Тема «Идентичность личности»

6.6. Задание 5. Тема: «Проект учебного научного исследования».

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие предназначено для студентов, специализирующихся по социальной психологии. В данном учебном пособии представлены объяснительные модели социального поведения человека, разработанные в рамках основных теоретических направлений зарубежной социальной психологии к середине 20 века (за исключением нескольких теорий, которые были разработаны в 60-70 г.г. 20 века). В пособии представлены те теории, которые оказали наибольшее влияние на последующее развитие социальной психологии. Кроме того, в пособии приведены ряд методов (с описанием, ключами и схемами интерпретации), явившихся, в свое время, методической и эмпирической базой вышеназванных теорий. Данные методы в настоящее время прочно вошли в арсенал современного психолога и используются как при проведении исследований, так и в практической социальной психологии. Это такие методы, как опросник самоэффективности (разработан в рамках теории самоэффективности А. Бандуры), методика «локус контроля» (разработана на базе теории социального научения Д. Роттера), опросник межличностных отношений (основан на теории интерперсонального поведения В.Шутца) и тест «Кто Я?» (разработан авторами теории установок личности на себя М.Куном и Т.Макпартлендом). Все модификации данных методик, приведенные в пособии, прошли адаптацию на российской выборке и готовы к использованию.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Отсутствие общей теории личности в социальной психологии связано, с одной стороны, с историей развития самой социальной психологии, в недрах которой к середине 20 века сформировалось четыре основных подхода к объяснению социального поведения личности: необихевиористский, когнитивистский, психоаналитический и интеракционистский, первые три из которых соответствуют общепсихологическим течениям, а четвертый имеет социологическое происхождение. Каждый подход характеризуется общими теоретическими принципами анализа и интерпретации социального поведения личности и содержит ряд конкретных социально-психологических теорий личности, так называемых «теорий среднего ранга».



Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница