Социально-политические и философские истоки становления мировоззрения Г. С. Сковороды Т. А. Глоба



Скачать 87.49 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата12.04.2018
Размер87.49 Kb.
  1   2   3   4   5


Вестник МГТУ, том 11, №1, 2008 г. стр.13-17
13
УДК 1 (47 + 57)
Социально-политические и философские истоки становления
мировоззрения Г.С. Сковороды
Т.А. Глоба
Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра философии
Аннотация. В статье рассматриваются исторические условия и особенности становления мировоззрения украинского философа Г.С. Сковороды, эволюция и развитие его философских взглядов.
Abstract. The paper considers historical conditions influenced on the world outlook of a Ukraine philosopher
G.S. Skovoroda. It has also described the evolution and development of his philosophical views.
1. Введение
Противоречивость философских взглядов Григория Саввича Сковороды (1722-1794) не вызывает сомнений: в его мировоззрении отразилась борьба прогрессивных общественных идей с идеями устаревшими (религиозными предрассудками).
В творчестве философа преломились сложные и весьма противоречивые условия жизни современного ему русского и украинского общества. В этом смысле для исследований философии мыслителя типична оценка И.А. Табачникова (1972): "И все же в его мировоззрении всегда брали верх подлинный демократизм, гуманизм, просветительство и воинствующий антиклерикализм". Он остро поставил основные жгучие социальные вопросы своего времени, выступил против мертвой схоластики и догматизма ортодоксальной религии, против диктатуры земельной и духовной знати в жизни общества.
2. Особенности формирования мировоззрения Г.С. Сковороды
Приобретение жизненного опыта и формирование мировоззрения происходило под действием сочетания двух взаимодополняющих и даже благоприятных факторов: его многосторонней одаренности,
с одной стороны, и резко меняющейся социальной обстановки – с другой.
Своеобразие исторического момента состояло в том, что это было время освобождения от феодального гнета и первоначального накопления капитала, сопровождавшегося моральным растлением,
корыстолюбием, алчностью, развратом, властью вещей, духовной опустошенностью.
Особенность творческого поведения мыслителя (отразившаяся и на характере его философского учения) состояла в том, что при отрицательном отношении к миру, погрязшему в корыстолюбии, он избрал такую позитивную форму борьбы со злом, при которой центр тяжести из области критики политических отношений в обществе был перемещен в сферу просвещения, культуры, нравственности и морали. Тяжкое положение народа, безысходная нищета и бесправие привели ищущего истину к выводу – счастья нет на земле, оно не в богатстве. Страстные поиски путей, ведущих народ к счастью, были источником духовного напряжения Сковороды, мучительных раздумий, внутреннего драматического конфликта.
Исследователи Д. Багалей, В. Эрн считали: "Сковорода как бы предвосхищает пессимизм начала
XIX столетия"
(Багалей, 1923). В. Эрн пытался идейные раздумья мыслителя представить как пессимизм,
завуалировать его поиски счастья для народа ничего не значащими фразами о мистических "тайных рыданиях мира". Мыслитель восставал не против какого-то выдуманного Эрном "разлада мирового",
"хаоса вселенского", а против "разлада" социального, против вопиющих социальных противоречий своего времени. В. Эрн и другие писатели пытались протест демократа и просветителя против социальных порядков перенести на всю Вселенную вообще, мистифицировать его критику существующего строя.
Мировоззрению философа пессимизм был чужд, его идейные поиски не имели ничего общего с угрюмым взглядом на грядущее народа. Пессимизм и безнадежность – признак внутренней интеллектуальной пустоты, нравственной бесперспективности. Уныние не может спасти народ от бедствий, мрачная безысходность – прямая дорога к несчастью, смерти. Философ страдал и радовался полнотой бытия, был великим жизнелюбцем, искал пути к счастью народа, к устранению пороков современного ему общества,
в грядущее он смотрел открытыми глазами, верил в светлое будущее своего народа.
Подлинные истоки формирования взглядов мыслителя коренились в условиях жизни Украины того времени, ожесточенной борьбе классов, в русской и украинской передовой культуре.
Жизнь и деятельность Г.С. Сковороды протекали в XVIII веке и связаны с теми социально- экономическими и культурными процессами, которые характеризуют жизнь Восточной Украины и




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница