Социально-философские аспекты валеологии и формирования здорового образа жизни



Скачать 82.48 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата10.05.2018
Размер82.48 Kb.
  1   2   3   4   5


Вестник МГТУ, том 11, №4, 2008 г. стр.571-575
571
УДК 1(091) : 613
Социально-философские аспекты валеологии
и формирования здорового образа жизни
Н.Н. Базелюк
Современная гуманитарная академия, Москва
Аннотация. На основании социально-философского анализа здоровья человека, рассматриваемого в органической связи с формированием здорового образа жизни, в статье раскрыта диалектика взаимодействия объективных и субъективных факторов. Показано влияние экстремальных ситуаций и коммуникации на здоровье и формирование валеологической культуры. Предложены принципы программы мотивации формирования здорового образа жизни.
Abstract. The paper highlights social and philosophical analysis of health considered in organic connection with formation of human's healthy life-style; interaction of objective and subjective factors has been analyzed. Influence of extreme situations and communications on human's health and formation of valeological culture has been shown.
Some program of healthy life-style motivation has been proposed.
1. Введение
Ученые всегда уделяли большое внимание исследованию медико-биологических проблем здоровья. Однако социально-философскому анализу индивидуального здоровья человека, его валеологическому аспекту, несмотря на его важность, в силу разных причин должного внимания не уделялось. Теоретико-методологические вопросы формирования активной мотивации на потребность в здоровье и здоровом образе жизни недостаточно разработаны. Следует отметить, что в современном обществе формируется здравоцентристская парадигма, суть которой заключается в том, чтобы к укреплению мотивации сохранения здоровья подходить с учетом физиологических, медицинских,
психологических, педагогических и социально-философских принципов исследования.
2. Проблемы здоровья и его трактовка в исторической ретроспективе
На протяжении нескольких веков человек пытался осознать причины болезни и здоровья в контексте смысла жизни, бытия в целом. Проблема здоровья впервые была обозначена философами античности, которые видели ее решение в гармоничном развитии личности. Они утверждали, что искусство жить уходит корнями в искусство быть здоровым, зависит от накопленных знаний, привычек,
состояния окружающей среды. Врачами-философами античности был выдвинут значимый для современной валеологии тезис о том, что в здоровом организме жидкая среда и движение атомов должны находиться в гармонии, истоки которой следует искать в психологическом благополучии индивида и справедливом устройстве общества, в окружающей среде. Величайшее значение имело введение в обиход понятий "человеческая душа", "дух", благодаря которым появилось новое понимание здорового человека. Его стали рассматривать как гармоничное и целостное существо. Платон подчеркивал, что человек не может обвинять ни богов, ни судьбу, обвинить можно только себя, как ответственного за свое существование и здоровье.
В Средние века, где господствовало религиозное понимание мира, состояние здоровья связывали с усвоением философских и теологических знаний, с мобилизацией духовной энергии человека посредством молитв, обращенных к Богу. Жизнь рассматривали как испытание, данное свыше, целью которого является сохранение души, воздержание, покаяние, благоразумие, сохранение духовной чистоты. Раскаяние в грехах расценивали как главную профилактическую и оздоровительную процедуру. Наибольшую ценность в Средние века представляло не само здоровье как таковое, а душа и духовная жизнь человека, т.к. священнослужители, ученые акцент поставили не на человеке, а на
Божественной воле, а здоровье рассматривали как Божью милость.
В Новое время доминанта в мировоззрении сместилась в сторону просвещения. Здоровье стали рассматривать как состояние, зависимое от врожденного жизненного духа, физических упражнений,
влияния окружающей среды, психоэмоциональных возможностей человека, как состояние благополучия.
Благополучное человеческое существование в мире предполагает опору людей на уверенность в завтрашнем дне, сохранение психического и социального здоровья, стабильность существования. Когда у человека появляется неуверенность в данных опорах, начинается поиск новых установок. После
Второй мировой войны значительное воздействие на мировоззрение западной интеллигенции оказал


Каталог: v11 4 n33 -> articles


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница