Социальные особенности поведения покупателей на рынке потребительских товаров
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы изучения поведения покупателей 6
1.1. Основные концептуальные подходы к изучению поведения потребителей на рынке в экономической теории 6
1.2. Социологический подход к изучению поведения покупателей. Виды потребительского поведения и их характеристика 12
Введение
Потребительское поведение проявляет себя не только как экономический, но и социально-психологический феномен, демонстрирующий, с одной стороны, возрастающую индивидуализацию потребностей, динамизм их развития, прогрессивный характер спроса на одних рынках, а, с другой стороны, негативные сдвиги в уровне жизни и покупательной способности части населения и стагнирующий характер спроса на других рынках.
Учет этих особенностей через выявление тенденций развития потребительских предпочтений, закономерностей потребительского выбора и направлений его адаптации, увеличивает спектр возможностей для прогнозирования потребительского выбора домашних хозяйств, а также использования потребительского потенциала. В свою очередь, эти процессы основаны на повышении уровня реальной заработной платы, располагаемых доходов и потребительских ожиданий, с одной стороны, и росте склонности к потреблению, - с другой, что должно превращать внутренний спрос в двигатель промышленного развития.
Переход современных рыночных обществ к эпохе постмодерна сопряжен с целым рядом социокультурных изменений, которые непосредственно касаются феномена потребления. Одна из главных особенностей общества постмодерна – изменение места и функций потребления в жизни общества. Потребление, являясь одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, занимает ключевое место в современном российском обществе, приобретает все большие формы и все большее значение. Социологи отмечают появление в российском обществе потребительской идеологии, которая в 90-е годы XX века становится господствующей и характеризуется «насаждением гедонистических принципов организации жизни, пропагандой быстрого, немедленного обогащения любой ценой, потребления дорогих престижных вещей, в целом красивой жизни».
Появляется дискурс «общества потребления» – идея, согласно которой современные общества всё в большей степени оказываются организованными вокруг потребления. Такие общества характеризуются несколькими основными чертами: идентичность индивидов основывается на их потребительской деятельности в той же степени, что и на трудовой; акты потребления, стили жизни, приобретение определенных товаров используются в качестве маркеров социальной позиции; основными источниками социальной дифференциации становятся различия в потреблении; все большее число товаров и услуг, все большая часть человеческого опыта и аспектов повседневной жизни становится товаром. Появляется и распространяется понятие «потребительства» (consumerism) как стиля жизни, складывающегося вокруг потребительских практик
Экономическая и социологическая наука уделяют большое внимание проблеме потребительского поведения. В западной экономической науке сохраняют свое значение выводы и положения теории потребительского поведения, разрабатывавшиеся в рамках классического и неоклассического подходов (А.Маршалл, В.Парето, Дж.Хикс, П.Самуэльсон и др.), а также в кейнсианском и посткейнсианском направлениях, в русле институциональных и неоинституциональных теорий (Т.Веблен, Р.Коуз, П.Бурдье, Т.Эггертссон). В классических социологических теориях (К.Маркс, М.Вебер, Г.Зиммель, Т.Веблен, В.Зомбарт) в качестве определяющего фактора поведения потребителей рассматривается социально-экономическое положение индивида, а потребление в обществе определяется его классовой структурой.
Целью работы, исходя из актуальности темы, является изучение социальных особенностей и принципов поведения покупателей на рынке потребительских товаров.
Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи:
-
раскрыть понятия «потребительское поведение», «потребительский выбор»;
-
изучить основные законы поведения потребителей на рынке;
-
провести анализ основных социологических и экономических теорий потребительского поведения и потребительского выбора;
-
раскрыть сущность феномена «общества потребления»;
-
определить факторы, влияющие на поведение потребителей – моды, социального статуса и др.;
-
исследовать особенности потребительского поведения в современных российских условиях.
Объект исследования -потребительское поведение различных социальных групп.
Предмет исследования - особенности социальных факторов, детерминирующих потребительское поведение на рынке потребительских товаров.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
Каталог:
Поделитесь с Вашими друзьями: |