Социальные коммуникации в интернет-среде



Скачать 24.62 Kb.
Дата01.07.2018
Размер24.62 Kb.
ТипДоклад

Сергеева Т.С. (г. Ульяновск)

СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ

Адрес для обсуждения доклада: http://vk.com/topic-78986453_30922502
Возрастание роли информации как главного двигателя прогресса человеческой цивилизации.

Информационная среда — наряду с природной, пространственно-географической, социальной, культурной играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и в повседневной жизни современного человека.

В информатизации общества особое место принадлежит глобальной компьютерной сети Интернет, в рамках которой осуществляются специфические формы человеческого поведения.

Поведение в интернет-среде не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В киберпространстве как элементе информационной среды осуществляется разнородная человеческая деятельность, в основе которой лежат познавательный, игровой и коммуникативный компоненты. Интернет является не только и не столько технологией, сколько социальной реальностью, глобальным пространством, сферой, в которой сталкиваются противоположные интересы.

Сеть как среда может существовать не только в интернете, но и в других социальных реальностях, например в СМИ, создавая постоянное общение коммуникаторов и аудитории. Это общение дает СМИ картину реального взаимоотношения с различных точек зрения, выработанных в определенных социальных средах, и массового сознания. Общество, таким образом, получает новую социальную мобильность.

Развитие интернет-технологий в современном мире совпадает с распространением других сетевых форм организации человеческой жизнедеятельности. Современную цивилизацию условно можно представить как культуру сетей (глобальной сети). Парадигма информационного общества постепенно сменяется парадигмой «сетевого общества», то есть акцент переносится с содержания, знания, на коммуникацию и способы коммуникации, так как информация не всегда является знанием, но всегда является коммуникацией.

Из всего вышеперечисленного исследователи делают вывод, что интернет в своем развитии уже прошел путь от профессиональной среды общения программистов к новой среде социальной коммуникации.

Выделяют следующие основные виды общения в сети: 1) общение в режиме реального времени (т.н. чат): с одним собеседником (выбирается определенный канал для такой коммуникации); с большим количеством людей одновременно; 2) общение, при котором сообщения к адресату приходят с отсрочкой: с одним собеседником (электронная почта); со многими людьми — участниками телеконференции (ньюсгруппы).

Отмечается также и такая особенность виртуальной коммуникации, как анонимность участников. Возможность варьировать степень анонимности в общении обладает, как показывает практика применения интернета, немалой притягательной силой. Часто скрываются настоящее имя, возраст и социальный статус, инвертируется пол, истинные факты биографии подменяются или дополняются вымышленными, вместо реальных описываются социально одобряемые личностные качества.

Пользователи интернета высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованной интернетом коммуникации те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты: действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи (напр., заикание), некоторые свойства характера (застенчивость и др.) или психические заболевания (скажем, аутизм). При высокой степени анонимности общения такого рода недостатки нетрудно скрыть, а в случае назойливых расспросов на чувствительную тему общение может быть прервано. Данная особенность, тесно связанная с анонимностью, может достаточно сильно повысить успешность виртуальной коммуникации.

Еще одной особенностью интернет-коммуникации является возможность «быть в одно и то же время в разных местах», т.е. интернету не свойственно единство пространства и времени, как это характерно для реальной жизни. Относительно коммуникации это можно проиллюстрировать как возможность общаться с людьми из других стран, часовых поясов в одно и то же время, сидя за своим компьютером.

Особенностью интернет-среды является также и психологическая безопасность. Вследствие анонимности и безнаказанности в сети проявляется особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения, отсутствием внешней невербальной оценки — аффективная раскрепощенность, ненормативность поведения и некоторая «безответственность» участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков, так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

Среди причин обращения к интернету выделяется и возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам в реальной жизни.

Необходимо отметить, что основополагающая особенность виртуальной коммуникации — это отсутствие физического контакта коммуникаторов: до сих пор большинство сред коммуникации в интернете — текстовые. Это означает, что единственный источник информации о собеседнике в виртуальной коммуникации — это его текстовые сообщения. Анонимность коммуникации в виртуальности (интернет никому не принадлежит и не контролируется, следовательно, — не управляется; не случайно основа всех социальных конфликтов вокруг интернета — неподконтрольность и уход от надзора социальных институтов) соответствует общему кризису рационализма сегодня, утверждению иррациональности социального бытия, утрате социальной реальностью своей определенности и устойчивости.

Интернет — это карта с множеством входов, среди которых каждый является потенциальной отправной точкой. Пользователь может начать маршрут движения по Сети с любого узла, причем последующие шаги в киберпространстве с его разветвленной структурой и множеством ссылок не являются внешне детерминированными, а зависят лишь от преследуемой пользователем цели или же определяется ее отсутствием.

Виртуальная коммуникация в эпоху интернета является очередным этапом развития социальных коммуникаций и отличается следующими особенностями: во-первых, развитием опосредованных форм человеческого общения, допускающих неоднозначную идентификацию субъектов общения;



во-вторых, усилением порождающего характера коммуникации; в-третьих, расширением культурного фона коммуникации, ослаблением роли традиции в коммуникации; в-четвертых, ростом маргинализации сознания, изменением роли образования в обществе.1

Таким образом, для интернета, как особой среды социальной коммуникации, характерна, визуализация коммуникативных процессов, трансформации идентичности, отсутствие традиционных средств регулирования социальных коммуникаций, уменьшение власти авторитета. Важнейший вывод из всего вышеперечисленного состоит в том, что конструкция интернета непосредственно влияет на социальные отношения, выстраиваемые вокруг глобальной сети.

Список использованной литературы


  1. Корнев К. Особенности Интернет-коммуникации и типы Интернет-пользователей в молодёжной среде. Под ред. Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. – СПб., 2010. – С. 76 – 85.

  2. Социальная коммуникация в современном мире: колл. моногр. / Н.Н. Азаров, И.С. Бусыгина, А.Н. Дегтярев и др.; под общ. ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной. — М.: Альтекс, 2012. — С. 351 — 363.

  3. Теория коммуникации и прикладная коммуникация: сборник научных трудов "Вестник Российской коммуникативной ассоциации" / под общ. ред. И.Н. Розиной. - Вып.1. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2012.




1 Социальная коммуникация в современном мире: колл. моногр. / Н.Н. Азаров, И.С. Бусыгина, А.Н. Дегтярев и др.; под общ. ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной. — М.: Альтекс, 2004. — С. 351 — 363.


Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2014
2014 -> Теоретические основы изучения внутрикорпоративных коммуникаций
2014 -> На заседании Ученого Совета философского факультета
2014 -> Анализ рисков пространственных структур социального в глобальном информационном обществе
2014 -> Материалы международной научно-практической конференции дыльновские чтения «повседневная жизнь россиян: социологический дизайн»
2014 -> Лозовская П. Д. (г. Саратов) Социальная ответственность как pr-инструмент современной организации
2014 -> Утверждено на заседании Ученого совета философского факультета
2014 -> 1. Цель вступительного экзамена – выявить уровень базовых социологических знаний о структуре, институтах, процессах современного общества и теоретико-методологических принципах его исследования
2014 -> Межкультурная коммуникация в глобальном информационном пространстве
2014 -> Темы контрольных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница