Социальные аспекты инновационной деятельности предприятий в секторе торговли



Скачать 94.49 Kb.
Дата10.04.2018
Размер94.49 Kb.

Политов П.С.

аспирант МЭСИ

ppolitov@gmail.com
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СЕКТОРЕ ТОРГОВЛИ
В настоящее время сектор торговли в РФ отличается наибольшим вкладом в ВВП среди всех секторов российской экономики (доля торговли в ВВП РФ в 2009 г. составила 21%), а также наибольшим вкладом в занятости населения России (17,7% занятого в экономике населения). При этом конкурентоспособность большинства российских коммерческих структур остается на весьма невысоком уровне, менее 15% коммерческих субъектов оценивают экономическую ситуацию как благоприятную. Во многом это обусловливается невысоким уровнем инновационного развития, отсутствием комплексной концепции перспективного развития с учетом необходимости роста конкурентоспособности российских коммерческих структур.

Активное развитие современных форматов коммерческих предприятий, намечающаяся избыточность предложения товаров, повышение качества продукции, а также растущий уровень требовательности потребителей неминуемо усиливают внутреннюю конкуренцию в розничной торговле и заставляют участников этого рынка задумываться об инновационной деятельности - новых способах и методах достижения конкурентных преимуществ перед схожими компаниями.

В современных условиях только крупные компании имеют возможность осуществлять масштабные инвестиции в инновационные технологии и методы работы, т.е. снижать издержки обращения и повышать эффективность товаропроводящей системы; только крупные компании имеют возможность оказывать давление на поставщиков с целью снижения цен, повышения качества продукции, повышение эффективности бизнес-процессов, что приведет к росту конкурентоспособности экономики в целом, т.е. будет важным условием реализации инновационной деятельности.

Следует отметить, что под инновацией мы понимаем материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т.д.

Совершенствование деятельности розничной торговой сети должно происходить как за счет реконструкции действующих, так и за счет строительства новых современных предприятий (супермаркетов, гипермаркетов и т. д.).

Для торговли качество ее продукции и в целом качество работы выражаются как единое целое – в качестве торгового обслуживания, поэтому существенное значение имеет внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания, которые должны быть основаны на широком применении современных, удобных для покупателей методов продажи товаров. Это, в первую очередь, относится к продаже товаров методом самообслуживания, по образцам, каталогам, по заказам и на дому у покупателей, автомагазинной продаже и т. д.

На примере самообслуживания можно продемонстрировать принципиальные особенности проявления технического прогресса в торговле. Первая особенность состоит в том, что внедрение нового требует затрат. Надо переоборудовать магазины, построить специальные комплексы, названные универсамами. Вторая - затраты первоначально будут осуществляться в сфере обслуживания, эффект проявится прежде всего у населения, и лишь после освоения новшества - у торговли. Третья - введение любых новаций требует от людей психологической перестройки.

Среди основных направлений инновационной деятельности в торговой отрасли выделяют следующие:

- новые технологии, позволяющие уменьшить негативное воздействие свойств торговой услуги («5Н» - неpазрывность производства и потребления услуги, неосязаемость, непостоянство качества, несохраняемость и др.) на реализацию услуг и открывающие дополнительные возможности дифференциации стратегий в сфере услуг коммерческих организаций;

- информационно-коммуникационные технологии для изучения и учета индивидуальных особенностей покупателя, оценки ценностей клиента;

- информационные технологии, в т.ч., Интернет, позволяющие взаимодействовать с клиентом в любом месте и в любое время. Поэтому элемент комплекса маркетинга «Место» целесообразно заменить на элемент «Место, киберпространство и время», подчеркивающий, что торговая услуга может предоставляться в том месте и в то время, когда это удобно клиенту;

- Интернет-технологии (создание сайта компании, Интернет-бренда и т.п.), осуществляющие продвижение, стимулирование сбыта в торговом бизнесе более высокого уровня, благодаря проводимым исследованиям по созданию виртуальной реальности.

Перечисленные направления инноваций в торговом бизнесе под воздействием ИКТ не могут рассматриваться изолированно. Планируя внедрение информационных и компьютерных технологий в торговую деятельность, следует учитывать возникающие цепочки инноваций. Например, новая информационная услуга, оказываемая в сфере торговли, может привести к изменениям в ценовой политике, продвижении, организации торговли и т.п.

При рассмотрении инноваций коммерческих предприятий необходимо учитывать и социальный аспект:



  • социальные процессы внутри компании: условия труда, управление знаниями, совместная разработка и т.п.;

  • социальные процессы внутри предприятия: движение open source, agile методы разработки, дистанционное обучение.

Неоспоримым является тот факт, что внедрение любой инновации возможно только при содействии персонала фирмы. Тем не менее, внедрение инноваций влечет за собой изменение условий труда, более высокую интенсивность трудового процесса и появление других факторов, которые не всегда воспринимаются позитивно со стороны работников организации.

Возникает явное противоречие: с одной стороны, стоит организация, которая ратует за эффективный инновационный процесс, а с другой – персонал организации, который в силу исключительно человеческого фактора не может полностью и беспрекословно поддерживать столь необходимую в современных условиях политику инноваций. Однако разрешение данного противоречия вполне возможно.

При проведении кадровой политики необходимо проводить анализ социальной, человеческой составляющей инновационного процесса. Существует ряд методологических и содержательных барьеров, о которых стоит упомянуть особо. Во-первых, как экспертам на предприятиях, так и исследователям довольно трудно вычленить специфически инновационные кадровые проблемы из общих проблем в сфере управления. Во-вторых, отмечаемые социальные изменения не всегда масштабны и статистически измеряемы, воздействие инноваций на социальную сферу предприятия зачастую незначительно и может быть обнаружено только качественными методами. В-третьих, как при разработке инновационного проекта, так и при оценке его результатов предприятия редко включают «социальную переменную» в «общее уравнение» инноваций, что находит свое отражение в известной распыленности и неконтролируемости происходящих кадровых процессов. Однако в любом случае реализованный инновационный проект имеет «социальную цену» (в виде степени мобилизации кадрового потенциала организации, количества и качества возникших в связи с инновациями проблем и барьеров) и социальные последствия. Последние можно рассматривать даже вне связи с реализацией целей и рыночной успешностью произведенных нововведений – как результат, описываемый при помощи социологических терминов (изменение содержания труда, динамика квалификационно-профессиональной структуры, изменение мотивации работников) и социально-экономических показателей (изменение уровня занятости, заработной платы и других социальных выплат и компенсаций, условий труда)

Социальные аспекты инновации, как правило, рассматривают с двух сторон – социальной цены (влияния персонала и практики управления персоналом на ход инновационного процесса) и социальных последствий (влияния инноваций на персонал и трудовые отношения). С этой точки зрения социальные аспекты инноваций – это совокупность механизмов управления персоналом в условиях нововведений и всего комплекса их социальных последствий.

От клиентов, коммерческих агентов, менеджеров и исследователей исходит множество идей новых продуктов, но немногие из них достигают стадии внедрения, и лишь единицы новых продуктов, ежедневно появляющихся на рынке, оказываются успешными с точки зрения безубыточности или получения прибыли.

Наиболее эффективный метод управления поведением людей в организации - это метод самоуправления на основе разделяемых ценностей и отражающих стратегию развития предприятия. Человеческие ресурсы в условиях быстро меняющейся среды эффективно используются лишь в том случае, когда цели каждого сотрудника совпадают с организационными целями, а основой всех организационных действий являются разделяемые большинством сотрудников организационные ценности.

В основе формирования организационного поведения персонала предприятия на любом уровне управления лежит организационная культура. Реализация её влияния осуществляется в рамках сложившейся на предприятии управленческой культуры, к которой относится стиль управления и подбор кадров, создание системы мотивации и стимулирования труда, механизмов карьерного роста, распределение полномочий, формирование системы обучения персонала, ценностей и норм поведения, детерминирующих взаимоотношения в коллективе, отношение к трудовой деятельности, к организации и коллегам, продвижение организационных символов и обрядов, установление механизмов разрешения конфликтов, методы реакции руководства на критические ситуации и организационные кризисы, уяснение способов распространения информации и организации коммуникаций в организации.

Наиболее эффективными методами воздействия организационной культуры на инновационную активность персонала на российских коммерческих предприятиях являются: делегирование полномочий, внедрение формализованных критериев оценки работы и стимулирующей оплаты труда и премирования, распространение системы личной ответственности за качество, поощрение профессионального роста, рационализаторства, новаторство и творчества, коллегиальность в обсуждении и подготовке решений и, наконец, личный пример инновационной активности руководителя.

Эффективная организационная культура предполагает вовлечение всех категорий персонала в процесс принятия решений, что достигается делегированием полномочий.

Воздействие организационной культуры на инновационную активность персонала проявляется в следующих направлениях деятельности организации:

- организационная культура придаёт персоналу предприятия идентичность, определяет возможности карьерного роста, создаёт у сотрудников уверенность в себе, стабильность положения каждого работника, формирует чувство социальной защищённости, значимости каждого в достижении общей цели, ощущение адаптивной надёжности самой организации, роста её социального значения;

- способствует формированию инновационной культуры организации, стимулирует творческую инициативу, самосознание;

- организационная культура как социальная инновация способствует росту открытости организации, интеграции различных организационных субкультур, содействует активному привлечению духовных ценностей и норм общества.

Относительно влияния инноваций на торговый персонал и трудовые отношения следует отметить следующее.

Инновационный комплекс торгового предприятия должен рассматриваться как неотъемлемый элемент всей организации как системы наряду с такими элементами, как подсистема инвестиционного развития, подсистема управления рисками, подсистема управления активами и пассивами и т.д. В состав инновационного комплекса включается планирование и бюджетирование инновационного развития, стимулирование и мотивация персонала, контроль за внедрением инноваций, информационное обеспечение инновационного процесса.

Техническое перевооружение производства требует активного найма, отбора персонала, его обучения, "если это связано с необходимостью, с тем, что нужно принимать новое оборудование или есть какие-то срочные заказы... производство на данный момент требует, чтобы люди были такими подготовленными".

На многих предприятиях в связи с инновационным процессом выявляется проблема исчерпания кадрового потенциала, которая проявляется в недостаточной квалификации наличного персонала и в наличии «белых пятен» в трансформирующейся профессиональной структуре. В связи с этим возникает необходимость в инвентаризации имеющихся у персонала трудовых навыков и определение направлений их пополнения.

На этапе внедрения инноваций повсеместно отмечаются изменения качества трудовой жизни. Идут процессы реорганизации труда на инновационных участках, в особенности распространен рост интенсивности труда при несоразмерности затрат и вознаграждения и другие стрессовые явления: авральный режим работы, рассматриваемый менеджментом как испытание лояльности работников. Необходимо превентивное отлаживание системы стимулирования работы в инновационных условиях.

Важным фактором развития инновационной активности является качество рабочей силы. Более высокое качество рабочей силы, характеризующееся более высоким уровнем образования, квалификации работников, приводит к более эффективному использованию производственных ресурсов. Именно образовательный уровень отражает креативную способность работников воспринимать новые идеи, появившиеся на рынке.

О конкурентных возможностях можно судить по показателям относительной доли рынка, контролируемой компанией, скорости реакции на изменение рыночной ситуации и т.п. Технические возможности обусловлены параметрами оборудования, технологической схемой производства и т.п. Особо следует отметить возможности организационной культуры в продвижении инноваций и роль сильного руководства в создании такой культуры.





Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Психология общения
2012 -> О проекте создания интегрированного спецкурса «антиутопия и тоталитаризм» забегин а. В. Задачи курса
2012 -> Семинар 09 Домашнее задание: фио
2012 -> Стадии и уровни модернизации
2012 -> Россия как политическая гомоморфоза
2012 -> С 15 июня 2006 года работает всероссийская круглосуточная бесплатная государственная информационная горячая линия по вопросам профилактики и лечения вич/спид. Единый бесплатный номер на всей территории России
2012 -> Принципы рациональной фармакотерапии
2012 -> Межкультурный диалог начинается в детстве


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница