«Социальная структура общества и социальные отношения»



Скачать 455.04 Kb.
страница1/17
Дата01.07.2018
Размер455.04 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Тема урока «Социальная структура общества и социальные отношения».

Цели и задачи: 1) Направленные на познание (образовательные): содействовать формированию умений различать виды социальной стратификации, социальной мобильности, понимать, какие со­циальные «лифты» способствуют социальным перемещениям человека, объяснять тенденции в развитии социальных отношений для различных групп; 2) Направленные на способности (развивающие): развитие умения осуществлять комп­лексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) Направленные на общение (воспитательные): создание условий для формирования ответственного отношения к учебному труду, проявления личной заинтересованности при выслушивании высказывания каждого, умения работать в микрогруппе, формирование критического отношения к проблемам социального неравенства.

Оборудование: схемы, пакет документов, презентация.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока



Целеполагание, стимулирующее начало, мотивация деятельности.

Один вельможа в скромном будничном кафтане отправился на празд­ник к знатному горожанину. Он очутился среди людей, блистающих ве­ликолепием нарядов из шелка и бархата. С презрением гости смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, презритель­но морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от великолепных яств. Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник, исполненный достоинства, как какой-нибудь правитель. Гости сразу же стали заискивать перед ним. Каждый старался вступить с ним в разговор, или по крайней мере, запомнить одно из его мудрых слов. Можно было подумать, что праздничный стол приготовили только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные кушанья.

Но вместо того, чтобы есть, вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости осаждали его вопросами: «О, господин, что ты делаешь? Почему ты не ешь того, что мы тебе предлагаем?» А вельможа, продолжал набивать свой кафтан яствами, ответил спокойно: «Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится ни ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает».

О чем Притча?

Что же представляют собой социальные отношения, каковы критерии отнесения людей к тем или иным группам - об этиx и иных вопросах и пойдет речь на нашем уроке.



Тема урока: «Социальная структура общества и социальные отношения».
Постановка проблемы:

Свобода, равенство, братство!” Великий лозунг Великой французской революции, ознаменовавшей вступление человечества в новую социальную эпоху. Неотъемлемым качеством этого мира должно было стать равенство людей. Французский маркиз всем отличался от французского крестьянина: правами, обязанностями, образом жизни. Неравенство людей и стремилась уничтожить революция. Но равны ли люди сегодня?

Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, который обсуждает проблему неравенства. На ваше обсуждение вынесена следующая точка зрения - современный английский политолог утверждает: «Вся история человечества показывает, что неравенство необходимо для достижения некоего Идеала человеческого совершенства, как индивидуального, так и коллективного».
Выскажите свое мнение, подкрепив его аргументами. Итак, человечество с древних времен задумывалось над этими проблемами. И пути их решения не были однозначными.

На уроках истории мы с вами знакомимся с различными типами обществ с какими: первобытным, рабовладельческом, феодальном, капиталистическим и современным. Как вы думаете эти типы обществ отличаются друг от друга? Чем?

-социальной структурой, социальными отношениями.
Я предлагаю вам поработать в группах по различным типам обществ с целью выяснить чем они отличаются друг от друга, в чём их специфика. И прийти к пониманию, что такое социальная структура? Стратификация, мобильность, группы, роли, статусы.

Первая группа представляет рабовладельческое общество

Вторая группа представляет феодальное общество.

Третья группа представляет капиталистическое общество.

Четвертая группа представляет современное общество.

Группы должны представить схему социальной стратификации. (слайды)

Рассматривая структуру представленных обществ, к каким выводам вы пришли?. Во всех без исключения обществах, даже на стадии первобытного общества, наблюдается социальное расслоение, или социальная дифференциация. 2. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось, становилось все более очевидным.

3. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам. 4. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к политической власти. 5. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к образованию и другим социальным благам.)


Рефлексия (итог работы групп, представленный в презентациях)

Презентация: (акцент на понятия)
Социальная структура – это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

В каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, классы, общности, институты и организации занимают определенное положение. Социологи сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры является неравенство людей.


Стратификация – структурированное неравенство между различными группами людей.

Основные типы стратификации:

- рабовладельческая,

- кастовая,

- сословная,

- классовая.

Первые три основаны на неравенстве санкционированном законом или религией. Классовое деление не является «официально признанным», его вызывают к жизни экономические факторы, оказывающие влияние на материальные условия жизни людей.


Социальная мобильность - движение отдельных людей и групп от одного социоэкономического положения к другому. Вертикальная мобильность – это движение вверх или вниз по социоэкономической лестнице. В современных обществах существует также значительная горизонтальная мобильность, которая означает географическое перемещение людей. Статус положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщающим показателем стратификации. Он выполняет важнейшую роль в социологии в целом.Социальные роли – ожидаемое от человека данного социального статуса поведение.

Социальные группы –совокупность людей, занимающих одну и туже позицию в обществе или выполняющих одну и туже роль. Собрание людей, взаимодействующих определённым образом на основе взаимных ожиданий соответствующего поведения.

Конфликт – столкновение интересов между различными социальными группами.
Возвращение к проблеме. Вывод.

Высказывания: 1. «Не неравенство тягостно, а зависимость».

Вольтер (французский писатель, философ-просветитель).

2. «Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех».

Пастернак Б.Л. (русский писатель, поэт).

Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.

В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко.

В настоящее время нужно стремиться к преодолению бедности (такой курс и провозгласил президент Путин в своем последнем послании к Федеральному собранию), к увеличению численности среднего класса, к поднятию престижа высшего образования и интеллектуальных профессий (инженеров, врачей, учителей, работников культуры и т.д.). Этому может помочь прагматическое стремление каждого к достижению собственного благополучия и разумная внутренняя политика нашего государства.

Вспомните сказки различных народов мира. В сказочном мире всегда торжествует справедливость, но какая? Честный и трудолюбивый, благородный и храбрый, в конце концов всё получит, а трусливый, коварный, жестокий всё потеряет. При этом от самого человека зависит, каким ему быть – плохим или хорошим. Этот принцип был известен очень давно, еще в Древнем Риме. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам.


Материал для групп:

Задание группам – составить схему социальной структуры своего общества.

1 группа –рабовладельческое общество.

Афины — классическая форма возникновения государства вслед­ствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.

    Римское государство, напротив, возникло не из внутренних про­тиворечий, а в результате борьбы между патрициями — членами пат­рицианского рода и пришельцами — плебеями.



    Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для гос­подства над которыми родовая организация не была приспособлена.

Рабство – исторически первая система социальнойструктуры. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке. Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Еще одной разновидностью рабства можно считать кастовый строй. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия – классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого строя в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно рождению. Кастовое положение человека закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Предшествующая жизнь человека определяет характер его нового рождения и касту, в которую он при этом попадает – низшую или наоборот.

Всего в Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) – и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отверженные) – они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.

Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг.

Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы –брахманы появлялись из его рта, и поэтому они знают как произносить молитвы. Воины – вышли из могучих рук Брахмы. И поэтому умеют сражаться. Большинство народа, те кто пашет землю и пасёт скот, созданы из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запылённых ступней его ног. Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению как животные разных пород. Человек родители, которого были земледельцами никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы не может родиться жеребёнок. Или поросёнок. Дети брахманов (жрецов) вырастая становились то же жрецами, а дети слуг – слугами. У людей разных каст всё было несходно и дом и еда и одежда – всё несло на себе печать различия. Даже цвет одежды свидетельствовал о принадлежности к какому-то слою – касте. Жрецы носили белые одежды. Воины красные, земледельцы желтые, слуги – черные. Жрецы были самыми мудрыми и уважаемыми их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома обещал им за их работу богатый подарок, обычно корову.

Воины участвовали в битвах на слонах или колесницах, а в мирное время пировали во дворцах, выезжали на охоту или устраивали состязания по стрельбе из лука. Воины считали, что их предками были древние цари и герои.



Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли «неприкосаемыми». Им даже запрещалось жить в деревне. Спали они в жалких лачугах, а питались отбросами. С ними никто не садился за стол. Неприкасаемые носили особые одежды. И когда они входили в деревню, чтобы убрать мусор или сделать другую чёрную работу, то другие люди старались уйти с улицы, чтобы не видеть этих презренных существ.

Если человек из низшей касты осмеливался поднять руку на Брахмана(жреца), царь приказывал отрубить эту руку. Если он обращался к Брахману с поучениями, то ему пронзали язык раскалённым железом или в глотку лили кипящее масло. Религия давала людям лишь одно утешение, если простые земледельцы будут покорны своей участи, то после смерти они могут родиться воинами, царями и даже жрецами.

Схема:


2 группа – феодальное общество.

    Государства этого типа возникли в Европе в VI—IX вв. н.э., но и до сего времени в ряде стран существуют остатки феодальных отношений.

    Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безво­змездно работать на него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость кре­стьян от феодалов дополнилась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.

    Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития. Они возникают как централизованные монархии, за­тем, в связи с тем что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части (герцогства, графства, княжества и пр.), даже формально входя в состав прежнего государства, фак­тически, а зачастую и юридически приобретают полную незави­симость. Затем вновь происходит объединение земель, возника­ют сословно-представительные и абсолютные монархии. Но на всех этапах развития феодального общества сущность государ­ства не меняется, оно всегда служит интересам класса феодалов.

  

    Основным источником феодального права являются правовые обычаи, причем в период феодальной раздробленности в каж­дой местности действуют свои обычаи. Обычаи нередко коди­фицируются (Русская Правда, Салическая Правда и др.). Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы. Это достигается либо посредством создания общегосударственного законодательства (франко-германские правовые системы), либо путем придания общей силы судебному прецеденту (системы общего права).



Каталог: DswMedia
DswMedia -> Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия г. Алдан»
DswMedia -> Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента
DswMedia -> Русь древняя и средневековая V – рубеж xvi–xvii вв
DswMedia -> О теореме Пифагора и способах ее доказательства
DswMedia -> Сочинение «Разум и чувство»
DswMedia -> Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»
DswMedia -> Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница