Социальная ответственность бизнеса в исламских странах



Скачать 160.01 Kb.
страница1/3
Дата02.03.2018
Размер160.01 Kb.
  1   2   3

ИСЛАМСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Б.С. БАТАЕВА,

к. э.н.,

старший научный сотрудник Центра фундаментальных и прикладных исследований

ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ» (Финакадемия),

е-mail: b.bataeva@gmail.com.

Мировой экономический кризис сопровождается многочисленными дискуссиями вокруг корпоративной социальной ответственности (далее КСО). Растет интерес к фундаментальным принципам, определяющим взаимодействие между бизнесом, обществом и государством, и эволюции этого взаимодействия в исторической перспективе. В национальных культурах религиозные догмы исторически регламентировали хозяйственное поведение, отношение к собственности, богатству, труду, тем самым определяя национальную культурную специфику. Данная специфика определяет разнообразие институтов, их культурный контекст в рамках тех цивилизационно обусловленных форм, в которых они реализуются в конкретных обществах в определенный исторический период. Это позволяет говорить о социокультурной специфике моделей КСО.

Социокультурный контекст КСО в различных странах, в особенности в развивающихся, отличается от развитых стран, однако он исследован недостаточно. В последние год-два растет внимание к вопросам видения социальной ответственности бизнеса в странах распространения религии ислам, которые с успехом перенимают концепцию КСО, импортированную к ним с Запада. Однако до сих пор не осуществлен анализ исламской модели КСО. Данная статья призвана восполнить в определенной степени сложившийся пробел. Заявленная задача обусловила постановку следующих вопросов: 1) как соотносятся ценности ислама с принципами КСО; 2) в чем на практике заключается специфика проявления социальной ответственности бизнеса исламских стран.



Теория

Исламские ученые, как правило, проверяют новые концепции на предмет истинности, обращаясь к первоисточникам исламского вероучения. Нашли они аргументы в пользу концепции КСО и устойчивого развития. В целом исламская этическая философия основывается на пяти постулатах, «регулирующих Исламскую этику: единство (соотносимое с концепцией таухида или исключительности/единственности Бога), равновесие (пересекается с концепцией справедливости – ‘адль), свобода воли (в определенной степени, человеку дана свобода воли в управлении своей жизнью в качестве наместника Бога на Земле), обязанности (ответственность перед Богом за свои действия) и добродетельность [Rafi-uddin Shikoh, 2005].

Согласно данным постулатам Бог есть создатель, обладатель и источник всего мироздания. Он доверил человеку использовать ресурсы, поэтому человек ответственен перед ним как эти ресурсы используются. «В Коране прямо говорится, что Бог создал землю для людей, что не может не накладывать на них большую ответственность: «И землю он поставил для творений (55: 10)» [Наумкин, 2008]. Эта религиозная позиция своего рода «траста», «опеки» требует полного соответствия воле Бога и включает повиновение и призвание следовать шариату во всех аспектах жизни, включая экономические аспекты и вопросы бережного отношения к окружающей среде. Шариат – это «комплекс предписаний, закрепленных, прежде всего, Кораном и сунной, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источником конкретных норм, регулирующих их поведение» [Ислам…, 1991, с. 292].

Свобода человека священна и неприкосновенна до тех пор, пока она не конфликтует с интересами общества или пока индивидуумы не нарушают права других. Ислам не отрицает наличие эгоистического индивидуального интереса, однако в исламе признается верховенство «интересов уммы1 и общества над интересами индивида или отдельных групп в том случае, когда они противоречат друг другу. По мусульманскому праву, общественное благополучие важнее благополучия индивидуального. Лучше допустить ущемление частного интереса, чем общественного тогда, когда из двух зол приходится выбрать меньшее. Доктор Ийад Абумоглы по этому поводу говорит “о смягчении негативных последствий действия путем предпочтения менее вредоносного варианта в том случае, если это действие является неизбежным”. Этот же юридический принцип применяется в связи с требованием к власти в исламском обществе защищать слабые и неимущие слои населения: лучше нанести ущерб богатому человеку, чем бедному, если необходимо выбирать» [Наумкин, 2008]. Главное внимание в исламской экономической системе обращается на состояние человеческих отношений в экономической жизни, на нравственные принципы экономических отношений, которые должны содействовать целям процветания исламского общества в целом.

Организации играют важную роль в обществе и в связи с этим несут ответственность, основанную на их статусе в обществе. Они могут существовать только до тех пор, пока определенное общество признает их легитимность. Иными словами, концепция КСО в исламских странах, также как и в неисламских странах, исходит из социального контракта. Она помогает решать задачу достижения согласованности целей компании с целями общества. Ответственность в этом контексте означает ее (компании) ответственность перед обществом упрочивать социально-экономическую справедливость в рамках ее возможностей.

Исламские ученые называют в качестве пояснения системы достижения социально-экономической справедливости в исламе такие его доктринальные положения как обязательство выплаты с дохода и имущества своего рода религиозного налога (закят), создание благотворительных фондов (вакф), подаяние и благотворительность (саадака), беспроцентный заем (кард аль хасан) и другие [Farook, Lanis, 2007, p. 222]. Запрет взимания и выплаты процентов (рибы), лежащий в основе исламских банков, также является еще одной важной основой этой системы.

Сущность запрета заключается в признании несправедливой эксплуатацией, когда хозяин капитала получает процент, вне зависимости от того был ли получен доход или убыток заемщиком капитала. Вместо этого предлагается партнерство – участие в прибылях и убытках. На механизме партнерства построено большинство инструментов исламских банков, и как мы покажем ниже, партнерство является распространенной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности исламских стран.

В подтверждение концепции устойчивого развития исламскими учеными приводятся суры и хадисы, где говорится о необходимости бережного отношения к окружающей среде (2:201), осуждается расточительность (7:31), поясняется необходимость бережного отношения к воде (21:30), (23:18), важность благотворительности через закят, садака (Сахих аль-Бухари, хадис (1445), хадис 699 (1485)) и др. Профессора Бизнес школы Малайского отделения Ноттингемского Университета (Великобритания) Дж. Зинкин и Дж. Вильямс отмечали, что некоторые суры и хадисы перекликаются с принципами Глобального договора ООН [Zinkin, Williams, 2006].

Таким образом, основываясь на основных положениях исламской доктрины, мусульманские ученые нового толка и их зарубежные коллеги делают вывод, что концепции КСО и устойчивого развития соответствуют принципам социально-экономической справедливости ислама, заложенным в Коране и сунне.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница