Социальная ответственность бизнеса как инструмент измерения новой экономики



Скачать 227.27 Kb.
страница1/6
Дата15.02.2018
Размер227.27 Kb.
  1   2   3   4   5   6


СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
А.Н. Асаул,

Директор Института проблем экономического образования, академик Международной Академии менеджмента, Международной академии инвестиций и экономики строительства, РАЕН, заслуженный строитель РФ, заслуженный деятель науки РФ, почетный строитель России, д.э.н., профессор
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»

В.И. Ленин


В настоящее время тема корпоративной социальной ответственности (КСО), становится все более востребованной в деловом сообществе. О социальной ответственности говорят с высоких трибун, вопросам КСО посвящаются престижные международные форумы, о своей приверженности идеи, относительно социальной ответственности заявляет множество компаний. Но что подразумевается этим понятием?

1). У бизнеса существует четыре типа ответственности (рис.1): экономическая; правовая; этическая; социальная (филантропическая)



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Быть прибыльной, удовлетворяя потребности покупателей



ПРАВОВАЯ

Соблюдать законы



ЭТИЧЕСКАЯ

Следовать этическим нормам




ФИЛАНТРО

ПИЧЕСКАЯ

Быть хорошим

корпоративным гражданином

Рис. 1 Пирамида корпоративной социальной ответственности

(Пирамида Кэролла)


Экономическая. Экономическая ответственность бизнеса перед обществом заключается в предоставлении востребованных продуктов и услуг. При выполнении этой функции бизнес получает вознаграждение, или прибыль. Именно эта базовая форма ответственности и является ключевой для всех действий коммерческой организации.

Правовая. Бизнес также несет правовую ответственность перед обществом, которая регулируется государством. На этом заканчивается ответственность, необходимая бизнесу для существования.

Этическая. В том случае, когда у стейкхолдеров бизнеса существуют определенные ожидания от методов работы бизнеса, компания несет этическую ответственность перед своими работниками, акционерами и другими членами общества. Зачем бизнесу быть этичным? Как и в предыдущих случаях, главной целью является увеличение капитала. При развитом гражданском обществе, где КСО имеет большое значение, неэтичное поведение со стороны бизнеса может привести к потере акционеров и клиентов. Если же бизнес ведет открытую и этически правильную деятельность, то это повышает шансы компании привлечь новых инвесторов.

Социальная (филантропическая). Такого рода ответственность зависит исключительно от моральных устоев менеджмента компании. В отличие от предыдущих типов, филантропическая ответственность не связана с ожиданиями общества и государства.

Одним из первых проявлений социальной ответственности можно с уверенностью считать благотворительность, история которой уходит своими корнями в глубокое прошлое. Изначально это явление носило частный характер, поскольку решения об оказании благотворительной помощи принимались в основном собственниками организаций. Однако в настоящее время все большее распространение получает корпоративная благотворительность, которая осуществляется от лица компании.




«Богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много раздал»

Иоанн Златоуст


Круг вопросов, которые относились к сфере социальной ответственности бизнеса, стал постепенно расширяться, это было связано с тем, что увеличивались масштабы промышленной деятельности. Так, индустриальный бум конца XIX века, приведший к усилению конкуренции и росту рабочего движения, стал причиной, побудившей целый ряд компаний пойти на


смягченные условий труда наемных работников и предоставление дополнительных гарантий своим деловым партнерам. Это стало предтечей развития таких современных направлений социальной ответственности, как ответственные трудовые и деловые практики.

Тем не менее, только начиная с середины прошлого века о социальной ответственности стали говорить как о масштабном общественном явлении. Именно тогда корпоративная социальная ответственность начинает активно использоваться в практике компаний стран с развитой рыночной экономикой, а позднее и в странах с быстроразвивающейся экономикой, включая Россию [4]. В начале 2000 г. в научной школе «Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и саморегулируемой системы» при Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете (руководитель заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор А.Н. Асаул) усиленно изучается феномен корпоративной социальной ответственности и посвящено этой теме немалое количество исследований (см., например, 8, 10, 11, 12, 13).




Социальная ответственность бизнеса – вторая по значению проблема после кадров (социологический опрос 750 высших руководителей европейских компаний, Financial Times).


Во многих учебниках говорится, что ключевым звеном предпринимательской деятельности является максимизация прибыли, но это не совсем так. На заседании круглого стола «Российское предпринимательство: связь времен» (2004 г.), которое проводил академик Л.И. Абалкин, было отмечено, что прибыль – это мерило успеха, т.к. только его размер показывает, насколько успешен предприниматель. Но целевые устремления предпринимателя связаны с обеспечением долгосрочной устойчивости экономической деятельности и с максимизацией ее возможностей, возможностей предпринимателя удовлетворять комплекс его социально экономических потребностей [1 с.77].


Компании, которые сформулировали лишь финансовые цели, не достигают в стратегической перспективе тех финансовых результатов, которые достигают компании с более широким диапазоном ценностных установок.



Причинами, которые повлияли на интенсивное развитие корпоративной социальной ответственности в 60-70-е годы ХХ века в экономически развитых странах стали: активизация движения общественных групп, критикующие решения и действия бизнеса, отказ потребителей от приобретения товаров и пользования услугами безответственных компаний, а также рост
профсоюзного движения. В одно время с этим в странах с развитой рыночной экономикой ужесточалось трудовое и экологическое законодательство, появлялись общественные инициативы, которые были направлены на развитие корпоративной социальной ответственности.

В первой половине XXI века большинство крупных западных компаний сформировали собственные политики КСО, а изучение концепции корпоративной социальной ответственности стало изучаться в ведущих экономических вузах, как учебный курс по корпоративному менеджменту.

На усиление роли КСО финансовый сектор отреагировал появлением практики ответственного финансирования. В процессе принятия решений о выделении финансирования отличительной особенностью становится учет не только экономической рентабельности, но также экологических и социальных факторов. Для оценки результативности компаний в области КСО и устойчивого развития были разработаны фондовые индексы, такие как Dow Jones Sustainability Index (DJSI) и FTSE4GOOD [2].

Основные причины, побуждающие компанию уделять особое внимание вопросам социальной ответственности:

• глобализация и связанное с ней обострение конкуренции;

• растущие размеры и влияние компаний;

• усиление механизмов государственного регулирования;

• «война за талант» – конкуренция компаний за персонал;

• рост гражданской активности;

• возрастающая роль нематериальных активов (репутации и брендов).



В России развитие корпоративной социальной ответственности началось после 2000 года. За это время количество российских компаний, внедряющих в свою деятельность принципы социальной ответственности стало постоянно расти, что можно объяснить активным продвижением российского бизнеса на международные рынки и стремлением большинства организаций сделать свой бизнес более цивилизованным, стабилизировать репутацию в глазах заинтересованных сторон, снизить уровень нефинансовых рисков [5].

На современном этапе необходимость повышения социальной ответственности бизнеса отмечается на самом высоком государственном уровне. При этом особо важная роль в этом процессе отводится госкорпорациям и компаниям с государственным участием. Так, в июне 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев поручил Правительству Российской Федерации разработать предложения «о порядке применения добровольных механизмов экологической ответственности в компаниях с государственным участием, а также об обязательной регулярной публикации государственными корпорациями, доля участия


государства в которых составляет 100%, нефинансовых отчетов об устойчивости развития, подлежащих независимой проверке или заверению»1.

Программой развития ООН (ПРООН) и Ассоциацией менеджеров России в 2004 году был подготовлен доклад «О социальных инвестициях в России. Роль бизнеса в общественном развитии», который дает расширенное определение понятию корпоративной социальной ответственности применительно к России:




Каталог: upload-files -> vuz v licah -> publish -> asaul aa -> statii ru
upload-files -> Вопросы к экзамену кандидатского минимума «История и философия науки»
upload-files -> Вопросы к экзамену кандидатского минимума «История и философия науки» для специальности «Педагогика»
upload-files -> Федеральное агентство по образованию
upload-files -> Вопросы к экзамену кандидатского минимума «История и философия науки» для специальности «Психология»
upload-files -> Вопросы к экзамену кандидатского минимума «История и философия науки» для специальности «Геотехнология»
upload-files -> Вопросы по курсу «Социологические исследования в менеджменте»
statii ru -> Вадим Аркадьевич Кощеев д-р экон наук, Самоорганизация в экономических и этнополитических системах
statii ru -> Вадим Аркадьевич Кощеев д-р экон наук, Самоорганизация в экономических и этнополитических системах


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница