Социальная организация российского бизнеса: теоретико-методологические подходы и их реализация в эмпирическом исследовании



Скачать 396.16 Kb.
Pdf просмотр
страница1/11
Дата24.02.2018
Размер396.16 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА:
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЭМПИРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Автор: А. Г. ЭФЕНДИЕВ, Е. С. БАЛАБАНОВА
ЭФЕНДИЕВ Азер Гамидович - доктор философских наук, директор Центра исследований
социальной организации фирмы факультета менеджмента Национального исследовательского
университета - Высшей школы экономики (E-mail: efendiev@hse.ru). БАЛАБАНОВА Евгения
Сергеевна - доктор социологических наук, профессор, заместитель директора того же Центра (E- mail: balabanova@hse.ru).
Аннотация. Статья - первая из двух, представляющих результаты эмпирического исследования, проведенного в 80 российских бизнес-организациях 14 отраслей экономики, в 8 федеральных округах
РФ. Обе статьи объединены единым теоретико-методологическим подходом к научному анализу бизнеса как социокультурного явления. Авторы обосновывают понимание социальной организации бизнеса как более широкого по сравнению с популярным термином "организационной культуры".
Делается акцент на необходимости разведения в эмпирическом исследовании "ментальных" и "практических" аспектов функционирования организации. Обосновывается выделение трех ключевых параметров изучения социальной организации фирмы. Представлен эмпирический анализ первого их трех параметров - степени развитости достиженческих (меритократических) принципов социальных взаимодействий в российском бизнесе.
Ключевые слова: социальная организация * бизнес * социокультурное * ментальность
Постановка проблемы и теоретико-методологические подходы ее решения.
К концу первого десятилетия XXI в. российский бизнес и общество в целом приобрели вполне устойчивые черты, в том числе ряд проблемных: сырьевой характер экономики, недостаточное развитие конкуренции, невосприимчивость к инновациям и высоким технологиям, зависимость от государственной власти. Поиск причин возникновения этих проблем ведет к пониманию того, что барьеры развития коренятся в социальном устройстве российской бизнес-среды: представлениях о том, как должны строиться взаимоотношения между участниками бизнес-процессов, реализуемых в практике российских фирм стандартов взаимодействия акторов. В обществе по этому вопросу имеется множество противоречивых догадок, легенд, мифов, построенных на единичном опыте, личных впечатлениях, а не на основе научно добытых фактов. И это главное, что подвигло нас на проведение исследования, посвященного социальной организации российского бизнеса.
Проблематизация социального устройства российского бизнеса привела к необходимости разработки теоретико-методологических подходов, которые, с одной стороны, учитывают накопленный в отечественной и мировой науке опыт, с другой - включают выработку новых идей. Остановимся на важнейших из них. стр. 58




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница