Социальная модель бизнес-коммуникации



Скачать 58.77 Kb.
Дата14.01.2018
Размер58.77 Kb.


СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ

  1. Существование человека в социуме предполагает его активное взаимодействие с другими людьми. Во время взаимодействия человек активно обменивается информацией, оказывает влияние на отдельных представителей социальных групп, членом которых он является, а также на эти социальные группы в целом. Это взаимодействие происходит путем социальных коммуникаций. Если воспользоваться определением, которое дает коммуникации социальная психология, то социальная коммуникация представляет собой прежде всего обмен информацией между индивидами с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации посредством общей для всех сторон коммуникации системы символов. Главной задачей социальной коммуникации является достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого из составляющих элементов этой общности.

  2. Как любое сложное явление социальная коммуникация состоит из единиц коммуникации, т.е. коммуникантов. Коммуникант в процессе коммуникации может играть роль либо отправителя сообщения либо его получателя. Отправитель сообщения сначала кодирует свое сообщение с помощью общей для сторон коммуникации системы символов, а затем отправляет сообщение. Получатель сообщения раскодирует полученное сообщение, извлекая из него информацию. Такое взаимодействие называется коммуникативным актом. Необходимо учитывать то, что в процессе коммуникации часть информации может утрачиваться. Это зависит от способности отправителя адекватно закодировать посылаемое сообщение, а также от способности получателя адекватно раскодировать и понять информацию, содержащуюся в сообщении.

  3. Существует пять основных уровней исследования коммуникации. Интраперсональная коммуникация занимается изучением коммуникативного взаимодействия индивида с самим собой, процессы обработки им информации. Интерперсональная коммуникация занимается коммуникативным взаимодействием индивидов с друг другом с помощью вербальных и невербальных средств. В сферу интересов интерперсональной коммуникации входят параязыки и кинесику, т.е. совокупность телодвижений в процессе коммуникации. Параязык представляет собой самый близкий к вербальным средствам передачи информации невербальный способ передачи информации. Параязык – это то средство, с помощью которого передается вербальное сообщение. Голосовые атрибуты параязыка включают скорость, громкость, ритм, тембр, смысловое ударение и резонанс. Групповая коммуникация занимается исследованиями групповой динамики, к ней относится также исследование институциональной коммуникации. Массовая коммуникация имеет дело с сообщениями, направляемыми массовой аудитории через средства массовой информации, часто с политическими или коммерческими целями. Пятый вид коммуникации изучает процессы коммуникации с объектами, не являющимися людьми, в первую очередь, с машинами, компьютерами, банкоматами и многими другими.

  4. Коммуникативная деятельность в социуме осуществляется в трех формах: общение, которое предполагает диалог равноправных партнеров; подражание – заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими; управление – целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации.

  5. Бизнес-коммуникация представляет собой вид специализированной интерперсональной или групповой социальной коммуникации при котором субъекты информатизации производят обмен информацией в процессе решения задач предпринимательства. Под информатизацией в данном случае понимается обеспечение структурированной информацией (знаниями, фактами), имеющей практическое значение при обосновании и решении задач, связанных с определенной деятельностью. Бизнес-коммуникация позволяет организовать и оптимизировать профессиональную, производственную или коммерческую деятельность. Необходимо помнить, что бизнес-коммуникация всегда представляет собой предметно-целевую деятельность. Эта особенность бизнес-коммуникации находит отражение в том, что содержание каждой коммуникативной формы, каждой речевой конструкции зависит от коммуникативного намерения и ожидаемого результата. Каждая конкретная цель бизнеса требует своего конкретного содержания коммуникации. Если, например целью бизнес-коммуникации инструктаж, то содержание и форма подачи инструктивные.

  6. Функции бизнес-коммуникации:

- инструментальная (т.е. относящаяся к фактическому состоянию дел). Инструментальная функция бизнес-коммуникации представляет собой социальный механизм управления;

- интегративная (т.е. обращенная на объединение деловых партнеров);

- самопрезентация (направлена на самоутверждение и раскрытие личностного потенциала);

- трансляционная (передача способов деятельности);

- социального контроля (регламентация деятельности и поведения);

- функция социализации (направленная на развитие навыков делового общения, включая этикет делового общения);

- экспрессивная (выражение эмоций)


  1. Успешность бизнес-коммуникации зависит от коммуникативной компетентности всех участников коммуникации. Коммуникативная компетентность в узконаправленном смысле бизнес-коммуникации представляет собой способность к заключению и поддержанию эффективных контактов с другими участниками бизнес-процесса.

  2. Вербальный компонент бизнес-коммуникации:

- имеет свою лексико-грамматическую и стилистическую специфику, которая проявляется в том, что ее сугубо деловой и конкретный характер препятствует проникновению грамматико-стилистических средств художественной литературы, зато влияние разговорно-бытового и официального делового стилей проявляются наиболее ярко, а также требует предельной ясности и конкретности послания.

- важное значение приобретает грамматико-стилистическая правильность речи, отсутствие терминов-синонимов в одном сообщении, отсутствие слов-паразитов, которые мешают получателю принять информацию во все полноте, избегание плеоназмов (одновременного употребление близких по смыслу слов, ведущих к речевой избыточности), тавтологии (повторения разными словами одной и той же информации), неудачного порядка слов, ведущего к неясности высказывания

- требует владения риторическим инструментарием деловой речи (в риторике используются следующие психолого-дидактические принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность)

9. Невербальный компонент бизнес-коммуникации:

- требует соблюдения следующих принципов: доступности (учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и делового опыта); ассоциативности (вызов сопереживаний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти); экспрессивности (эмоционально напряженная речь отправителя послания в ходе коммуникативного акта); интенсивности (характеризуется темпом подачи информации с учетом дифференцированного темпа изложения и усвоения речи с учемто особенностей получателей сообщения0

- требует использования коммуникативных эффектов: эффекта визуального имиджа (жестов – естественных, дозированных, управляемых, разнообразных, используемых четко по назначению); эффекта первых фраз (оригинальная и интересная подача информации в начале коммуникации); эффект аргументации (обоснованность, убедительность, логичность в подаче информации); эффект порционного выброса информации (заранее продуманное распределение по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, использование нужных пауз и смысловых подчеркиваний); эффект художественной выразительности (окраска речи); эффект релаксации (сочетание эмоционального и рационального)

10. Важное значение имеет грамотное применение логических законов при бизнес-коммуникации, поскольку информация, передаваемая в посланиях при бизнес-коммуникации должна быть максимально точно зашифрована отправителем и затем расшифрована получателем:

10.1. закон тождества (предмет мысли в пределах одного коммуникативного акта должен быть неизменным). При нарушении закона тождества возможны следующие ошибки:

- ошибка эквивокации (отказ от использования многозначных слов то в одном, то в другом значении, что затрудняет расшифровку информации, заключенной в послании);

- ошибка логомахии (избегание споров о значении послания без уточнения значения многозначных слов);

- ошибка амфиболии (высказывание многозначных суждений непреднамеренно, не замечая этой многозначности);

- ошибка полисемии (использование слов, обладающих рядом близких значений при этом соотносящихся с недостаточно определенным (различным) понятием

10.2. закон противоречия (не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает, а другое отрицает то же самое)

10.3. закон исключенного третьего (из двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, а другое ложно). Получатель послания должен быть уверен в истинности того же суждения, что и отправитель послания.



10.4. закон достаточного основания (достаточным основанием для какой-либо мысли может служить любая другая мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница