Социальная философия



Скачать 126.91 Kb.
страница1/3
Дата21.02.2018
Размер126.91 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3

сОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

программа курса

Пояснительная записка


Цель и задачи курса — ввести студентов в круг проблем классической политической традиции, социальной мысли XIX—начала XX вв. и современной социальной теории; снабдить их базовыми знаниями в предметной области учебной дисциплины «социальная философия»; познакомить с историей западной социально-политической мысли, сосредоточив при этом внимание внимание на ее ключевых проблемных полях, понятиях и мыслительных фигурах;; создать навыки самостоятельного мышления в плоскости проблематики курса; научить пользоваться инструментарием современной социальной теории для анализа современных мировых и российских социальных и политических проблем.
Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Философия» — Данный курс существенно углубляет теоретическую базу культурологического образования, — он входит в цикл определяющих философских дисциплин и формирует, таким образом, значимый фрагмент общепрофессиональной подготовки специалиста-философа.
Организационно-методические указания — используются традиционные формы лекции и семинара. На семинарах анализируются не только классические тексты, но и актуальные явления, к которым приложим инструментарий социальной теории.

Продолжительность и структура курса —



48 часов лекций, 46 часов семинаров, 122 часа внеаудиторной работы.




Темы лекций и практических занятий

лек.

сем.

1

Социальная философия как философская наука и ее основные проблемы. Место социальной философии среди философских и социально-научных дисциплин. Основные этапы исторического становления дисциплины. Предметная определенность социальной философии. Методическая и целеполагающая специфика социальной философии. Современность как проблема социальной философии.

2




2

Классическое учение о политике. Платон. Аристотель. Цицерон. Св. Августин. Фома Аквинский. Марсилий Падуанский. Классическое учение о политике как учение о высшем человеческом благе, основанное на теории человеческой природы. Предмет, метод и целеполагание классического учения о политике. Принцип единства политики и этики. Теория человека как политического животного и политического сообщества полисного типа как естественной среды для обретения благой жизни. Проблема политической справедливости как вопрос об условиях признания политического строя справедливым. Учение о формах политического правления. Трансформация классического учения о политики в средневековой политической философии Запада. Проблема взаимоотношения веры и разума, государства и церкви, светской и духовной власти как центральная проблема средневековой политической философии. Политическое учение Фомы Аквинского и его роль в трансформации средневековой политической философии Запада. Понимание политического и социального порядка как расширенного порядка семейных отношений. Обеспечение спокойствия и мира как два главных критерия хорошего социального порядка. Теория человека как homo socialis и патриархальная концепция христианской монархии у Фомы Аквинского.

2

2

3

Трансформация классического учения о политике в политической философии Возрождения. Макиавелли. Мор. Кампанелла. Переосмысление Макиавелли проблемы политического господства как техники захвата, удержания и расширения власти. Проблема рациональной организации социального порядка как способа гарантированного удовлетворения материальных потребностей общества в «Утопии» Мора. Отвлечение проблем эффективного политического господства и рациональной социальной организации от морального контекста человеческой жизни. Переход от рассмотрения моральных условий благой и счастливой жизни к рассмотрению действительных условий жизни людей как определяющая черта политической философии Возрождения. Переход от практической к технической перспективе рассмотрения проблем политики и общества. Учение о государственном интересе (raison d’etat) XVI—XVII вв. как способ трансформации классического политического учения.

2

1

4

«Социальная физика» XVII века. Бэкон. Декарт. Гоббс. Спиноза. Локк. Пуфендорф. Научная революция XVII века и изменение методических подходов к исследованию политики и общества. Появление проблемного поля социального взаимодействия между индивидами и его рациональной организации как нового объекта социально-научного исследования. Переосмысление понятия человеческой природы в политической философии Гоббса и проблема «социальной физики» XVII века. Ключевые понятия — стремление к самосохранению, страх смерти, право на жизнь, естественные законы, общественный договор, суверен, общая власть.

2

1

5

Социальная философия XVIII в. Д. Юм. А. Смит. А. Фергюсон. Э. Бёрк. «Физиократы». Монтескье. Руссо. Кондорсе. Вико. Феномен «коммерческого общества» (А. Фергюсон), основные тенденции его развития, цивилизационные достоинства и недостатки. Рождение концепции «социального класса» (Д. Миллар).

2

1

6

Современность ка к предмет социальной философии.

2

1

7

Социальная философия Г. В. Ф. Гегеля. Основные положения философии «абсолютного идеализма» Гегеля. Тезис о движении мирового духа к самопознанию посредством его самоотчуждения и снятия отчуждения, т. е. посредством раздвоения его на субъект и объект и снятия этого раздвоения в последующем синтезе как исходная идея философии Гегеля. Понятие абсолютной идеи, принцип тождества бытия и мышления, принцип диалектического развития. Историзм Гегеля как объяснительная теория исторического процесса, имеющая в своей основе учение о саморазвитии абсолютной идеи. Система и метод Гегеля. Система Гегеля как философская энциклопедия, «раскрывающая необходимую, определенную понятием взаимосвязь и философское происхождение основных понятий и принципов науки». Три части философской системы: наука логики, философия природы, философия духа. Логика как наука о чистом понятии и абстрактной идее. Природа как внешняя реализация идеи. Дух как возвращение идеи к самой себе. Идеалистическая диалектика Гегеля и ее основополагающие структуры: отрицание, отрицание отрицания, тождество противоположностей, «снятие» (Aufhebung), переход количества в качество, противоречие и т. д. Вопрос об «эзотеризме» философии Гегеля как проблема политического вмешательства теоретическими средствами.

Формирование философской системы Гегеля и специфика ранних социально-политических воззрений философа. «Феноменология духа» как «истинный исток и тайна гегелевской философии» (К. Маркс). Проблема формирования социальной идентичности и «борьба за признание». Диалектика раба и господина как диалектика социальной эмансипации. Гегелевское понимание Я как тождества всеобщего и особенного. Проблема «отчуждения» и его социально-философский смысл. Формы отчужденного духа. Философия объективного духа как попытка примирения противоречий современности. Структуры объективного духа в «Феноменологии духа». Истинный дух, нравственность. Отчужденный от себя дух, Просвещение. Дух, обладающий достоверностью себя самого, моральность. Критика Гегелем односторонне-рассудочного характера идеалов Просвещения и их практической реализации в период Французской революции. Французская революция как истина Просвещения, снимающая противоположность всеобщей и единичной свободы через террор (глава «Абсолютная свобода и ужас»).



Гегелевская концепция модерна. Гегелевская концепция современного общества как «экспрессивной тотальности», всеми своими сторонами выражающей принцип субъективности. «Субъективная свобода» и «рефлексивность» как главные характеристики принципа новоевропейской субъективности. Индивидуализм, право на критику, принцип автономии действия и идейное господство идеалистической философии как центральные характеристики модерна в понимании Гегеля. Философия права Гегеля. Право как наличное бытие свободы. Абстрактное право, мораль, нравственность. Учение Гегеля о гражданском обществе и государстве. Критика Гегелем идеи рынка как саморегулирующейся системы, основанной на принципе laissez faire. Гегель о роли корпораций и бюрократии как проводниках социальной гармонизации в обществах модерна. Гегелевское государство как «действительность нравственной идеи». Гегелевская концепция философии истории как «прогресса в осознании свободы». Принцип «хитрости разума» как способ связи действий индивидов с закономерным ходом истории. Гегелевская концепция «воспроизводящих» и «всемирно-исторических» индивидов. Всемирная история как «истинная теодицея». Исторические судьбы социально-политического учения Гегеля.

2

1

8

Социальная философия марксизма. Младогегельянцы. Цешковский. Гесс. Бауэр. Штраус. Руге. Фейербах. Маркс. Энгельс. Формирование социальной философии марксизма. Переход Маркса и Энгельса от революционного демократии к коммунизму. Критика гегелевской философии права и проблема взаимоотношения гражданского общества и государства.

Исторический материализм. Материалистическое понимание истории как основа социальной философии марксизма. Основные понятия исторического материализма. Общественный труд как способ воспроизводства человеческой жизни. Экономическая форма воспроизводства жизни как характерная особенность существования человеческого рода. Понятие родовой истории (Gattungswesen). Понятие «способа производства». Способ производства как единство производительных сил и производственных отношений на определенной стадии их развития. Производительные силы. Производственные отношения как отношения, регулирующие доступ работников к средствам производства и распределение общественного богатства. Первобытнообщинный, античный, феодальный, капиталистический и коммунистический способы производства. Марксистская концепция истории как дискретной последовательности способов производства, указывающей направление социальной эволюции. Развитие общества как естественно-исторический процесс. Революции — локомотивы истории. Критерии общественного прогресса.

Проблемы строения общества и социального развития в социальной философии марксизма. Вопрос о движущих силах социального развития. Диалектика производительных сил и производственных отношений как двигатель социальных изменений в обществе. Понятие «общественно-экономической формации». Категории «базиса и надстройки». «Теорема о надстройке». Различные интерпретации «теоремы о надстройке» в социальной философии марксизма. Интерпретация, выдержанная в духе экономического детерминизма. Детерминация «в конечном счете» (Энгельс). Гегельянский неомарксизм и концентрическая зависимость всех инстанций общества от его социально-экономической структуры. Структуралистский марксизм и сверхдетерминация.

Марксова критика буржуазного общества как критика политической экономии. Теория прибавочной стоимости как открытие «тайны» капиталистической эксплуатации. Закон стоимости. Товар как «экономическая клеточка» капиталистического общества. Потребительная и меновая стоимость.Общественно необходимый труд как мера стоимости товара. Прибавочная стоимость. Исторические границы капиталистического производства. Исторические границы капиталистического производства. Противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистическим способом присвоения как основное противоречие капитализма.

Политическая теория марксизма. Маркс о всемирно-исторической роли пролетариата. Классовая борьба и пролетарская революция. Экономическая, политическая и идеологическая формы классовой борьбы пролетариата. Проблема объективных и субъективных условий пролетарской революции. Вопрос о завоевании пролетариатом политической власти как главный вопрос пролетарской революции. Центральное место учения о партии в политической теории марксизма. Массовая партия и авангардная партия как вклад реформистского и революционного социализма в политическую теорию марксизма. Пролетарская революция и диктатура пролетариата. Парижская коммуна 1871 г. и ее роль в формировании марксистской концепции государства-коммуны.


2




9

Социальная философия XIX века. Сен-Симон. Конт. Тэн. Бентам. Милль. Ницше. Тоувиль. Дарвин. Спенсер. Дильтей. Ключевые понятия — позитивизм, историцизм, материализм, эволюционизм, социал-дарвинизм, расизм.

Социальная философия Дж. С. Милля (1806—1873). Утилитаризм как теоретическая основа социальной и политической философии Милля. Критика Миллем утилитаристской концепции И. Бентама. Человеческая природа. Опасность тирании большинства. Милль о свободе. Позитивная и негативная свобода. Негативная свобода как условие развития гениальной человеческой индивидуальности. Достоинства свободы. Сферы свободы. Проблема истины в политике. Структура и роль правительства. Необходимость ограничения полномочий правительства и бюрократии. Идея представительного правления. Милль о «национальном вопросе» в европейской политике XIX в. Политическая экономия Милля и пределы частнокапиталистического предпринимательства. «Социальный вопрос» в XIX веке в свете отношения Милля к социализму. Милль о проблеме равноправия женщин. Критика социально-политических воззрений Милля.

2



Литература к курсу





Каталог: data -> 372
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
372 -> Социология коммуникации
372 -> Программа курса "Социология культуры"


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница