Социальная адаптация мигрантов– одно из решений демографических проблем России



Скачать 45.15 Kb.
Дата28.07.2018
Размер45.15 Kb.

Социальная адаптация мигрантов – одно из решений
демографических проблем России


Никофоров Артем Владимирович

Студент

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины,

экономический факультет, Гомель, Беларусь

E–mail: skynettrma@mail.ru

В настоящее время миграция – массовое явление. Ежегодно мигрирует более 3% населения Земли и год от года численность мигрантов растет. Так, с 1990 года численность международных мигрантов в мире в целом возросла почти на 70 млн. человек. Самые крупные международные миграционные потоки направлены из развивающихся стран в развитые. Наиболее желаемыми для иммигрантов – страны Западной Европы и США. В лидеры по показателям иммиграции выходит и Россия. Россия является одновременно одним из лидеров по количеству эмигрантов.

В первые с 1991 года в России был зафиксирован скромный естественный прирост, миграционное сальдо сложилось положительным, однако не смотря на эти факты население России стареет, доля трудоспособного населения снижается. По оценкам экспертов, для того что бы сохранить численности трудоспособного населения Россия должна принимать не менее одного миллиона мигрантов в год. Следовательно, для удержания экономического роста на прежнем уровне Россия должна принять к середине XXI века почти 20 млн. иммигрантов. Для осуществления этой задачи необходимо выработать комплекс мер по привлечению и адаптации мигрантов. Например, выдача предприятиям лицензий на вербовку мигрантов поможет решить проблему нехватки «рабочих рук» и приведёт в равновесие спрос и предложение на рынке труда. Одной из важнейших задач миграционной политики является адаптация мигрантов, интеграция их в социум. На практике можно использовать несколько моделей социальной адаптации в зависимости от причин миграции:

1. Анклавная модель адаптации, которая предполагает компактное расселение мигрантов, сосредоточение вокруг конфессионального или культурного центра, тесное общение внутри диаспоры, сохранение языка и культуры, а так же минимальные контакты с коренными жителями. Такая модель наиболее комфортна для мигрантов.

2. Модель адаптации, когда переселение добровольно и вызвано социально-экономическими мотивами, желанием получить материальную или моральную выгоду от переезда на новое место. В ней предполагается меньшая консолидация среди мигрантов, их «рассеянное» размещение, максимальное включение в общественное устройство и жизнь принимающего социума. Такая модель предпочтительна для принимающей стороны.

3. Модель социальной адаптации, в которой предполагается добровольное диаспоральное общение наряду с «рассеянным» размещением мигрантов. Данный тип социальной адаптации в современных условиях является оптимальной, «золотой серединой» между первыми двумя типами. Такая модель позволяет достичь того равновесия, при котором мигрант мог бы чувствовать себя полноправным членом общества и в то же время достойным представителем своего народа. [5]

Но для того, чтобы миграция решала проблемы принимающей страны, а не создавала их, необходима продуманная государственная миграционная политика. Например, чтобы миграция не носила временной характер и позволяла решить демографические проблемы, важно не только адаптировать мигранта к новой среде, но и постараться сделать из него гражданина. Необходимы целенаправленные меры, способствующие ассимиляции мигрантов, формированию полноправных, ответственных граждан государства, которое дало им возможность жить полноценной жизнью.

Решить эту проблему можно путем создания сети учреждений, доступных для мигрантов, основными задачами которых станут информационно-просветительская работа, юридическая помощь, психологическая поддержка. Организация адаптационных центров для мигрантов, школ по изучению языка, истории, законодательства принимающей страны, краеведческих, этнографических клубов с активным привлечением мигрантов, безусловно, будет способствовать первоначальной адаптации и дальнейшей ассимиляции мигрантов, воспитанию в них уважения к законам государства и в перспективе формированию полноценных граждан принимающей страны.

Кроме того, очень важно воспитывать у коренных жителей толерантное отношение к людям другой национальности. Если уровень толерантности не высок, то следует его воспитывать, совершенствовать и развивать, проводя ряд мероприятий. Например, в школах, где велика доля детей мигрантов, можно проводить занятия в клубах национальных культур, заручившись поддержкой национальных диаспор, создавать классы с углубленным изучением культуры и языка той или иной национальности, объявлять дни национальных культур. Такие мероприятия оказывают положительное воздействие на адаптацию мигрантов, являющихся членами социума новой страны, и одновременно с этим сохраняющих свою самобытность для последующих поколений.

Формирование навыков общения как детей мигрантов, так и детей принимающего населения должно начинаться с учреждений дошкольного образования и школы. Ведь дошкольный, а затем и школьный возраст – это та стадия развития человека, когда формируются взгляды на жизнь, принципы и убеждения, отношение к окружающему миру. В учреждениях образования необходимо создавать структуры по работе с детьми мигрантов, в которых будут помогать им осваиваться в новой среде, формировать базовые навыки общения, а так же мотивировать общение и сотрудничество между детьми мигрантов и детьми коренных жителей, обеспечивая их совместную деятельность.



Мероприятия по созданию комфортной среды для мигрантов, облегчение процессов адаптации, формирование толерантного отношения коренного населения улучшают миграционный климат, тем самым делая страну привлекательной для мигрантов, повышая приток квалифицированных кадров, что, безусловно, благоприятно влияет на развитие государства в целом.
Литература

  1. Западнюк, Е.А. Международная миграция рабочей силы и международный рынок труда: институциональная регламентация / Е.А. Западнюк. – М.  : Интеграция, 2007.

  2. Западнюк, Е.А. Трудовая миграция населения и ее влияние на формирование рынка труда / Е.А. Западнюк. – Брянск : Дельта, 2007.

  3. Сорвиров, Б В., Репьевская, О.А. Международная трудовая миграция как глобальная проблема современности. – Брянск : Дельта, 2009.

  4. Мукомель, В. Миграционная политика России. – М., 2005.

  5. Назарова, Е.А. Психолого-социальная адаптация мигрантов мегаполиса // Известия российской академии образования. – 2006. – №2 . – С. 91–97.

  6. Закорец, В.С. Международная миграция как фактор формирования трудовых ресурсов Республики Беларусь. – URL: http://www.pac.by/dfiles/001177_579288_ zagorec_4.pdf

  7. Миграция и денежные переводы: цифры и факты – 2011. Изд. 2-е. – URL: http:// siteresources.worldbank.org/INTPROSPECTS/Resources/334934-1110315015165/Fact book2011Russian.pdf

Каталог: archive -> Lomonosov 2013 -> 2353
archive -> Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2017
archive -> Конференция «Ломоносов 2017» Секция «Психология современной семьи»
archive -> Первая глава «Виртуальность современного общества: история и современность» состоит из двух параграфов, в которых
archive -> В. И. Игнатьев, докт филос наук, профессор кафедры социологии Новоси- бирского государственного технического университета (нгту), А. Н. Степанова
archive -> На Ученом Совете философского факультета
Lomonosov 2013 -> Двиижение и пространство в Москве – Петушки Венедикта Ерофеева и
Lomonosov 2013 -> Соковнина Вероника Владимировна Соискатель Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия Особое место в современной российской литературе занимает литература
2353 -> Современные тенденции демографического развития Алтайского края Еремин Алексей Алексеевич


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница