Смысложизненные ориентации, эмпатия и креативность у представителей групп



Скачать 144.07 Kb.
Pdf просмотр
страница1/6
Дата30.06.2018
Размер144.07 Kb.
  1   2   3   4   5   6


УДК
159.954:159.937
Артамонов Денис Геннадьевич


аспирант кафедры общей

и педагогической психологии

Академии психологии и педагогики

Южного федерального университета


СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ,

ЭМПАТИЯ И КРЕАТИВНОСТЬ

У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГРУПП

РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ



Аннотация
:
В статье приводятся особенности ценностных
подходов к анализу факторов смысловой содержа-
тельности, варианты теоретических направле-
ний изучения аспектов эмпатии и креативности.
Затрагиваются темы ценностных понятий в
структуре субъективного опыта, особенностей
психологических исследований типологии лич-
ностных смыслов, восприятия как проблемы об-
раза мира. Рассматриваются существующие или
потенциальные модели взаимодействия психоло-
гии и эстетики. Описываются вопросы соотноше-
ния структуры субъективного опыта и ценност-
ного бытия, психологические характеристики цен-
ностных ориентаций, эмпатии и креативности.


Ключевые слова

ценности, личностный смысл, восприятие, пси-
хология деятельности, ценностное отношение,
эмпатия,
креативность,
профессиональная
направленность, аксиология.






Artamonov Denis Gennadievich

PhD student,
General and Educational Psychology Department,
Academy of Psychology and Education Science,
Southern Federal University

THE LIFE PURPOSE
ORIENTATIONS,
EMPATHY AND CREATIVITY OF
REPRESENTATIVES OF
VARIOUS PROFESSIONAL GROUPS


Summary:
The article deals with the specific features of value ap-
proaches to the analysis of factors regarding the mean-
ing content, the options of theoretical approaches to
the study of empathy and creativity aspects. The au-
thors discuss the value concepts in the structure of
subjective experience, the features of psychological re-
searches of personal meanings typology, perception as
a problem of an image of the world. Existing or potential
models of psychology and aesthetics interaction are
considered. The paper describes correlation of the sub-
jective experience structure and the value being, psy-
chological features of value systems, empathy and cre-
ativity.


Keywords:
values, personal meaning, perception, psychology of
activity, value attitude, empathy, creativity, profes-
sional orientation, axiology.


Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее значимых и актуальных объектов междисциплинарного исследования философии, социологии, этики, политологии и психологии на всех этапах их становления как научных направлений. Переоценка ценностных ориентаций в возрастном периоде юношества, студенческой социальной ситуации развития, когда формируется иерархия системы ценностей, значительно влияет наличность, требует внимательного исследовательского отношения к этим факторам именно в контексте возрастных изменений. Важность изучения эмпатии и креативности определяется необходимостью тщательного описания не только структуры их взаимосвязи, но и особенностей этих качеств, обусловленных другими областями, например профессиональной сферой деятельности [
4; 5]. Мы хотим показать, как связаны ценностные ориентации, эмпатия и творческие способности у представителей групп разной профессиональной направленности, обучаемых в условиях южного российского региона.
С ценностным отношением тесно соприкасается понятие личностного смысла. Изменение представления о смысловой сфере деятельностного направления в российской психологии можно представить тремя периодами. Первый (конец 1930
- х серединах гг.) характеризуется формулированием определения личностного смысла как объяснительного понятия и его глубоким теоретико- экспериментальным исследованием в разнообразных структурно- функциональных планах. Второй этап (вторая половинах гг.) включает введение несколькими авторами (среди которых А.Г.
Асмолов, Б.С.
Братусь, В.В.
Столин, О.К.
Тихомиров и др) дифференцированного ряда схожих категорий смыслового образования, операционального смысла, смыслового конструкта и т. д. Третий период (начало 1980
- х гг.) составляет схождение этих теорий, формирование классификации смысловых образований (Е.Е.
Насиновская и др, синтетических понятий (например
«динамическая смысловая система»

А.Г.
Асмолов
, смысловая сфера личности Б.С.Братусь), концепций смысловой динамики (Ф.Е.
Василюк), смысловой саморегуляции
(Б.В.
Зейгарник, В.А.
Иванников). На данном этапе можно описать многосоставную смысловую реальность, объединяющую разнообразные механизмы и структуры [6, с. 103]. Неизученным остается вопрос соотношения восприятия и понимания текста, тесно связанный с аксиологической проблематикой [
7].




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница