Сми как источник формирования культурных стереотипов



Скачать 121.9 Kb.
Дата02.08.2018
Размер121.9 Kb.


Ольга Дубровская

Белорусский государственный университет
СМИ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ
СТЕРЕОТИПОВ

В современной социокультурной системе приоритетные позиции занимают средства массовой информации, а журналистская деятельность обуславливает динамику культуры и одновременно является ее продуктом. Духовные ценности, которые создают журналисты, - продукт социокультурной среды и в то же время его преобразователь, который трансформирует ценностный потенциал социума. В этом исслеловании мы попытаемся увидеть общность генезиса журналистики и культуры как явлений духовной жизни общества.

Журналистика, освещающая проблемы культуры, как никакая другая профессиональная деятельность, имеет возможности способствовать совершенствованию взаимоотношений человека и социума, развивать творческую, самостоятельную личность. Вся современная история окрашена взаимодействием массовой и классической культур. Произведения массовой культуры обращены, прежде всего, к чувствам, эмоциям читателя и зрителя. Телевидение, кино, видеоклипы, видеодиски — главные носители информации и массовой культуры. В этой социокультурной системе «культура журналиста — категория…, позволяющая оценить статус журналиста, уровень и методы реализации его творческих потенций в определенной исторической и социокультурной среде» [1, с. 18]. Методология журналистского труда, технологии современных СМИ формируются под воздействием социокультурного пространства, одновременно видоизменяя его. Нельзя недооценить, например, роль СМИ в формировании этнических стереотипов, которые отражают представления, возникшие в результате воспитания, образования, восприятия различных видов искусства, усвоения информации, почерпнутой из средств массовой коммуникации. Чем выше развита культура мышления, тем меньше человек склонен оперировать стереотипами. В практике международных отношений возрастает гуманитарный фактор. Мотивами к сотрудничеству все чаще становятся культурные потребности. СМИ участвуют в социализации личности, способствуют формированию установок, ценностных ориентаций, приобщают к социальному опыту, культуре [2, с. 51]. Культурную социализацию осуществляют социальные институты, которые представляют собой систему социальных структур, призванных удовлетворять потребности людей. В этой социокультурной системе приоритетны позиции СМИ, журналистики как сферы духовной деятельности, ведущего фактора культурной модернизации. Этот термин выражает понимание изменения культуры в плане ее приобщения к господствующим в мире образцам и ценностям. В век информационных технологий культурная модернизация — это развитие кинематографии, телевидения, науки и техники, новых социальных институтов культуры. Сегодня СМИ выступают ведущим агентом социализации, а журналист включает индивида в различные сферы общественной жизни. СМИ как источник формирования культурных стереотипов – мощный агент социализации. Культурологический аспект освоения действительности журналистом есть результат духовного общения, основу которого составляет культура «как живое, функционирующее и развивающееся целое: форма ее бытия – качества человека, которые не врожденны ему, а благоприобретены в ходе его жизни; и способы человеческой деятельности, в которых реализуются названные качества человека; третья модальность культуры – опредмеченные плоды этой деятельности, «вторая природа», создаваемая им как искусственная среда его обитания – материальная, духовная и художественная» [4, с. 50].

Особенности социализации на постсоветском пространстве состоят в том, что старые, устоявшиеся ценности в большей части не воспринимаются новым поколением, именно как ценности, нормы. С другой стороны, новые ценности также не могут окончательно быть восприняты ввиду того, что они еще не превратились в истинные ценности, нормы. Профессор В.А. Сидоров считает, что «журналистика, являясь важнейшим звеном духовной жизни человека, выступает в качестве общественно значимой ценности. …Ценность журналистики производна от культуры и взаимодействует с культурой журналиста» [3, с. 31-32]. Исследования социокультурной системы позволяют увидеть общность генезиса журналистики и культуры как явлений духовной жизни общества. Духовные ценности, создаваемые журналистами, — продукт культурной среды и одновременно ее преобразователь, который трансформирует ценностный потенциал социальной системы.

В ХХ веке в искусстве мы наблюдаем появление новых художественных направлений, аналога которым нельзя найти в предшествующих культурах. Это – авангард, модернизм и постмодернизм. Возникает ряд новых видов искусств. Их появление связано как раз с достижениями новейшей техники и технологии. Это фотография, кино, дизайн, телевидение, видеоклип, оснащенные супертехническими достижениями шоу. В наступившем тысячелетии заявили свои права на то, чтобы реально войти в художественную культуру, компьютерные и сетевые арт-проекты, «сетевое искусство» (net-art). Виртуальное искусство сейчас находится, конечно, в зачаточном состоянии. Но фото, видеополиэкраны, многоканальная звукозапись, лазерная светотехника, компьютерная поддержка, проектирование, моделирование, анимация уже сегодня позволяют создавать новые произведения, которые выходят за рамки прежних изящных искусств. Речь идет, к примеру, о появлении инсталляций, хэппенингов, перформансов. Эти произведения искусства становятся достоянием общественности благодаря телевидению, прессе, радио. Таким образом, журналист помогает понять язык культуры, ее семиотику. А СМИ и журналистская деятельность, в частности, обуславливают динамику культуры.

В настоящее время можно заметить все большую виртуализацию культуры мегаполиса. Новые технологии играют заметную роль и облегчают подготовку и организацию культурных мероприятий. Также при помощи интернета и цифровых технологий стало гораздо легче информировать город о событиях культурной жизни, а также заниматься вопросами PR. Журналист должен владеть этими технологиями и эффективно использовать в своей деятельности. Практически у каждого учреждения культуры есть свой интернет-сайт, а у некоторых еще и группы в социальных сетях, созданные с целью постоянно получать обратную связь от граждан.

Музеи все чаще внедряют проекты под названием «Виртуальная экскурсия». Один из таких появился в музее Марка Шагала в Витебске. Невидимый экскурсовод проведет путешественника по старинным улочкам Витебска, связанным с именем Шагала, – нынешней улице Кирова, во времена Шагала носившей название Вокзальная; по улице Революционной, которую художник помнил как Большую и Малую Ильинскую; и, конечно, по его родной Покровской. Здесь находится дом-музей художника, каждая комната которого также открыта для виртуального просмотра. Как и на настоящей экскурсии по дому-музею, после осмотра экспозиции турист отправится во внутренний дворик, где растут шагаловские яблони, находится памятник мастеру работы витебского скульптора Валерия Могучего. Виртуальному путешественнику предоставляется и еще одна возможность: посмотреть документальный фильм «С возвращением, Марк Захарович». Открытие электронной экспозиции активно освещалось в прессе. О выставке написали почти все издания республики, которые освещают вопросы культуры — это и специализированные журналы, и информационные агентства, и газеты, и общественно-политические еженедельники.

Беларусь активно ведет диалог культур с другими странами, не теряя своей концептосферы. Проходит множество мероприятий: Неделя Германии, Неделя французского кино — все эти мероприятия нам знакомы, мы посещаем их. Это показатель высокого уровня дипломатии и способности вести диалог с другими культурами.

Современная журналистика — составляющая духовного производства, в котором именно культура выступает универсальным способом творческой реализации журналиста, PR-специалиста через созданную духовную ценность. Для журналиста культура — это универсальный способ творческой самореализации, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Смысл не всегда осознается человеком, и не всякий смысл выражается рационально, он может стать общезначимым, объединяя людей, выступая основой их мыслей и чувств. В этом контексте культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей, сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу). Если в обыденном сознании культура выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и другие виды духовной деятельности, то культурология журналистики в системе культурологического научного познания использует понятие культуры для раскрытия сущности журналистского бытия, как реализацию творчества и специфического воздействия на массовое сознание. Культура — это социальная система функциональных форм деятельности, закрепившихся в общественной практике и сознании. Носителем и субъектом культуры является человек. Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность. Ценности культуры превращаются в акты поведения субъекта — культура живет в личностном поведении человека.

Сегодня, в век информационных технологий, особенно остро стоит вопрос формирования культурной компетентности личности. Значительную роль в этом процессе играют СМИ. Социокультурное знание, сконцентрированное не столько на объекте, предмете и технологии социальной практики познания, сколько на ее субъекте, исследует мотивационные, социально-организационные, регулятивные, информационно-коммуникативные, инновативно-творческие аспекты, а также оценочные критерии его деятельности, что в целом аккумулируется в совокупном социальном опыте людей, составляющем основу их культуры. В этом процессе приоритетны позиции журналистской деятельности и СМИ. Именно журналистика решает задачи повышения уровня культуры, сохранения духовных ценностей, формирования условий для свободного развития личности. В сложной и динамичной современной жизни СМИ призваны сохранять и передавать будущим поколениям вечные ценности: справедливость, благородство, честь, достоинство, гуманизм. Журналистская деятельность создает в обществе условия, которые могут в различной степени как соответствовать, так и не соответствовать превращению ценностей культуры в акты поведения личности.

Средства массовой информации в силу определенных причин приобрели в контексте современной культуры способность создавать единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания и поступки людей в единое духовное целое. Недооценка влияния СМИ на культурный процесс может стать причиной разрушения гуманистической основы смыслоценностных построений. Это представляется особенно важным сегодня, когда происходит интенсивная смена моделирующих оснований культуры, распространение продукции информационной инженерии, приобретшей под влиянием процессов глобализации общемировой характер.

Влияние СМИ на культуру и мышление оценивается по-разному, но признается всеми. Благодаря развитию СМИ, современный человек живет в мире, перенасыщенном разнообразной информацией. Его кругозор значительно шире, чем у человека «доинформационной» эпохи, он менее привязан к культурному контексту своей общности. СМИ открывают для современного человека разнообразный мир иных культур, мир природы и человеческого прошлого, делают его осведомленным о том, что происходит в других странах, превращают зрителя, фактически, в очевидца, мгновенно «перенося» его в центр событий, упраздняя пространство и время в качестве препятствий для получения информации.

СМИ служат для современного человека не только неистощимым источником сведений о реальности, но и фабрикой по производству «кумиров», образцов для подражания; источником ценностных ориентации и предпочтений. Популярные телеведущие и их собеседники становятся источником мнений и оценок для своей аудитории. Герои популярных фильмов порождают толпы подражателей и новые веяния в массовых модных пристрастиях. Их реплики, как и лозунги («слоганы») из рекламных роликов, входят в современный «фольклор». Дети играют в полюбившихся им героев.

Разнообразная информация, которую обрушивают на современного человека СМИ, зачастую никак не упорядочена, лишена логической связности и фрагментирована. Это определяет и способ восприятия мира аудитории СМИ. Мировоззрение утрачивает качество целостности и превращается в хаос разнообразных значений и образов.

Поскольку большую часть информации о мире человек сегодня получает именно через СМИ, огромное значение приобретает вопрос о том, что именно попадет в поле зрения СМИ и будет представлено аудитории в качестве «важного» и «значимого». Таким образом, СМИ не только предоставляют информацию, но и ранжируют её. В поле зрения СМИ редко попадают новости из мира науки и «высокого искусства» (если они не сенсационны и не поражают воображение обывателя), почти отсутствуют сюжеты, связанные с обыденной жизнью и повседневными обязанностями человека. Зато сообщения о преступлениях и катастрофах появляются регулярно. Информационно-новостные программы освещают события, происходящие в ряде стран, при этом остальные страны как бы вообще не существуют для СМИ и, соответственно, для их аудитории – ведь в современных условиях то, что не существует в СМИ, может не существовать вообще. Отбор информации сам по себе интересен. Он показывает зрителю, что важно (достойно внимания), а что – нет. Зачастую в качестве важного предстает как раз то, что реального значения для человека не имеет. Например, всегда вызывает ажиотаж церемония вручения премии «Оскар». Это «великое» событие волнует миллионы людей, причем, не только в США. На фоне разговоров об «Оскаре» меркнут все остальные сообщения и новости. Это лишь один пример неадекватной оценки значимости событий и явлений, связанный с логикой деятельности СМИ, для которых важны, прежде всего, «зрелищность» и «сенсационность». Развлекательные программы, транслируемые СМИ, должны быть доступными многим, а потому не слишком изысканными. Спортивные соревнования в данном контексте гораздо предпочтительнее литературных чтений, а телесериалы – программ, посвященных проблемам науки. Погоня за сенсациями и не слишком высокий уровень развлекательной продукции выступают наиболее частыми темами критики СМИ. Важной составляющей информации является и реклама. Реклама подвергается критике за насаждение ложных идеалов, попытку манипулировать поведением людей и т.д. Однако эти проблемы не являются непреодолимыми: существует опыт общественного телевидения (например, ВВС в Великобритании), нацеленного на просвещение и информационную аналитику, существует множество специализированных каналов. Сегодня человек может выбирать, какого рода информацию он предпочитает.

Гораздо важнее не столь очевидные культурные последствия деятельности СМИ. Среди них уже отмеченные выше фрагментация реальности и ранжирование информации. Следует отметить также изменение самого характера информации и способа её восприятия. Телевидение (самое распространенное из современных СМИ) оперирует не столько словами, сколько зрительными образами. Восприятие подобной информации не требует работы разума. Человек лишь пассивно усваивает, потребляет информацию. Задействован не разум, не мышление, а, прежде всего, эмоциональная сфера. В такой ситуации снижаются возможности для критического осмысления информации. Человек принимает на веру то, что видит. Срабатывает также эффект «присутствия»: человеку кажется, что он «своими глазами» видел какое-то событие, «своими ушами» слышал рассказ взволнованного очевидца. Между тем он видел лишь специально подобранный ряд образов, а слышать мог человека, специально приглашенного на роль «очевидца».

Самым молодым средством массовой информации является компьютерная сеть Интернет, позволяющая преодолеть многие недостатки традиционных СМИ (радио и телевидения). Аудитория телевидения и радио пассивна. Существует лишь две возможности проявить свою активность по отношению к воспринимаемой информации: выключить телевизор или радиоприемник, либо переключиться на другую программу. Аудитория вынуждена довольствоваться той информацией, которую для неё подобрали и скомпоновали другие. Пользователь глобальной сети сам ищет и отбирает необходимую информацию. Иинтернет представляет собой фактически неиссякаемый её источник. Пользователи сети имеют возможность вступать в диалог между собой, обмениваться мнениями и информацией. Любой пользователь может создать собственный сайт и стать творцом собственного, пусть и небольшого, СМИ, поддерживая при этом активный диалог с единомышленниками. В сети возрождается то пространство публичных дискуссий, об утрате которого говорил Хабермас. Интернет позволяет преодолевать культурные и территориальные границы с ещё большей легкостью, чем традиционные СМИ, при этом пользователь сам участвует в этом процессе, в то время как вместо представителя телевизионной аудитории это проделывают другие. Виртуальное пространство компьютерной сети становится пространством зарождения новых сообществ, объединенных общими убеждениями и интересами, при этом новые сообщества потенциально не имеют границ и могут включать людей, как живущих на соседних улицах, так и на разных континентах. Интернет позволяет людям проявлять себя более свободно, чем повседневное общение, перегруженное условностями, ролевыми ожиданиями, культурными стереотипами. В сети каждый пользователь формирует собственный образ по своему желанию.

Однако вместе с позитивными сторонами интернета существует ряд негативных последствий повсеместного распространения всемирной сети. Часто насыщенная жизнь в виртуальном мире служит средством ухода от реального мира. Активные связи с собеседниками в сети могут сопровождаться ослаблением социальных связей с реальным, а не виртуальным социальным окружением. Кроме того, информация, которую индивид находит в сети, самого разного характера и зачастую недостоверна или просто вредна. Чтобы плодотворно использовать ресурсы интернет, необходима предварительная подготовка, определенный уровень знаний.

Преобладающие в пространстве СМИ информационные технологии создали особую коммуникативную среду, в которой происходит не только нивелирование системы ценностей, но и неравномерное распределение информации, что ведет к информационному преимуществу одних индивидуумов перед другими, которое постепенно трансформируется в экономическое, политическое или социальное преимущество. Вместе с тем качественно новый уровень информационных технологий, возможность СМИ свободно выражать свое мнение, формировать новое качество современной культуры дают основание для дальнейших культурологических исследований ее информационной составляющей. В этих условиях особенно важно сконцентрировать внимание на месте и роли средств массовой информации в пространстве современной гуманитарной культуры.


Литература

1. Сидоров В. А. Политическая культура журналиста / В. А Сидоров. — Спб., 2010.

2. Социология журналистики: учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2004.

3. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры / М. С. Каган. — СПб, 2003.

4. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации / Д. П. Гавра. — СПб.,2005. — Ч. 1.





Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница