Скрытое (батин) — термин арабо-мусульманской философии, употребляется в паре с «явное» (захир)



Дата05.05.2018
Размер34.2 Kb.


А.В.Смирнов. Статьи по арабской философии в «Новой философской энциклопедии» (М.: Мысль, 2000)

© А.Смирнов 2000





АТОМИЗМ в арабо-мусульманской философии был развит мутакаллимами и включал теорию строения вещества, пространства и времени.

Большинство мутазилитов признавало, что деление тела имеет предел. Когда деление уничтожает всю «соединенность» (иджтима‘), остается «неделимая частица» (джуз’ ла йатаджазза’). Мутазилиты, признававшие возможность отдельного существования атома, называли неделимую частицу также «одиночной субстанцией» (джавхар мунфарид). Было несколько мнений в вопросе о свойствах неделимой частицы. Одни считали, что она может существовать сама по себе (инфирад) и принимать все акциденции, отождествляя ее с телом (джисм) и субстанцией (джавхар). Другие, допуская одиночное существование, не признавали наличия в ней трех измерений, чувственных качеств, жизни, способности к действию, знания, соглашаясь с возможностью движения, соприкосновения с шестью подобными частицами и соединения с ними, за счет чего образуется тело (ал ‘Аллаф). Нюансировкой этой позиции было признание цвета, вкуса, запаха (ал Джубба’и) или отрицание возможности соприкосновения с более чем одной другой частицей (Салих Кубба) и иные детали. Многие мутазилиты отрицали возможность отдельного существования неделимой частицы и признавали его только за их определенным сочетанием, которое именовали «столп» (рукн). Это мнение было связано, как правило, с тем, что одиночная частица признавалась лишенной всех или части пространственных измерений и недоступной восприятию. У некоторых (‘Аббад Ибн Сулайман) неделимая частица лишалась всех качеств, пространственных измерений и способности самостоятельного существования, превращаясь в чисто мыслительную конструкцию. Одни наименьшим сочетанием частиц считали две, говоря, что дальнейшее деление невозможно ни в бытии, ни в мысли. Другие, признавая возможность познания отдельной неделимой частицы и отрицая ее отдельное существование, считали столпом шесть частиц, расположенных попарно на трех пространственных осях; в таком случае столп, а не неделимая частица, становился непосредственным элементом для построения тела, причем и столп имел схожую с неделимой частицей природу, поскольку тело должно было состоять минимум из шести столпов (Хишам ал Фуватийй). Было мнение, что наименьшим способным существовать сочетанием частиц является восемь, причем конфигурацией двух лишенных измерений частиц образована длина, двух пар — плоскость и двух четверок — трехмерный объем. При соединении бескачественных атомов они сами производят тот минимальный набор акциденций, который необходим для существования тела.

Некоторые называли частицами цвет, вкус, жар, холод, жесткость, мягкость, считая, что наименьшее их число — десять и все вместе они составляют тело. Му‘аммар называл человека неделимой частицей.

Среди самих мутазилитов были противники тезиса о конечной делимости тел. Например, ан Наззам утверждал, что каждая частица может быть разделена пополам, и так до бесконечности. Некоторые выражали сомнение как в конечности, так и в бесконечности делимости тел. Мутакаллимами не было принято известное им перипатетическое решение вопроса, состоявшее в признании бесконечной потенциальной и конечной актуальной делимости тел.

Мутазилиты считали, что пространство строится «снизу вверх» и возникает как свойство вещества: либо шесть направлений признаются акциденцией частицы, либо большие измерения возникают как конфигурация меньших, а носителем наименьшего пространственного измерения является атом. Из их теории движения следует, что пространство обладает дискретной природой: «перемещение» (интикал) описывается как занимание телом двух разных «мест» (макан) в ближайшие моменты времени. Атомарная теория времени описывала единичные моменты (вакт, вакт фард, заман, заман фард) как включающие два рядоположенных события: уничтожение какой-то вещи и ее новое возникновение. При рядоположенности они не создают внутри атома времени длительности, которая возникает как их сочетание (см. Время).

Арабоязычный перипатетизм активно выступал против атомистической теории мутакаллимов, противопоставляя ей теорию тела как оформленной материи, теорию пространства как возникновение меньших измерений в качестве предела больших и континуалистскую теорию времени. Не соглашался с атомистической теорией строения вещества и ас Сухраварди, считавший невозможным ни мысленное, ни реальное существование одиночных атомов. Однако поскольку аргументы против атомизма исходили из представления о зримом существовании атомов в действительном пространстве, что не признавалось многими мутакаллимами, эта критика не реально не достигала своей цели.

Атомистическая теория времени была воспринята в суфизме, где стала основой теории «нового творения».




Каталог: win -> publictn -> nphenc
publictn -> Арабо-мусульманская философия
publictn -> Хал "состояние"
publictn -> Основой одной из возможных классификаций "намерений"
publictn -> Фадила "добродетель" — термин арабо-мусульманской философской и религиозной мысли, противопоставляется разила "порок"
nphenc -> Арабо-мусульманская философия — это традиция философ-ской рефлексии, возникшая и развившаяся в эпоху господства исламского мировоззрения в условиях преимущественно арабоязычной цивилизации и претерпевшая в наши дни значительную трансформацию под
nphenc -> Душа в арабо-мусульманской философии
nphenc -> Ишракизм («философия озарения», «иллюминативизм») — одно из направлений классической арабо-мусульманской философии
nphenc -> «успокоение разума» (Рахат ал-‘акл) — основной философский труд Хамид ад-Дина ал-Кирмани, представляющий собой систематическое изложение философии исмаилизма


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница