Скабелина Л. А., доц каф адвокатуры и нотариата мгюа им. О. Е. Кутафина, канд психол наук



Скачать 102.29 Kb.
страница1/4
Дата04.05.2018
Размер102.29 Kb.
  1   2   3   4

Скабелина Л.А., доц. каф. адвокатуры и нотариата

МГЮА им. О.Е.Кутафина, канд. психол. наук

О психологических типах доверителей

Идея классифицировать доверителей не нова. Р.Гаррис, рассуждая в свой знаменитой «Школе адвокатуры» о типах свидетелей, дающих показания в суде, описал 21 разновидность таковых: лжец, который является в суд с заранее сочиненными показаниями и говорит без запинки; зубастый свидетель, самоуверенный и готовый к бою; неподатливый свидетель вместо ответов кивает или качает головой; нерешительный свидетель, который может быть или осторожным и добросовестным, или лгуном; нервный свидетель; веселый свидетель; хитрец; лицемер и ханжа; свидетель, который частично говорит правду, частично – лжет; решительный свидетель; свидетель «складная душа»; полупрофессиональное лицо; представитель правительственной власти; полицейский; правдивый свидетель; врач; щетинистый свидетель; каторжник; сыщик по призванию; оценщик недвижимого имущества; графолог.1

Американский адвокат Дж.А.Эпплман, автор пособия для курсов повышения квалификации, отмечая, что не всех свидетелей можно уложить в предложенную им классификацию, выделяет следующие типы: соглашающийся свидетель; невразумительный свидетель; робкий, или колеблющийся свидетель; скрытный свидетель; заносчивый свидетель; преувеличивающий свидетель; догматик; задира; пустой малый; болтливый свидетель; лжесвидетель; женщины. Пользу классификаций свидетелей Дж.А.Эпплман объясняет тем, что к каждому из типов могут быть рекомендованы свои приемы при проведении перекрестного допроса2.

А.Ф.Кони, описывая влияние темперамента на свидетельские показания, приводит в качестве примера, варианты того, как опишут наезд трамвая на женщину представители разных темпераментов: «Сангвиник, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина – раздался раздирающий крик, хлынула кровь, - мне послышался даже трест костей, эта картина стоит перед глазами, преследует меня, волнуя и тревожа».

Меланхолик скажет: «При мне вагон трамвая раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров – все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратной потере – и картины осиротелой семьи с болью возникает в моей душе».

Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление неизбежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно начать звонить и предупреждать тем рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго судить!»

А флегматик расскажет: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа народа, что-то смотрят, я привстал в пролетке и вижу – лежит какая-то женщина поперек рельсов, - вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее!»3

Необходимость учитывать индивидуально-психологические особенности отмечают и современные адвокаты. Авторы книги «Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения» пишут о возможности разделить клиентов на три группы:

- первые напоминают доверчивого ребенка, ищут адвоката, на которого можно было бы переложить ответственность за решения своих проблем;

- вторые – клиенты-скептики – хоть и обращаются к адвокату, но в успех не верят;

- третьи – упрямые клиенты – они требуют делать то, что считают справедливым, не считаясь ни с фактами, ни с юридическими аспектами проблемы4.

Адвокат Т. Пухова, работая в сфере бизнес-адвокатуры, выделяет следующие группы клиентов по целям обращения к адвокату:

- те, кто пытается с помощью адвоката найти «связи», позволяющие повлиять на решение проблемы неформальным образом;

- те, кто через посредничество адвоката ищет деловые контакты с потенциальными партнерами;

- те, кто хочет делегировать ответственность за значимое решение, подбирает «жертву», чьими руками можно сделать «грязную» работу;

- те, кто пытается использовать авторитет адвоката (или адвокатского образования) для поднятия собственного имиджа;

- те, кто пытается ослабить позиции конкурирующей фирмы (попытка «перекупки» адвоката или «покупка» его нейтралитета);

- те, чья цель - формирование «страховочных» механизмов;

- те, кто хочет привлечь юриста в качестве партнера и игре на зрителя;

- те, чья цель – личное общение, не связанное с бизнесом.

Основания для классификаций могут быть разные, как и количество выделяемых типов. Главный недостаток классификаций, насчитывающих малое количество типов, состоит в том, что все многообразие человеческой индивидуальности невозможно без остатка разместить в 3-4 группы. Однако, этот довод может быть использован в критике любой классификации. Всегда найдется человек, которого трудно отнести к одному из типов, кажется, что он не подходит ни к одному описанию. Главный недостаток классификации, включающей большое количество групп, - сложность использования их на практике. Запомнить такое большое количество типов, их характеристики и рекомендации по общению с ними так же трудно, как и безошибочно отнести конкретного человека к одному из них.

Несмотря на эти сложности, навык оценки личности доверителя для адвоката необходим. В частности, от индивидуально-психологических особенностей партнеров адвоката по профессиональному общению (а это не только доверители, но и следователи, судьи, коллеги и т.д.) будет зависеть выбор тактических приемов взаимодействия. Помочь быстро и точно оценить личность собеседника может простая в применении и легкая в освоении классификация типов личности. Логично, если за такой классификацией мы обращаемся к психологии.

В психологии на сегодняшний день существует большое количество различных классификаций. Не останавливаясь на рассмотрении их достоинств и недостатков, предлагаю обратиться к одной из них, отвечающей критериям простоты и доступности в освоении непрофессиональными психологами. Это классификация, описанная в работах психолога А.П.Егидеса («Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности» и др.).

Предложенная А.П.Егидесом классификация восходит, по мнению автора, к классификации известного российского психиатра П.Б.Ганнушкина. Первоначально созданная в рамках психиатрии она позднее распространилась на пограничную между нормой и патологией акцентуацию (А.Е.Личко), а затем и на область нормы. М.Е.Бурно вводит понятие «рисунок личности», характеризующее психотип психически нормального человека. Таким образом, один и тот же психотип может быть в трех разных степенях выраженности: рисунок личности (психическая норма), акцентуация (пограничная область), психопатия (отклонение от нормы). Адвокат по роду профессиональной деятельности все-таки больше общается с психически здоровыми людьми, их описания мы и приводим.

А.П.Егидес характеризует в своих работах восемь основных психотипов: паранойяльный, эпилептоидный, истероидный, гипертимный, шизоидный, психоастеноидный, сензитивный, гипотимный – наиболее часто встречающиеся и поэтому наиболее значимые для диагностических целей. Характеризуя тот или иной психотип, описывается его ярко выраженный представитель. В реальной жизни мы редко сталкиваемся с теми, у кого все перечисленные качества так выражены как в описании.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница