Ситуации, сложившейся с оказанием бесплатной юридической помощи



страница1/7
Дата16.08.2018
Размер0.54 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7

Анализ

ситуации, сложившейся с оказанием бесплатной юридической помощи

отдельным категориям граждан на территории Волгоградской области,

в 2012 г. (по состоянию на 17.12.2012)


Анализ подготовлен во исполнение пункта 2.3.6 плана основных организационных мероприятий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на 2-е полугодие 2012 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

До принятия Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о бесплатной юридической помощи), вступившего в силу 15.01.2012 г., бесплатная юридическая помощь оказывалась отдельным категориям малоимущих граждан только адвокатами в порядке, предусмотренном статьями 26 и 44 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре), и государственными юридическими бюро, созданными в порядке эксперимента постановлениями Правительства Российской Федерации (от 22.08.2005 № 534, от 25.12.2008 № 1029, от 03.12.2009 № 991) в 10 субъектах Российской Федерации - на территории Республики Карелия, Чеченской Республики, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областей.

Федеральным законом о бесплатной юридической помощи определены государственная и негосударственная системы оказания бесплатной юридической помощи.

Непосредственно бесплатную юридическую помощь оказывают:

1) государственные юридические бюро, которые могут создаваться в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (входят в государственную систему оказания бесплатной юридической помощи);

2) адвокаты и нотариусы, оказывающие бесплатную юридическую помощь как в рамках государственной системы оказания юридической помощи, так и в рамках негосударственной системы оказания такой помощи;

3) юридические клиники - студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро (относятся к негосударственной системе оказания бесплатной юридической помощи);

4) негосударственные центры бесплатной юридической помощи, которые учреждаются некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, нотариусами, нотариальными палатами.

Федеральным законом о бесплатной юридической помощи определены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в  рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, виды юридической помощи и случаи, в которых указанные граждане могут получить юридическую помощь бесплатно.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона о бесплатной юридической помощи правом на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Указанные категории граждан могут получить бесплатную юридическую помощь в государственных юридических бюро и у адвокатов, являющихся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, в виде консультации в устной и письменной форме, а также составления документов правового характера (заявлений, жалоб, ходатайств) в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающего гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Оказание такого вида юридической помощи как представительство интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах и организациях возможно только, если граждане, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи, являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел о:

а) взыскании алиментов;

б) возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре.

Что касается негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи, то юридические (студенческие) клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи, составляющие ее основу, могут оказывать бесплатную юридическую помощь только в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В настоящее время порядок деятельности юридических клиник и категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в юридических клиниках, не установлен.

Негосударственные центры бесплатной юридической помощи самостоятельно определяют виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается.

2012 год стал годом становления государственной и негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи, такой, как ее определяет Федеральный закон о бесплатной юридической помощи.

В соответствии с Законом о бесплатной юридической помощи период реорганизации государственных юридических бюро и становления системы оказания бесплатной юридической помощи адвокатами субъектов Российской Федерации определен до конца 2012 года в связи с необходимостью разработки и принятия федеральных нормативных актов и нормативных актов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы организации бесплатной юридической помощи.

Целью проведения данного анализа является изучение ситуации, сложившейся в Волгоградской области с оказанием бесплатной юридической помощи, оценка ее доступности, качества и достаточности, а также готовности субъекта Российской Федерации к оказанию бесплатной юридической помощи в новом формате, установленном Федеральным законом о бесплатной юридической помощи.

Численность населения Волгоградской области по данным переписи населения 2010 г. составляет 2 миллиона 589 тысяч 900 человек. Из них, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области на 1 января 2011 года, являются малоимущими, то есть имеют денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области (доход в пределах 5 тысяч рублей) – 337 тысяч 400 человек, или 13 % от всего населения области.

Население города Волгограда составляет 1 миллион 11 тысяч 417 человек или 37,5% всего населения Волгоградской области. Малоимущими в городе Волгограде являются около 250 тысяч человек (около 25 % от населения города).

Проблема оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Волгоградской области, довольно актуальна.

В Волгоградской области бесплатная юридическая помощь отдельным категориям граждан оказывается различными субъектами, в том числе адвокатами, государственными, некоммерческими и общественными организациями, а именно: адвокатскими образованиями, расположенными в Волгоградской области, федеральным казенным учреждением «Государственное юридическое бюро по Волгоградской области», Волгоградским региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», юридическими клиниками государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в Волгоградской области и др.

В течение 2012 г. государственная система оказания бесплатной юридической помощи в Волгоградской области работала по схеме, установленной ранее действовавшим Законом Волгоградской области от 17.03.1998 № 157-ОД «О гарантиях юридической помощи и о распространении правовых знаний среди населения Волгоградской области».

В 2012 г. в Волгоградской области проведена большая работа по реорганизации системы оказания бесплатной юридической помощи в свете требований Федерального закона о бесплатной юридической помощи.

Учитывая значимость вопроса оказания бесплатной юридической помощи, на заседании Координационного совета при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области (далее - Управление) 28 декабря 2011 г. рассмотрен вопрос об организации оказания бесплатной юридической помощи населению на территории Волгоградской области с учетом изменений федерального законодательства. На заседании было высказано мнение о целесообразности сохранения существующей на территории Волгоградской области системы оказания бесплатной юридической помощи.

В целях сохранения положительного результата деятельности государственного юридического бюро Губернатору Волгоградской области 09.02.2012 (исх. № 04-26/906) направлено письмо с предложением рассмотреть вопрос о передаче в ведение Волгоградской области федерального казенного учреждения «Государственное юридическое бюро по Волгоградской области».

В течение практически всего года данный вопрос рассматривался в аппарате Губернатора Волгоградской области. Проблема сохранения государственного юридического бюро в системе бесплатной юридической помощи на территории Волгоградской области решалась системно, одновременно с разработкой нового закона Волгоградской области о бесплатной юридической помощи.

Стоило больших усилий сохранить уже имеющуюся структуру в системе бесплатной юридической помощи Волгоградской области, убедить депутатов Волгоградской областной Думы в необходимости принятия закона Волгоградской области, в котором в систему государственных органов было бы включено государственное юридическое бюро.

В сентябре 2012 г. Губернатор Волгоградской области С.А. Боженов обратился к Министру юстиции Российской Федерации А.В. Коновалову (письмо от 14.09.2012 № 01-7м/20513) с просьбой о безвозмездной передаче федерального казенного учреждения «Государственное юридическое бюро по Волгоградской области» из федеральной собственности в государственную собственность Волгоградской области.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2012 г. № 1928-р установлено, что Госюрбюро подлежит передаче в ведение Волгоградской области до 31 декабря 2012 г.

29 ноября 2012 г. территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области издано распоряжение № 778-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением «Государственное юридическое бюро по Волгоградской области» в государственную собственность Волгоградской области».
Одновременно с работой по сохранению государственного юридического бюро Управлением проведена большая работа по правовому регулированию оказания бесплатной юридической помощи в Волгоградской области.

В целях реализации на территории Волгоградской области Федерального закона о бесплатной юридической помощи в марте 2012 г. в Управлении была создана Рабочая группа с участием представителей всех заинтересованных структур, а именно, Правительства Волгоградской области, Волгоградской областной Думы, ФКУ «Государственное юридическое бюро по Волгоградской области», Адвокатской и Нотариальной палат Волгоградской области, Волгоградского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», ВУЗов.

Перед Рабочей группой были поставлены задачи, во-первых, по разработке Закона Волгоградской области, в котором комплексно регулировались бы вопросы оказания бесплатной юридической помощи на территории Волгоградской области и, во-вторых, по организация содействия практической реализации Федерального закона о бесплатной юридической помощи на территории Волгоградской области.

На заседаниях Рабочей группы обсуждался разработанный Управлением законопроект «О бесплатной юридической помощи на территории Волгоградской области», который в порядке законодательной инициативы был направлен на рассмотрение в Волгоградскую областную Думу.

В сентябре 2012 г. данный законопроект принят в первом чтении, 8 ноября 2012 г. закон был принят депутатами Волгоградской областной Думы. 27 ноября 2012 г. Закон Волгоградской области «О бесплатной юридической помощи на территории Волгоградской области» (далее – Закон Волгоградской области) подписан Губернатором. Закон вступил в силу с 16 декабря 2012 г., за исключением положений, регламентирующих деятельность государственного юридического бюро Волгоградской области, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

В соответствии с данным Законом в состав участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Волгоградской области включены государственное юридическое бюро; адвокаты; органы исполнительной власти Волгоградской области и подведомственные им учреждения; орган управления территориального фонда обязательного муниципального страхования Волгоградской области; иные участники, определенные Федеральным законом о бесплатной юридической помощи.

Кроме того, Законом Волгоградской области урегулированы вопросы компетенции органов государственной власти Волгоградской области в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, определен порядок финансирования расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, в том числе и адвокатам, определены сроки (не позднее 2-х месяцев со дня вступления в силу Закона Волгоградской области) принятия Губернатором и Правительством Волгоградской области подзаконных актов, необходимых для реализации данного закона.

Помимо работы над законопроектом Управлением проведена работа с главами муниципальных образований Волгоградской области и с участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи по реализации Закона о бесплатной юридической помощи.

В юридические клиники, образованные при учебных образовательных учреждениях Волгоградской области, осуществляющих подготовку юридических кадров, направлены письма с предложением проанализировать их деятельность на предмет соответствия требованиям Федерального закона о бесплатной юридической помощи.

Главам всех муниципальных образований Волгоградской области, а также в Правительство Волгоградской области направлена информация об организациях, оказывающих бесплатную юридическую помощь на территории Волгоградской области по состоянию на 02.02.2012, для опубликования данной информации в СМИ и размещения на официальных сайтах указанных образований.

По сообщению Правительства Волгоградской области указанная информация размещена на странице Министерства социальной защиты населения Волгоградской области в подразделе «Организации, оказывающие бесплатную юридическую помощь». Министерством печати и информации Волгоградской области вышеуказанная информация направлена в ОАО «Волга-Медиа» с рекомендацией о размещении информационных материалов в печатных СМИ, подведомственных ОАО «Волга-Медиа», а также на сайте информационного агентства «Волга-Медиа».

Осуществленные государственными органами Волгоградской области мероприятия по реализации Федерального закона о бесплатной юридической помощи позволяют надеяться, что с начала 2013 г. государственная система оказания бесплатной юридической помощи в Волгоградской области начнет успешно функционировать в новом формате.

Анализ качества и доступности бесплатной юридической помощи за 2012 г. подготовлен на основании информации, предоставленной федеральным казенным учреждением «Государственное юридическое бюро по Волгоградской области», Министерством социальной защиты населения Волгоградской области, Волгоградским региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», учебными образовательными учреждениями Волгоградской области, осуществляющими подготовку юристов и общественными организациями, оказывающими бесплатную юридическую помощь.


Каталог: sites -> default -> files -> page -> 2013
page -> Горбовский А. Загадки древнейшей истории
page -> Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы) —
page -> Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведенийв регионах со сложной обстановкой
page -> Если говорить об ученичестве Серова, то его можно условно разделить на три этапа
page -> Конечная цель – социализм, путь к социализму революция
2013 -> Общие теоретические вопросы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница