Системность коммуникации



Скачать 376.77 Kb.
страница1/4
Дата04.06.2018
Размер376.77 Kb.
  1   2   3   4


2. Системная социология

СИСТЕМНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Чамкин А.С., МГПУ, Москва


В статье рассматривается проблема коммуникации, ее роль и место в социальных системах. Излагаются известные социологические теории по коммуникации. Предпринимается попытка системного анализа коммуникативных процессов, раскрываемого в понятиях коммуникативная система, структура и элементы коммуникации. К их описанию предлагаются четыре основных свойства или признака системности: целостность и делимость на элементы; наличие структурных связей; внутренняя организация; эмерджентность. Представлен анализ системных теорий коммуникации.
Ключевые слова: система, целостность, наличие структурных связей, внутренняя организация, эмерджентность.



История человеческого общества позволяет обнаружить, что коммуникация, в виде общения или взаимодействия, неотделима от человека и его истории. В античности были заложены основы публичного выступления и умения вести дискуссии, в которых ключевое значение отводилось убеждению людей с помощью слова. В Европе в религиозных и светских учебных заведениях уже более 2 тысяч лет изучается и читается этот курс. В XIX в. он был обязательной дисциплиной во всех университетах, а на ряде факультетов таким он является и сейчас.

Вторая половина ХХ в. характеризуется активным развитием отдельных сфер человеческой жизни: экономики, техники и технологий, социальных отношений, культуры и усилением процессов их взаимной интеграции. Современные компьютерные технологии и Интернет меняют не только характер производства (автоматизированные и гибкие системы), но и создают новые связи в отношениях людей, через социальные сети. Качество развития этих процессов во многом обусловлено и зависит от коммуникационного взаимодействия этого множества элементов. Любая коммуникация носит характер сложного образования или системы, главным атрибутом которого выступает содержащаяся в сообщении информация. Становится очевидным, что информационные технологии и коммуникативные системы развиваются, чтобы поддерживать все более растущую потребность в системе знаний. В коммуникации как процессе можно выделить несколько аспектов, каждый из которых раскрывается в недрах различных дисциплин.

Информационный аспект коммуникации успешно разрабатывался в рамках информационно-кибернетических теорий, начиная с 1949 года. Особо следует выделить работы К.Шеннона и У. Уивера в этой области. Идея этого подхода в трактовке коммуникационного процесса не представляет сложности для понимания. В основе процесса коммуникации лежала идея передачи информации от одного человека или группы людей другому человеку или группе людей. Процесс передачи строился на основе строгих логических схем: отправитель – информация – канал – получатель. Трудность заключалась в использовании математических методов обработки и учета информации, поскольку в процессе передачи сигнал обычно искажается шумом, или помехами, которые возникают, например, при одновременной передаче нескольких сообщений по одному каналу [14].

Дальнейшее развитие идей коммуникации строилось на основе этого представления. Оно определило до конца ХХ в. рамки и основные подходы к решению многих коммуникационных проблем. Благодаря информационной теории утвердились термины «канал», «отправитель», «код», «информация», «носитель», «сигнал», «передача и восприятие» и т.д. Идеи этого направления нашли широкое применение в инженерном подходе для решения сложных задач, связанных с передачей и восприятием информации.

Представление о сложности коммуникации и коммуникационного процесса дополняет знаковая теория, которая развивалась в рамках семиотического подхода и его структурных и лингвистических приложений. Возникнув в начале 20 века, семиотика была ориентирована на изучение языка. Семиотическую методологию стали применять для анализа знаковых систем в целом. Этот подход стали активно применяться в изучении процессов коммуникации в различных сферах: исследование массовых коммуникаций, межличностного общения, политических коммуникациях, организационных и маркетинговых коммуникациях, рекламе, электронных коммуникациях и т.д. В этом подходе ведущую роль при анализе занимают исследования свой­ств знаков и знаковых систем, а также законов ими управляю­щие. В этой связи одной из наиболее продуктивных теорий, которая связала участников коммуникации с ключевыми языковыми элементами, является модель речевого акта Р.Якобсона, в основу которой были заложены схожие с Шенноном идеи. В состав модели Якобсона включено шесть элементов: адресант, сообщение, контекст, контакт, код и адресат. От адресанта к адресату направляется сообщение, которое написано с помощью кода. Контекст в модели связан с содержанием сообщения или с информацией, им передаваемой. Понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации[17].

Большую роль в понимании природы коммуникации сыграли социологические исследования в области интеракционизма, как научного учения о взаимодействиях. В рамках этого направления человеческая деятельность представляет собой переплетение сложных систем, разных форм отношений и иерархических структур. Эта деятельность, включая элементарные действия и сложные взаимодействия, невозможна без относительно стабильных символических структур: языка, речи, знаков, жестов и т.д. Но они создаются и функционируют только благодаря включенности людей в коммуникативный процесс. Таким образом, с учетом вклада разных научных дисциплин, и прежде всего социологии, к концу ХХ в. взгляд на структуру коммуникационного процесса претерпел некоторые изменения и включил в себя следующие обязательные составляющие:

─ наличие не менее двух участников-коммуникантов, наделенных сознанием и владеющих нормами некоторой семиотической/знаковой системы, например, языка;

─ ситуация (или ситуации), требующая осмысления и понимания;

─ тексты, выражающие смысл ситуации в языке или элементах данной семиотической системы;

─ мотивы и цели, делающие тексты направленными, т.е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу;

─ процесс материальной передачи текстов.

В приведенных выше концепциях обращает на себя внимание факт постепенного привлечения внимания исследователей к социальной стороне процессов коммуникации, к обозначению и характеристикам многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. Но предлагаемые модели не лишены «технической» метафоры, которая по-прежнему занимает важное место в теории коммуникации. Особо наглядно это представляется, когда рассматриваются вопросы взаимодействия по обмену информацией или знаниями. В моделях и схемах они представлены как последовательный и поэтапный момент передачи информации от одного источника к другому. Сама информация является своего рода внешним атрибутом, привнесенным извне и определяющим процесс взаимодействия между отправителем и получателем, что непосредственно следует из определений понятия «социальная коммуникация»:

─ социальная коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств [4, с.9];

─ социальная коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем [9, с.18].

Вместе с тем, современное понятие «коммуникация» имеет более широкое значение. Если в Европе и России до XIX в. коммуникация обычно рассматривалась в инженерно-техническом значении как «пути, дороги, средства связи мест» (согласно словарю В.И. Даля), то есть как транспортные линии связи, сообщения; то уже в ХХ в. термин нашел широкое применение в различ­ных областях социально-гуманитарного знания и обрел новое социальное звучание. Сегодня «коммуникация» является предметом изучения различных наук, исследующих неживую и живую природу, а также человеческое общество, в которых раскрываются разные аспекты коммуникации. Непосредственно в социологии под коммуникацией понимается способ связи любых объектов материального и духовного мира [9]. При этом, та часть теории коммуникации, которая изучает общественные процессы носит название «социальной коммуникации». Социальная коммуникация является предметом исследования социологии коммуникации как научной дисциплины, имеющей на вооружении специфические методы и технологии исследования.

Одни из первых исследований процессов социальной коммуникации принадлежат представителям Чикагской социологической школы, в частности Ч.Х.Кули. В 1909 г. он опубликовал научную работу, посвященную коммуникации как механизму, посредством которого обеспечивается существова­ние и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени. Отдельно Кули выделял средства организации общения, такие как газеты, почта, телеграф, железные дороги, образование [5]. С точки зрения современных представлений, коммуникативный акт представляет собой творчески-мыслительную деятельность, относящуюся к идеальной сфере. Наши слова и жесты, порождаемые мозговой деятельностью, через слуховой и зрительный канал поступают к другому человеку, который воспринимает эти слова и переводит их в сигналы мозга, обрабатывает и отвечает на сообщение. Его ответ – это уже другая информация, помещенная в его сообщение, и требующая восприятия первым человеком. Для реализации этой коммуникации нужны определенные условия системного характера:

─ участие не менее двух человек (отправитель и получатель);

─ их способность переводить сигналы в слова (коды);

─ умение пользоваться общим языком (каналом); наличие информации, которая сообщается;

─ обратная связь, которая продолжает коммуникацию, делая ее непрерывной, что уже связано с материальной сферой.

Эти условия коммуникационного процесса делают коммуникацию материальной. Но сущностью коммуникации является субъективно-креативная сторона, условия, напротив, опосредуют ее. Чтобы точно знать и понимать коммуникацию, мы должны проникнуть в субъективный мир ее участников, что нам не дано. Зачастую это не могут сделать и сами участники коммуникации, потому что здесь задействованы глубинные физиологические и психические структуры. Но зато мы можем детально с использованием строгих логических и математических процедур проанализировать компоненты и условия, которые используются в коммуникации. Но это уже относится к области опосредованного знания. С учетом сложившихся традиций, концепций и тенденций можно предложить следующее определение «социальная коммуникация – осмысленный или неосмысленный процесс сообщения и понимания информации, который реализуется в вербальных и невербальных формах на разных социальных уровнях (межличностном, групповом, массовом)».

Приведенное определение не претендует на полноту раскрытия всех компонентов социальной коммуникации, что во многом обусловлено сильным влиянием отдельных наук и их теоретических концепций на природу коммуникативного процесса. Должно пройти значительное время, когда в этой научной дисциплине будет найден консенсус в понимании социологии коммуникации. Но, среди многочисленных теоретических воззрений, раскрывающих сущность социальной коммуникации, особую значимость обретают те из них, которые проводят системный анализ коммуникативных процессов.

Понятие «система» прочно вошло в современное научное знание. Системный подход был принят специалистами по теории коммуникации не только в качестве теоретической основы, но и как основной принцип, знание, и метод исследования [1,2]. В этой связи, коммуникативная система представляет собой объективное единство закономерно связанных друг с другом коммуникативных предметов, явлений, сведений, а также знания о природе и сущности коммуникации. Чтобы какой-либо объект считать системным, нужно иметь его описание через набор определенных свойств или признаков. В системе научного знания предлагаются различные варианты, каждый из них продиктован спецификой объекта и задачами исследования. С точки зрения системного подхода социальная коммуникация в общем виде включает четыре основных свойства или признака: целостность и делимость коммуникации и наличие в ней элементов, наличие структурных связей, внутренняя организация, эмерджентность.

1. Целостность и делимость коммуникации и наличие в ней элементов. Коммуникационная система — это, прежде всего, целостная совокупность элементов. Это означает, что, с одной стороны, система — целостное образование и, с другой — в ее составе отчетливо могут быть выделены элементы, которые в свою очередь могут выступать как целостные объекты. При этом следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе, например, слова приобретают смысл лишь в устном общении или письменном предложении. Наличие элементов в коммуникации, на первый взгляд, самая важная характеристика системы, и в отличие от других признаков коммуникации человек в целом ряде случаев способен ощутить ее материю, например, увидеть жесты другого человека, услышать его обращение или прочитать текст в книге, почувствовать, когда он притрагивается и т.д. Элементы представляют собой простую часть сложного целого и являются исходными категориями для определения единиц коммуникации. Такими единицами, например, могут стать «текст», как объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность, или «дискурс», представляющий собой речь в системе социальных отношений. Слова и знаки здесь будут являться элементами этих единиц. Вместе с тем, для декларации определенной единицы недостаточно лишь назвать ее, требуется четкое описание критериев ее выделения.

2. Устойчивые связи или структуры являются следующим свойством системы коммуникации. Структуры в коммуникациях проявляются в виде существенных устойчивых связей или отношений между элементами. Система существует как некоторое целостное образование, когда мощность или сила существенных связей между элементами системы больше, чем мощность связей этих же элементов с внешней средой. В этом случае, предложение, вырванное из контекста, может иметь смысл, но по-разному трактоваться. Например, «студенты не сдали сессию», один вариант предложения без контекста, другой вариант «Студенты не сдали сессию, потому что деканат перенес сроки ее сдачи», где имеется определенный контекст.

Структура коммуникационной системы обычно характеризуется вертикальными и горизонтальными связями, при этом вертикальные связи часто предполагают наличие иерархически связанных уровней системы, а горизонтальные подчеркивают связи однородных элементов. К вертикальным связям можно отнести иерархическую цепочку: знаки – слова – предложения – тексты. К горизонтальным: знаки – знаки или слова – слова. Закономерности взаимных связей этих уровней обеспечивают целостность коммуникативной системы и позволяют системе нормально функционировать и развиваться.

Для коммуникационных связей оценкой их потенциальной мощности может служить пропускная способность информационных данных системы, а реальной мощности действительная величина потока информации. Но в целом, при оценке коммуникационной системы необходимо учитывать также такие качественные характеристики передаваемой информации, как ценность, полезность, достоверность.

3. Наличие структурных связей и внутренняя организация. Выявление первых двух признаков системы – наличия элементов и структур ведет нас к логическому выводу, что систем, состоящих из одного элемента не должно существовать, хотя внутри себя этот элемент может быть объектом со своими внутрисистемными отношениями. Значит, в коммуникации как системе в обязательном порядке должны быть в наличии элементы и структуры. Но они существуют не в хаотическом порядке в реальном или виртуальном пространстве, а в организованной определенным образом структуре. Организация элементов и структур в коммуникации может быть линейной или иерархической, рассматриваться в статике или динамике. Линейная организация коммуникации характеризуется последовательной взаимосвязью элементов, которая определяется нормами и правилами. Например, слова в предложении следуют в определенном порядке и взаимосвязаны между собой на основе языковых норм и грамматических правил. Другая форма организации коммуникации иерархичность основана на управлении коммуникациями через вертикальные связи. С учетом сложившихся норм и правил каждый компонент системы в свою очередь может и сам рассматриваться как система; в то же время исследуемая система может быть рассмотрена как компонент более сложной системы. Так, система географических карт может быть включена как составной компонент системы коммуникации, использующей графические средства, которая, в свою очередь, может считаться составным компонентом системы более высокого порядка системы визуальной коммуникации.

К другой стороне организационного признака относится изменчивость и развитие системы коммуникации. Большинство исследований социальной коммуникации изучает ее как статичную систему без учета развития и внутренних изменений. Это обстоятельство послужило основанием для изучения влияния как можно большего количества факторов на процесс коммуникации. Но если мы признаем, что коммуникация есть важнейший элемент общества, который постоянно развивается и изменяется, то нужно признать систему коммуникации динамической. Исходный вывод означает, во-первых, что коммуникация, как система, подвержена развитию и, во-вторых, что состояние этой системы зависит не только от текущих воздействий, но и от более ранних сопутствующих этапов. Это тот случай динамических систем, который в связи с многоплановостью коммуникации и присутствием субъективного человеческого фактора может быть описан как цепь Маркова, где каждый переход не детерминирован, а имеет вероятностный характер. По этой причине выявление изменений в той или иной степени характеристик коммуникации требует очень больших усилий и исторического времени, а также учета знаний целого ряда наук.

4. Эмерджентность. Из соотношения системных характеристик структурности и элементности выводится одно из самых главных свойств целостности системы эмерджентность (от лат. еmergo появляюсь, возникаю). Этот термин понимается как несводимость свойств целой системы к механической сумме свойств составляющих ее элементов. Наличие интегрированных качеств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью.

Становясь членами системы, элементы входят в сложные и многогранные отношения, зависимости и противопоставления, приобретая тем самым новые свойства, поэтому элемент, выступая в качестве члена системы, не равен элементу, взятому изолированно, даже при совпадении их индивидуальных материальных свойств. Проявление этого качества нередко встречается в практике массовой коммуникации, когда высказывание, вырванное из контекста, интерпретируется в рамках другого контекста, создавая тем самым ложное понимание. В качестве примера, чтобы подчеркнуть характерную черту этого признака о неравноценности качеств отдельного элемента и системы, в биологии, экологии, в теории коммуникации понятие эмерджентности можно выразить так: одно дерево — не лес, скопление отдельных клеток — не организм, набор слов – не книга. Другой пример о несводимости свойств: свойства биологического вида или биологической популяции не представляют собой свойства отдельных особей, понятия рождаемость, смертность неприменимы к отдельной особи, но применимы к популяции или виду в целом. Точно также свойства языка или человеческой речи нельзя свести к свойствам отдельного знака или слова, понятие языковое общение нельзя использовать относительно отдельной личности, но можно только применительно к человеческому сообществу. Еще один пример относительно цели и результата системы: в почвоведении эмерджентным свойством почвы является плодородие, в коммуникации – общение.

Любой коммуникационный акт, который обладает всеми рассматриваемыми свойствами можно называть системой. Поэтому характеристики коммуникационных систем в целом определяются не только и не столько характеристиками составляющих ее элементов, сколько характеристиками связей между ними. Наличие взаимодействия между элементами коммуникации определяет особое свойство коммуникативных систем — их чрезвычайную сложность. Добавление элементов в коммуникационную систему, например, если к диалогу подключается третий человек, то это не только вводит новые связи, но и изменяет характеристики многих или всех прежних коммуникационных взаимодействий, приводит к исключению некоторых из них или появлению новых.

Предложенный системный подход для анализа процессов коммуникации позволяет не только по-новому рассмотреть природу сложного социального явления, каковым является коммуникация, но и установить общие структурные законы развития социологии коммуникации, объяснить социальные процессы, влияющие на коммуникацию на любом уровне организации, во взаимосвязи с другими социальными феноменами.

История социологической мысли свидетельствует о многочисленных попытках построить законченную теорию социальных систем. В настоящий момент можно выделить несколько концепций среди зарубежных и российских исследователей, которые заслуживают внимания с точки зрения системного исследования коммуникативных процессов. Многие, кого относят к классикам социологии, делали определенные шаги в этом направлении. Попытки системного анализа коммуникативного процесса отражены в трудах Т. Парсонса «Структура социального действия» (1937), «Социальные системы» (1951) и др., которые сыграли большую роль в развитии теоретической социологии. Наиболее известной его концепцией является представление теории социального действия как самоорганизующейся системы. В социальной системе отношения структурных единиц строятся на основе выполнения функций, обеспечивающих ее выживание как целого. В теории Т. Парсонс выделяет четыре вида функций:




Каталог: downloads
downloads -> Материальная культура и быт средневекового населения пермского предуралья
downloads -> Концепция социальной солидарности Эмиля Дюркгейна
downloads -> Программа Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность»
downloads -> Методические указания к изучению дисциплины и контрольные задания Для студентов заочной формы обучения специальностей
downloads -> Томас содейка
downloads -> Отчет научно-исследовательской работы " Анализ системы управления персоналом в органах государственного (муниципального) управления "
downloads -> Что такое религия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница