Системный подход как часть методологии общенаучного уровня Часть первая. Про классификацию методологий



Скачать 99.16 Kb.
страница1/6
Дата27.04.2018
Размер99.16 Kb.
  1   2   3   4   5   6

Фомина Ю.А., к.э.н., доцент ОмГУПС

Омский методологический клуб



Системный подход как часть методологии общенаучного уровня

Часть первая. Про классификацию методологий

По определению Э.Г. Юдина, методология в широком смысле этого слова есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения, рационализации. Основной функцией методологического знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта1.

Метод - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.

Согласно многим исследованиям (например, Э.Г. Юдина, Н.В. Наливайко), выделяют 4 уровня методологии (и мы придерживаемся именно этой классификации, здесь критерием является широта охвата научного знания и соответственно функция в научном познании):



  1. философский уровень методологии;

  2. уровень общенаучных принципов и форм исследования (методология научного познания)

  3. конкретно-научная методология (специально-научная методология, или методология специальных научных дисциплин), например, методология биологии, методология экономической теории;

  4. методика и техника исследования.

В некоторых исследованиях к третьему уровню относят научную методологию (по разделам наук), а к четвертому уровню относят методологию отдельных дисциплин, например Разумов В.И.

Высший уровень образует философская методология. Ее содержание составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Эта сфера представляет собой философское знание2.

Философия играет двоякую методологическую роль. Во-первых, философская методология осуществляет конструктивную критику наличного (существующего) научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития. Во-вторых, философия дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки - в том числе и методологических результатов – с точки зрения той или иной картины мира3.

Например, на первом уровне методологии находится диалектика.



Второй уровень методологии (уровень общенаучных принципов и форм исследования) получил распространение в 20 в. Сюда входят как содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на все или по крайней мере на некоторую совокупность фундаментальных научных дисциплин …, так и формальные разработки и теории, связанные с решением достаточно широкого круга методологических задач4.

На втором уровне методологии, на уровне общенаучных принципов и форм исследования, находится системный подход и его теоретические направления.

В основе общенаучного уровня методологии лежат методы и принципы общефилософской методологии, научно-философские основы мировоззрения.

При этом согласно А.Т. Москаленко, общенаучный уровень методологии имеет своей необходимой предпосылкой, базируется на категориях диалектики, исходит из научно-философских основ мировоззрения5.

Системный подход как методология научного познания базируется на категориях диалектики (например, система, противоречие).

Третий уровень составляет конкретно-научная методология – это совокупность методов, приемов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной научной дисциплины включает в себя специфику познания в конкретной дисциплине; методы познания, используемые в смежных науках; методы более «высоких» уровней методологий.

Четвертый уровень методологии - методика и техника исследования. На этом уровне мы имеем дело с высокоспециализированным методологическим знанием, которое в силу присущих ему функций непосредственной регламентации научной деятельности всегда носит четко выраженный нормативный характер6.

Методика предполагает конкретизацию метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа осуществления (например, методика анализа финансовой устойчивости предприятия).

Каждый из выделенных уровней методологического знания, выполняет свои особые, только ему свойственные функции в научном познании. Благодаря этой своеобразной специализации все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует вполне определенное соподчинение. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания. Философское знание «работает» в конкретном научном исследовании не само по себе не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими уровнями методологического знания7.

Мы считаем, что данная классификация является минимальной и достаточной для существующих методологий. Более детальная классификация нецелесообразна, например:



  • по формам представления (текст, мат аппарат и т.д.) - но методологии используют, как правило, не одну, а несколько форм представления;

  • по возможности изменения правил (институтов) научного познания – но одна и та же методология в зависимости от целей исследователя может применяться как данное, как аксиома, может корректироваться, а может и отвергаться и разрабатываться новая методология.

Таким образом, нет необходимости в дополнительных критериях классификации методологий. Возможно, есть необходимость провести исследование и получить схему существующих методологий по данной классификации.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница