Системная модернизация физического воспитания студентов вузов на основе



Скачать 109.59 Kb.
страница1/2
Дата02.07.2018
Размер109.59 Kb.
ТипРешение
  1   2

СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ

ИНТЕГРАЦИИ ФИТНЕС-КУЛЬТУРЫ

В.И. Григорьев

доктор педагогических наук, профессор

Санкт-Петербургский государственный университет

экономики и финансов, Санкт-Петербург


Сегодня физическая культура студентов вузов, как любое архаическое образование России, нуждается в модернизации, развитии инфраструктуры и материальной базы. На протяжении всего периода реформы она функционировала и продолжает функционировать на технологической базе, созданной еще в советское время. Между тем, как показала практика, збранная модель реформы оказалась несостоятельной. За все годы ее функционирования, если судить по развитию системы неспециального физкультурного образования, российские вузы не достигли заметных успехов. Приходится констатировать, что изношенность материально-технической базы кафедр физического воспитания, моральное старение используемых педагогических технологий, достигли критического уровня, снизилось качество учебного процесса. В этих условиях ставка на системную модернизацию физического воспитания путем интеграции фитнес-культуры в учебный процесс стала неизбежной реальностью [1, 2].

Решение проблемы видится в том, чтобы коренным образом изменить стратегию развития физического воспитания в вузах путем масштабной интеграции фитнес-культуры – как синтетического направления реформы высшего гуманитарного образования. Актуальность изучения путей решения этой проблемы подчеркивается формирующимся постиндустриальным типом социальности, превращающим студенческую молодежь в субъекта социума и культуры, а также сменой характерных для советского периода мононаправленности и жесткого детерминизма в отношениях между студентами и преподавателями физического воспитания более гибкими и многосторонними социокультурными связями, интеграцией в учебный процесс инновационных видов и форм физической культуры, создающими оптимальные условия для проявления индивидуальности в физкультурной деятельности [3].

Проведенный анализ литературы показывает, что предпринимаемые в последние годы попытки изучения этой проблемы осуществлялись, главным образом, в педагогическом, культурологическом и социально-экономическом аспектах как по пути дифференциации научного знания, определяющего специализацию физкультурной деятельности студентов, так и по пути интеграции накопленного отраслевого опыта. Вместе с тем, качественные аспекты научных исследований по этой проблематике по-прежнему остаются переменной величиной, весьма относительной в условиях проводимой модернизации учебного процесса по физической культуре в вузах. Несмотря на имеющиеся сведения, отражающие роль фитнес-культуры в процессах формирования личностного потенциала и капитализации человеческих ресурсов, вне сферы внимания исследователей остаются вопросы, характеризующие эндогенные процессы восприятия ценностей фитнес-культуры в студенческой среде, не осмыслена неопределенность и возможные риски внедрения фитнеса в практику физического воспитания.

Следует отметить, что для понимания сущности фитнес-культуры и модернизации на этой основе образовательной практики целесообразно использовать отраслевую модель культуры, позволяющую более полно охарактеризовать ее ценностно-нормативный, институциональный и технологический аспекты. Это позволяет рассматривать ее не только как определенную совокупность ценностей, норм и идеалов, но прежде всего, как процесс и результат деятельности различных социальных институтов [4, 5].

С целью изучения этого вопроса проведено социологическое исследование, направленное на выявление отношения студентов, обладающих разным уровнем физической подготовленности, к ценностям фитнес-культуры. Наряду с анализом литературы и интервьюированием студентов, использовалась меметика (англ. memory – память) – учение о мемах и их социальных последствиях [6]. «Мем» – закодированная, воспроизводимая и передающаяся человеку на подсознательном уровне единица информации. К этому необходимо добавить, что мемом могут быть идеи, которые являются репликаторами, и могут передаваться непосредственно от человека к человеку. В ходе обработки мемических карт выявляются повторяющиеся связи между ассоциативными образами: фитнес–двигательная активность – удовольствие – физические кондиции и пр., раскрываются их эмпирические смыслы, что позволяет оценить взгляды студентов на фитнес-культуру.

Респондентами стали 140 студентов I-го курса и 140 студентов II-го курса Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ), в возрасте 18-19 лет, юношей и девушек, занимающиеся на учебном отделении фитнеса.

Анализ мемических карт показал, что связи между занятиями фитнес-культурой и оценкой ее в студенческой среде как ценности, имеют мерцающий характер, ускользающий от однозначной интерпретации. Это указывает на неопределенность восприятия студентами фитнес-культуры. Вместе с тем, полученные результаты позволяют с некоторым оптимизмом посмотреть на перспективы ее интеграции в систему ВПО.

Более 64% студентов I-го и II-го курсов отмечают, что фитнес-культура входит в мейнстрим их жизненных ценностей, указывая на прямые, устойчивые связи между занятием и уровнем здоровья. Студенты, обладающие высоким уровнем физического развития и подготовленности, испытывают биологическую потребность в тренировке – иначе их просто «разрывает» от ощущения не реализованных жизненных сил. Их привлекает интенсивная, эмоционально насыщенная кондиционная тренировка с использованием современного спортивного оборудования и high–тек технологий. Не случайно поэтому само понятие «фитнес-культура» разрастается в сознании студентов до грандиозных размеров, выдвигается на передний план личностно значимых ценностей и рассматривается через призму западного типа культуры – стиля cool.

Занятия фитнесом вторгаются в зону чувств и настроений первокурсников, поднимая их общий жизненный тонус. Кроме того, обретение телесной гармонии, снижение пассионарного напряжения становятся стратегическими задачами фитнес-культуры студентов, наполняющими ее содержание экзистенциальным значением.

Результаты деятельности учебного отделения фитнеса по своему характеру многообразны. После года занятий 54% студентов II-го курса указывают, что фитнес-культура воспринимается ими уже как одна из важнейших моделей социокультурной деятельности, стремящейся к активности, здоровью, освоению здоровьесберегающих методик и технологий. Как видим, для студентов важен некий пароксизм социальной успешности, здоровья и красоты – формирования правильной осанки, достижения рельефных мышц, формирующий в их сознании жизненный стандарт.

Подводя итоги занятий фитнесом на первом курсе, они отмечают повышение активности в учебной деятельности, возрастание резервов адаптации к социальной и экологической среде; явное повышение физических кондиций. Из этого следует, что в результате инноваций повышается эффективность факторов воспитания – под воздействием фитнес-культуры начинает действовать закон возрастающей отдачи физической культуры.

Следует обратить внимание, что фитнес-культура для студентов становится открытой формой совершенствования, ставшей содержанием. Безусловно, это – выход за пределы оценки традиционной физической культуры, вторжение в жизнь студентов новых, неосвоенных представлений об эталонах и свойствах качества жизни, что позволяет воспринимать фитнес-культуру как огромный эмоциональный мир, имманентный культуре человека и общества, функционально связанный с ней системой исторических и социальных традиций.

Достигаемая в результате занятий вариативность ментальности студентов формируется из многомерности осознанного двигательного опыта, реализуемого в фитнес-культуре. Усиление когнитивного вектора двигательной активности способствует осознанию фитнес-культуры как ценности за счет снижения фактора энтропии. Проявляемая на занятиях связь телесного, ментального и духовного совершенствования студентов определяет целостность и гармонию человеческой личности, поскольку движущие силы этого процесса находятся в нем самом. Это подтверждают и результаты исследований, указывающих на связь между вероятностным характером двигательной активности студентов и динамикой становления пролонгированных здоровье-формирующих стратегий развития [7].

Технологизация учебного процесса, применение кондиционной тренировки с использование современного спортивного оборудования, способствуют не только росту плотности урока, но и повышению качества учебного процесса, оказывая положительное влияние на динамику саморазвития личности, интеллекта, творческой энергии и духовно-нравственных сил студентов. Эта стратегия стимулирует процессы самореализации студенческой молодежи, и требует пересмотра целей учебного процесса, уточнения таких его характеристик, как гуманистическая направленность, природосообразность и рациональность. Ведь еще П.Ф. Лесгафт отмечал, что « …занятия физическими упражнениями станут эффективными лишь в том случае, когда целенаправленно формируемые личностные качества станут неотъемлемой частью внутреннего мира человека» [8].

Понятие «целостности личности» (человек-творец), в противовес понятию «человек-роль» (функционер), принципиально важно для определения роли фитнес-культуры, которое сегодня может способствовать закреплению определенных социальных функций. Речь здесь конечно же идет не о дальнейшем накоплении знаний, а в первую очередь, о междисциплинарном обмене технологиями, моделями и конструкциями телесного и духовного совершенствования студенческой молодежи в рамках гуманитарного блока дисциплин.

Вводя человека в мир культурных ценностей, фитнес-культура помогает не только раскрыть резервы адаптации студентов, но и познать свое место в природе и обществе. С учетом выявленной социокультурной специфики содержания фитнес-культуры, она может быть рассмотрена как источник общественных инноваций и способ самореализации человека, способствующей формированию духовно-целостной личности.

Парадоксальным безусловно, является выявленное при опросе возрастание числа студентов с 36% на I-ом курсе до 67% на II-го курсе, считающих, что в современных условиях именно фитнес-культура должна выполнять цивилизационные функции, обеспечивающие качественные изменения сущностных характеристик студенческой молодежи, укрепление здоровья нации и капитализацию человеческих ресурсов. Выявленное противоречие между абстракциями теоретического понимания социальных фитнес-культуры и реалиями, указывает на инвариантность социальных механизмов ее интеграции в систему ВПО в отрыве от теоретического знания. Данная перспектива совершенно по-новому представляет проблему модернизации физической культуры в системе ВПО, которая в этом случае выступает определенной методологией разработки образовательных стандартов и целевых норм, как социально приемлемых происходящих в ней процессов.

Интерес представляет позиция студентов, которые обладают низким уровнем физического развития и подготовленности, в оценке ценностей фитнес-культуры. 37% студентов I-го и II-го курсов этой группы рассматривают фитнес-культуру как некую тривиальную метафору жизни, требующую вовлеченности. Более трети студентов II-го курса указывают, что процесс интеграции фитнес-культуры на практике реализован только как вспомогательная форма прикладной физической подготовки, направленная на профилактику переутомления студентов. Вместе с тем, они отмечают, что по сравнению с традиционными занятиями, именно фитнес-культура дает им жизненный позитивизм, позволяет сделать шаг от строительства тела к форме жизнестроительства. На передний план они все же выдвигают принцип удовольствия от созерцания, актуализирующий использование рекреационных форм фитнес-культуры. Они компенсируют свою спортивную несостоятельность изрядной долей иронии по отношению к фитнес-культуре. Проявляемые в группе ассоциативные связи рождаются на фоне ограниченности двигательной активности. Вместе с тем ожидания студентов от занятий фитнесом связаны с улучшением внешней привлекательности и нормализацией массы тела; переживанием комфортных ощущений; повышением интеллектуальной активности и работоспособности; расширением коммуникативных способностей; обретением активной жизненной позиции и преодолением фобий и неуверенности в своих силах.

Еще один важный, на наш взгляд, выявленный в ходе опроса показатель привлекательности для студентов фитнес-культуры – более половины респондентов указали на связь занятий фитнесом с укреплением здоровья. Это свидетельствует о том, что в занятиях фитнесом воплощается мечта студентов о здоровье, физической гармонии и совершенстве. Становится понятным, что самопознание студентов из экзистенциальной категории переходит в категорию практического знания о телесной красоте, здоровье, здоровому времяпрепровождению.

Новая форма модернизации учебного процесса предусматривает, в этой связи неизбежную переориентацию целевых установок на удовлетворение интересов студентов с учетом их индивидуальных морфо-функциональных и психофизических особенностей, что требует соответствующих перемен в деятельностных акцентах: от биологического – к социальному, от физического – к духовному, от организма – к личности. Идеал гармонии и целостности выступает при этом методологическим ориентиром анализа ценностно-нормативной базы фитнес-культуры, обеспечивая мировоззренческую основу гуманизации учебно-воспитательного процесса. Уникальные возможности фитнес-культуры в оптимизации процессов социальной интеграции и индивидуализации студенческой молодежи определяются ее смылоориентационным, идентификационным и самореализационным потенциалами.

Перспективы повышения эффективности учебного процесса в этой группе студентов связано с необходимостью комплексного воздействия на программу двигательной активности, обеспечивающую прогрессивные изменения физиологических и биоэнергетических систем организма. Это предусматривает конкретизацию методических направлений модернизации учебного процесса:

– коррекцию целевой ориентированности моторно-исполнительных действий, проектно-смысловых и эмоционально-оценочных аспектов моторики, без чего трудно выйти за пределы обычных абстрактно-теоретических построений и возникающих проблем последующей их операционализации;

– модернизацию учебного процесса на основе новых мировоззренческих и поведенческих стереотипов двигательной активности, сформированных путем внедрения в практику более эффективных педагогических технологий;

– углубленного освоения теоретико-методических основ фитнес-культуры.

Реализация этих направлений безусловно повысит качество учебного процесса, эффективность использования средств физической культуры и будет способствовать формированию положительного имиджа кафедры физического воспитания в структуре вуза.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница