Система непрерывного математического образования: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста в период предшкольной подготовки»



Скачать 55.02 Kb.
Дата25.08.2018
Размер55.02 Kb.

Абидуева Н.А

Система непрерывного математического образования: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста в период предшкольной подготовки».

Проблемой сегодняшнего дня является воспитание активной, творческой личности. Одним из показателей такой личности является развитие логического мышления.

В целом, проблема развития логического мышления, в период дошкольного детства, являлась предметом изучения многих педагогов и психологов прошлого и настоящего (Ж. Пиаже, А. Валлон, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), и на сегодняшний день она по-прежнему актуальна.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-образного мышления, т.е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, находить частное и общее. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость. Поэтому логическое мышление детей нужно развивать уже сейчас, в дошкольный период.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от развития его интеллекта. Ведь важно не только какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, анализировать, обобщать, строить замыслы рисунков, сочинений. Значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты представления о понятийных отношениях, лежащих в основе логического мышления. Овладение логическими отношениями занимает существенное место в интеллектуальном развитии ребенка, поэтому старшие дошкольники вполне в состоянии «перешагнуть» барьер между наглядно-образным и логическим понятийным мышлением. Это становится возможным, если во всех видах деятельности дошкольника развивать мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификацию, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Поэтому развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.

Зачастую родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребенка мыслить. Поэтому развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается быстро (через месяц – два) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро проводит к появлению «проблем с математикой».

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью,- любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Знания, умения и навыки, приобретенные в дошкольный период, рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития ребенка в период предшкольной подготовки.

Далее я на первом этапе изучила литературу. Следующим этапом был изучен уровень развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью диагностического обеспечения:


  1. метод наблюдения

  2. диагностика групповая и индивидуальная.

В результате анализа обследования детей выявлены индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания или нового материала. Индивидуальный подход в проведении занятий по математике даёт возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развивать их интерес к этим занятиям. Обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

Следующим этапом в моей работе было – создание развивающей среды: доступной, открытой, мобильной и ориентированной на зону ближайшего развития. В группе оформлен математический уголок с дидактическими играми на развитие логического мышления. Все дидактические игры разделила на несколько групп:

1.игры с цифрами и числами. Например: «Назови соседей числа», «Расставь числа», «Числовые цепочки», «Не ошибись »

2. игры на ориентировку в пространстве. Например: «Помоги мышонку добраться до норки», «Скульптор», «Контролер», «Прятки»

3. игры с геометрическими фигурами. Например: «Разложи фигуры», «Почини бусы», «Каждой фигуре - свое место»

4.игры на логическое мышления. Например: «Засели домики», «Объяснялки», «Путаница», «Цепочка ассоциаций»

При работе с дидактическими играми, я учитывала следующие моменты:

Во – первых, необходимо формировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера).

Во – вторых, необходимо добиваться, чтобы полученные знания и умения детей могли самостоятельно использовать для решения проблемно – игровых задач.

В третьих, предлагать детям логические задачи и упражнения математического содержания, которые способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает не бывает», «Назови числа больше – (меньше) заданного числа», «Найди ошибки» и другие. Также в игре использовала вопросы – ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно в этом случае играющие должны были промолчать. Это игра эффективно развивает у детей умение внимательно вслушиваться в вопрос, развивает сообразительность, логику мышления, а также умения точно выполнять игровые правила.

Значительное место по развитию у детей логического мышления в математическом развитии я отвела знакомству детей с блоками Дьенеша, логическими фигурами и палочками Кюизенера. Основная цель этого дидактического материала - научить дошкольника решать логические задачи на разделение по свойствам. В процессе различных, манипуляций дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Для наиболее эффективного ознакомления детей со свойствами блоков я предлагала детям следующие задания:

«Найди такую же фигуру, как эта» (по цвету, по форме, по размеру, по толщине);

Назови, какая это фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине) и другие.

Для более успешного овладения числами и цифрами, арифметическими действиями, различением предметов по их свойствам, использованием дидактические упражнения «Собери цепочку», «Чудесный мешочек», «Поиграем - посчитаем», «Составь задачу с помощью картинок» При выполнении этих упражнений у детей развиваются способности к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении действий. У детей сформировался интерес к решению познавательных задач, к разнообразию интеллектуальной деятельности. Понимание детьми законов дидактической игры привело к тому, что дети начали играть самостоятельно в парах или небольшими группами. Дети меняются ролями, стремятся верно, выполнить задание, придумывают свои оригинальные задания. Это деятельность весьма полезна для дошкольников.

Для эффективного освоения игр и игровых упражнений подобраны наиболее приемлемые формы работы: специально организованная деятельность, игра, индивидуальная работа в утренние и вечерние часы, самостоятельная деятельность.



Таким образом, развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Ребенок – дошкольник с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Целенаправленные педагогические приемы и созданная атмосфера доброжелательности в группе позволяют эффективно контролировать ход развития воспитанников, что позволяет успешнее подготовить детей к обучению в школе.
Каталог: images
images -> Психология больных с разными соматическими заболеваниями
images -> Методология психологической науки
images -> Контрольные вопросы к экзамену кандидатского минимума
images -> Гендерная психология
images -> Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница