Синхронизация часов в сто



Скачать 252.44 Kb.
страница1/7
Дата12.04.2018
Размер252.44 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7

2 (13), с. 68-85 ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2002


ЕЩЕ РАЗ О СИНХРОНИЗАЦИИ ЧАСОВ

В СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

Ю.И.Наберухин

Одним из важнейших выводов, следующим из специальной теории относительности (СТО) и получившим всеобщее распростране­ние, является тезис об относительности одновременности. Обычно он связывается с проблемой синхронизации часов, находящихся в разных точках пространства. Именно с процедуры синхронизации часов начинается, как известно, первая статья Эйнштейна [1], в которой изложены основы СТО. Уже сам Эйнштейн подчёркивал, что предлагаемая им процедура синхронизации есть определение, то есть не является однозначной и обязательной. Однако создатель теории относительности не разъяснял (очевидно, понимая, что это не относится к физическому содержанию развиваемой концепции), как изменится формализм СТО и как интерпретировать эти изменения, если принять какое-либо другое, отличное от предложенного им, определение синхронизма.

Эта проблема была впервые рассмотрена Рейхенбахом [2]. Он предложил более общее условие синхронизма и с его помощью указал возможные границы произвола, которые якобы имеются в определении одновремен­ности. С момента выхода в 1928 г. книги Рейхенбаха его рассуждения стали непременно включаться – без какой-либо критики, а скорее, как важный вклад в основы теории относительности – в трактаты по философии пространства и времени (назовем для примера книги Рейхенбаха [3], Грюнбаума [4], Молчанова [5]), и идея конвенци­аль­ного характера определения одновременности получила всеобщее распространение. Характерно, что в философской литературе совершенно не затрагивается вопрос о том, как изменится формализм СТО, еcли принять другое, не эйнштейновское, определение одновремен­ности. Между тем, совершенно, на наш взгляд, правильное и ясное решение этого вопроса было дано А.А.Логуновым [6], который показал, что на самом деле никакого произвола в определении одновременности нет. Это заключение осталось незамеченным в философской литерату­ре, видимо, потому, что не все философы свободно разбираются в физических рассуждениях и математических выкладках.

В настоящей статье мы, по существу, повторяем выводы Логунова, но делаем это несколько иным способом. Мы идём по пути Эйнштейна, который в своей первой статье при выводе преобразований Лоренца существенно использовал свою процедуру синхронизации часов, что встречается только в этой работе и никогда не применялось в других многочисленных способах их вывода. Мы прослеживаем, как изменятся выкладки Эйнштейна, если использовать "обобщённое" условие синхронизма по Рейхенбаху. Это позволяет прояснить истинное место проблемы синхронизации часов в СТО.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница