Синергийная антропология и свобода



страница1/4
Дата04.05.2018
Размер169 Kb.
  1   2   3   4

Кристина Штекль

СИНЕРГИЙНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И СВОБОДА

Цель этого текста – рефлексия на тему о синергийной антропологии и свободе. Такая рефлексия может иметь по меньшей мере два измерения. Формула «синергийная антропология и свобода» может быть понята как «синергийная антропология как свобода», и ее раскрытие тогда означает анализ места синергийной антропологии в современном философском дискурсе; но она может быть понята и как «синергийная антропология о свободе», что ставит задачу раскрыть решение проблемы свободы в рамках синергийной антропологии. Желая понять, почему и каким образом синергийная антропология оказывается важной для современного дискурса политической философии, мы должны уяснить себе оба измерения. На первом из них (синергийная антропология как свобода) я остановлюсь лишь кратко, главное внимание уделив второму (синергийная антропология о свободе). После краткого обозрения дискуссии о негативной и позитивной свободе в современной политической теории, я постараюсь продемонстрировать, что синергийная антропология способна предложить свежий взгляд на проблематику позитивной свободы.



Синергийная антропология как свобода

Проблема синергийной антропологии как свободы изучалась мною уже в нескольких работах (Stöckl 2006; Stöckl 2007; Штекль, 2007). Как я стремилась показать, синергийная антропология представляет собой в большой мере независимое, автономное интеллектуальное явление в сфере современной православной мысли. Она принадлежит к традиции русской религиозной философии и богословия русской эмиграции, возникая как определенная интерпретация и философская разработка неопаламитского богословия. Синергийная антропология преодолевает вековой полемический раскол между интеллектуальной традицией Восточного христианства и западной мыслью; в то же время, она осуществляет новое обращение к православной традиции после опыта тоталитаризма и с учетом его. Неудивительно, в свете этого, что она откликается на вопросы самого актуального характера: Какова природа человеческого субъекта? В чем смысл индивидуальной свободы? Каким образом современная индивидуалистская антропология может осмыслить сообщество (community)? Синергийная антропология рассматривает эти вопросы как универсальные, признавая, что они равно затрагивают как западные общества, так и общества православного ареала, и это в особенности верно после и вследствие пережитого и теми, и другими опыта тоталитаризма. Вместо того чтобы изображать внешнюю, стороннюю позицию по отношению к западной модернити, и с этой позиции ее судить – как это делается почти всегда в православном философствовании на тему модернити – синергийная антропология стремится найти и выделить во всех доступных традициях, и в Западной, и в Восточной, здоровые элементы альтернативной антропологии. Можно сказать, что, вместо того чтобы просто рассуждать о модернити, она изыскивает возможности действовать, пребывая в ее условиях, преодолевать ее изнутри. В этом смысле, сама синергийная антропология может рассматриваться как акт интеллектуальной свободы. Как мне представляется, учет этого аспекта – необходимая предпосылка решения следующего вопроса: что могла бы добавить синергийная антропология в современный философский дискурс.




Каталог: lib -> download -> lib -> fn2 2008
lib -> Человек: сущее, трояко размыкающее себя
lib -> «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии XX века
lib -> Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя
lib -> Неопатристический синтез и русская философия
lib -> Работа моя связана не только с настоящим временем, но и с древностью, с древними традициями
lib -> Православно-аскетическая антропология и кризис
lib -> Философский символизм флоренск
lib -> Идея всеединства от гераклита до бахтина
fn2 2008 -> Личность как синергийная конституция


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница