Симметрия – воплощение математической красоты



страница1/2
Дата26.04.2018
Размер67.9 Kb.
  1   2



СИММЕТРИЯ – ВОПЛОЩЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КРАСОТЫ

Газета кружка «ЭРУДИТ»












Наш симметричный мир...

Симметрия во всем:

В закате Солнца и в его восходе,

В живой и неживой природе,

В кристаллах, в музыке, в поэзии - во всем.

 

Симметрия - синоним совершенства,



Гармонии, высокой красоты.

Букашки, звери, человек, цветы -

Во всем симметрия, все совершенно.

 

Законы физики, Вселенная сама,



Вся наша жизнь симметрии полна.

А без нее все было б косо, криво,



Не эстетично,..Просто некрасиво.

 

Нам, математикам, как никому другим,

Понятен смысл крылатой фразы

"Красота спасает мир".

А мы его спасаем!

 

СИММЕТРИЯ В ДРЕВНЕРУССКОМ ОРНАМЕНТЕ

НОМИНАЦИЯ «Самая содержательная газета»

Традиционно философское осмысление понятия симметрии происходит на материале естественных наук и математики, различных видах искусств.

Большую работу по осмыслению симметрии как меры красоты и гармонии мироздания осветил в своих работах выдающийся математик XX века Герман Вейль. Г.Вейль под симметрией понимал неизменность какого-либо объекта при определённого рода преобразованиях, т.е. предмет будет выглядеть также как и до преобразований. От симметрии в природе автор перешёл к изучению симметрии в быту русского народа.

Симметрия в русском орнаменте имеет интересные математические особенности.

Практическая деятельность людей на Руси, как и в других странах Европы и Азии, делала необходимым развитие арифметических знаний и представлений о свойствах геометрических фигур. Раскопки древних городищ свидетельствуют, что математические познания утилитарного характера были широко распространены на Руси уже в IX-X веках. Это были скорее навыки, чем знания, которые передавались устным путём и включали представления о натуральных числах и действий с ними (сложение, вычитание, умножение и деление), а так же о простейших дробях. Кроме того, в Древней Руси был хорошо известен такой инструмент, как циркуль. В пользу этого говорит широкое распространение орнамента из окружностей на украшениях и предметах.

По мнению академика Б.А. Рыбакова, известного археолога и историка с мировым именем, в основу древнеславянского орнамента легли универсальные представления о мире. Сознание древнего славянина было обусловлено мифологическим восприятием действительности. Миф и обряд сочетали в себе элементы магии, зачатки художественного творчества, социальные нормы, регулирующие поведение людей. Всё это нашло отражение в мотивах, характерных для русского орнамента.



Для русского орнамента характерны как растительные и геометрические формы, так и изображения птиц, зверей и фантастических животных. Особенно ярко русский орнамент выражен в резьбе по дереву и вышивке. Наиболее часто использовались так называемые плетенки – переплетения лент, ремней, стеблей цветов.

В 17 в. зодчий Степан Иванов создал свой знаменитый орнамент «Павлинье око».





  • Мотив «обереговых» знаков, которые наносились на одежду, предметы быта и различные детали жилища. 

  • Мотив плетёнки, характерный для русальских браслетов, который Б. А. Рыбаков трактовали как знак воды и царства подземного владыки Переплута.





  • Мотив древней богини Мокоши как специфического воплощения представления о Великой Праматери, общего для всех народов на определённой стадии исторического существования. Мокоша (Макошь) – единственный женский образ в древнерусской мифологии. Её имя наводит на мысль о мокроте, влаге, воде. Мокошь покровительствовала всем женским занятиям, особенно прядению, и почитали её преимущественно женщины.

  • Мотив дерева жизни.

К числу традиционных узоров на протяжении столетий использовавшихся в русском декоративно-прикладном искусстве, относится узор, изображавший дерево жизни с симметрично расположенными на нём или около него птицами.


Древнерусский орнамент сочетал в себе воду, дождь, солнце и растительный мир в его надземной и подземной (корневой) части.Водная стихия представлялась рядами точек и чёрточек, воспроизводящих дождевые капли, а также зигзагообразными линиями, что служит примером переносной симметрии.



Земля была представлена прямоугольником, разделённым диагоналями на четыре части с повторяющимися в них рисунком. Для такой конфигурации характерна осевая симметрия в сочетании с центральной. Эти виды симметрии преобладают в изображении растительного мира

В русском орнаменте с древних времён сложилась особая система расположения символов, представляемых движение Солнца вокруг Земли. Встречается несколько типов солнечных знаков, для них характерна поворотная симметрия. Наиболее распространён круг, разделённый радиусами на разные секторы («Колесо Юпитера»), а также круг с крестом внутри




Храм Василия Блаженного



Вывод:  проанализировавлитературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что в древнерусском орнаменте часто встречаются симметричные символы. В традиционных национальных украшениях и предметах быта, строительстве храмов можно встретить все виды симметрии на плоскости: центральную, осевую, поворотную, переносную.


Каталог: images
images -> Психология больных с разными соматическими заболеваниями
images -> Методология психологической науки
images -> Контрольные вопросы к экзамену кандидатского минимума
images -> Гендерная психология
images -> Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница