Сильян Михаил Сергеевич Санкт-Петербург 2008



Скачать 283.23 Kb.
страница1/8
Дата02.03.2018
Размер283.23 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8


Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет философии и политологии

Кафедра истории философии

КонцеПция логоса у филона АЛЕКСАНДРИЙСКОГО В КОНТЕКСТЕ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Сильян Михаил Сергеевич

Санкт-Петербург

2008

Содержание


  1. Введение………………….………….………………...……..……1

  2. Понятие «Логос» в греческой философии…………….…….…...6

    1. Логос Гераклита…………………………………………………...6

      1. Жизнь и учение Гераклита………………………….……….7

      2. Концепция Логоса в философии Гераклита……..……...…..8

    1. Понятие Логоса в стоической философии……………...………13

      1. Стоическая физика в свете концепции Логоса…...….…….14

      2. Логос в учении стоиков…………..…………………………15

  1. Логос Филона Александрийского………………………..……..18

    1. Биографические свидетельства…………………………………18

    2. Концепция Логоса у Филона Александрийского…….………..20

  1. Заключение…………………………………………….….….…..23

Список литературы…………………………………………………………..27

О Небо, преподай урок,

Чтоб сердцем крохотным я мог

Объять весь мир необозримый!

Фэн Чжи (1905-1997)

        1. Введение.

Проблеме развития концепции Логоса и роли этого понятия в истории мировой философии посвящено необычайно большое количество монографий и статей. Причиной этого можно назвать фундаментальный гносеологический характер проблемы. Само понимание слова «Логос» как философской категории зародилось, как отмечают многие исследователи, в переломный для развития науки момент. Позднейшие обращения к данному понятию также характеризовались кризисами, когда вставал вопрос о направлении дальнейших исследований и о возможности самого исследования. Гераклит, у которого мы впервые встречаем данный термин в онтологическом смысле, стал первым философом, фактически поставившим вопрос о возможности существования достоверного знания, о соотношении индивидуального и всеобщего разума (56 DK). Ю. А. Шичалин в своей монографии «История античного платонизма» определяет философию Гераклита началом (monh́), а доктрину Филона Александрийского завершением (ẻpistrofh́) одного и того же процесса. И если фрагменты первого в нашей стране широко изучаются, то учение Филона Александрийского, носящее ярко выраженный эклектичный характер, находится как бы в тени, хотя на Западе исследование его философии идет весьма активно. К сожалению, на русском языке не издано даже собрания сочинений данного автора.

Филон Александрийский стал транслятором, который начал процесс адаптации определяющих понятий греческой философии на почву иудаизма. Из последнего они позднее, уже в измененной форме, перейдут в христианское богословие. Одним из таких определяющих терминов и является понятие «Логос», сыгравшее важную роль в истории европейской и русской философии. В качестве примера усвоения последнего христианской мыслью можно назвать Евангелие от Иоанна, в котором Логос частично отождествляется с Христом.

Наконец, применительно к сегодняшнему дню, можно говорить о кризисе в современной науке, который, по словам Б. Г. Кузнецова, возможно «закончится поворотом, аналогичным тем поворотам, которые произошли в первой половине и даже в первой четверти столетия»1. Таким образом, в наши дни на первый план выступают все те же проблемы достоверности, истинности знания, и, следовательно, направления дальнейших исследований и самой их возможности. Физик Вернер Карл Гейзенберг уже в середине прошлого столетия совершил попытку применения философии элеатов в области квантовой механики, занявшись выведением «формулы мира», т.е. в некотором смысле посягнул на математическое описание Логоса.

В связи со всем вышеописанным можно говорить об актуальности исследования концепции данного понятия в контексте греческой философии.

Целью данного реферата является рассмотрение того, как и почему учение о Логосе было усвоено Филоном Александрийским, а также того, как эллинская мысль подготовила дальнейшее развитие христианской и иудейской экзегетики. Для этого необходимо вкратце описать доктрины, в которых сформулирована концепция Логоса, а именно учения Гераклита и стоической школы. Мы подразумеваем, что данное понятие нашло своё развитие не только в них, но выступило как внутренний мотив всей греческой философии; однако в рамках реферата возможен лишь краткий обзор доктрин двух обозначенных школ. Далее необходимо провести сравнительный анализ концепций Логоса у стоиков и у Гераклита с концепциями Логоса в философии Филона Александрийского.

Приступая к исследованию, мы считаем необходимым внесение ряда предварительных замечаний.

1. В первую очередь, в связи со всем вышесказанным следует подчеркнуть, что, по мнению большинства исследователей, Филон не стремился создать систематизированную и логически связанную доктрину; в работах, написанных в разные периоды творчества, мы зачастую встречаем противоречия. Касается это и концепции Логоса: английский исследователь Кеннет Шенк отмечает, что «Филон, судя по всему, использует термин [Логос] в различных его значениях»2.

2. Вторым замечанием можно обозначить полемичность научных подходов к философии Филона Александрийского. В данном исследовании при анализе философии самого Филона мы опираемся в основном на сочинения 3х авторов: это труды С. Н. Трубецкого, Кеннета Шенка и Джона Диллона; и если Трубецкой рассматривает философию Филона с точки зрения, основанной на доктрине объективного идеализма, то Диллон и Шенк видят в Филоне лишь один из пунктов развития среднего платонизма. В ходе проведения данного исследования мы попытаемся, балансируя между русским религиозным идеализмом и платонизмом, посмотреть на доктрину Филона как на область пересечения греческой, христианской и иудейской мысли, оказавшую немалое влияние на дальнейшее развитие всех их.

3. Следующим пунктом вступления хотелось бы еще раз поставить акцент на том, что в данной работе учение Филона Александрийского рассматривается в контексте греческой философии, понимание которой невозможно без изучения культуры древних греков. Филона можно равно характеризовать как эллинизированного иудея, и как грека, обращенного в иудаизм (напомним, что Филон родился и прожил большую часть жизни в Александрии, центре эллинистической культуры), а значит и понимать его философию следует с учетом особенностей греческого мировоззрения. В анализе его доктрины с указанной позиции мы будем в основном руководствоваться материалом книги К. Г. Юнгера «Греческие мифы», в которой автор блестяще описывает особенности мира древнего грека, исходя из анализа античной культуры.

5. Наконец, перед тем, как перейти собственно к исследованию, хотелось бы пояснить значение цитаты, вынесенной в эпиграф работы. Фэн Чжи, автор строк, является авторитетным, мало изученным, - к сожалению, - и практически не переведенным в нашей стране поэтом, переводчиком сонетов немецких авторов на китайский язык. Интерес к нему в связи с изучаемой нами темой оправдан – однако смысл и назначение данной цитаты раскроется в полной мере в ходе исследования. Поэтому во вступлении мы лишь позволим себе в очередной раз подчеркнуть её значимость.

II. Понятие «Логос» в греческой философии.

Данная категория у Филона Александрийского служит связующим звеном его концепции с предшествующей ему эллинской мыслью. Впервые данный термин мы находим во фрагментах Гераклита; затем, уже в модифицированном виде, - у стоиков. Для того чтобы понять, почему Филон адаптировал именно это понятие для своей философии, а также для анализа аспектов, привнесенных им самим, необходимо рассмотреть концепцию Логоса в её развитии.



  1. Логос Гераклита.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница