Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада



Скачать 311.5 Kb.
страница1/7
Дата22.08.2018
Размер311.5 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7

Шри Шримад

А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Восхождение к сознанию Кришны

Выбор: человеческая жизнь или жизнь животного

“Я в почтении склоняюсь перед духовным учителем, который светочем знания открыл мне, ослепшему во тьме невежества, глаза”.

Произнося этот стих, мы выражаем почтение духовному учителю, который просвещает своих учеников, открывая им трансцендентное знание. Ведический метод познания не тре бует проведения каких-либо исследований. В сфере матери альной науки, тот, кто хочет продемонстрировать свою уче ность, должен провести какие-нибудь исследования, но веди ческий метод познания не таков. Ведический метод подра зумевает, что исследования уже проведены. Он совершенен, и его просто передают по цепи ученической преемственности от учителя к ученику. О проведении исследований не может быть и речи, потому что средства и инструменты такого ис следования грубы и несовершенны.

На данной ступени материального существования мы обу словлены многими законами природы. Все обусловленные ду ши обладают четырьмя недостатками, потому что чувства их несовершенны. Один недостаток обусловленной души заклю чается в том, что она обречена совершать ошибки. Нет та кого человека, который не совершал бы ошибок. К примеру, в Индии Махатму Ганди считали великой личностью, но и он совершал ошибки. За пять минут до того, как Ганди должен был отправиться на митинг, на котором был убит, его при ближенные предупреждали об опасности и уговаривали его не ходить туда, но он настоял на своем. На стадии обуслов ленного существования совершать ошибки вполне естествен но. В самом деле, родилась даже поговорка: “Человеку свой ственно ошибаться”.

Другое несовершенство обусловленной души в том, что она неизбежно впадает в иллюзию. Находиться в иллюзиизна чит считать что-либо тем, чем оно не является, принимать ка кой-то мираж за истину. Каждый из нас уверен, что мы есть тело, но на самом деле это не так. То, что мы принимаем свое тело за самих себя, называется иллюзией, майей. Третье несо вершенство заключается в том, что обусловленная душа имеет склонность обманывать других. Часто приходится слышать, как торговец говорит: “Вы мой друг, поэтому я на вас не на живаюсь”. Но на самом деле мы прекрасно знаем, что он по лучает по меньшей мере пятьдесят процентов прибыли. При меров такой склонности обманывать множество. Есть много учителей, которые на самом деле ничего не знают, но выдви гают теории, состоящие из выражений типа “может быть”, “вероятно” и т.д., и таким образом попросту надувают своих учеников. Четвертый недостаток живого существа в том, что его чувства далеки от совершенства. Наше зрение так огра ниченно, что мы не можем видеть ни очень далеко, ни очень близко. Глаз может видеть только при определенных услови ях, поэтому очевидно, что наше зрение ограниченно. Точно так же ограниченны все наши чувства. С помощью этих огра ниченных, несовершенных чувств невозможно познать без граничное. Поэтому Веды не рекомендуют нам познавать Аб солютную Истину с помощью своих чувств, которые сейчас так обусловленны. Если мы хотим получить знание, то долж ны получить его из высшего источника, не обусловленного этими четырьмя недостатками. Этот источникКришна. Он является высшим авторитетом в понимании “Бхагавад-гиты”, и многие святые и мудрецы признают Его совершенным ав торитетом.

Те, кто серьезно изучает ведические писания, признают ав торитеты. К примеру, “Бхагавад-гита” представляет собой не научный трактат, явившийся плодом обширных исследова ний. В ней содержится совершенное знание, которое Господь Кришна открыл Арджуне на поле битвы Курукшетра, и из са мой “Бхагавад-гиты” мы узнаём, что в прошлом Шри Кришна поведал ее богу Солнца Вивасвану и с незапамятных времен, начиная от Вивасвана, она передавалась по цепи ученической преемственности.

имам вивасвате йогам

проктаван ахам авйайам

вивасван манаве праха

манур икшвакаве 'бравит


“Верховный Господь сказал: Я передал эту вечную науку йоги богу Солнца Вивасвану, Вивасван передал ее Ману, прароди телю человечества, а Ману в свой черед передал ее Икшваку” (Б.-г., 4.1).

Если мы изучаем “Бхагавад-гиту”, опираясь на академичес кие знания или на собственные спекулятивные рассуждения, то неизбежно придем к неверным выводам. Так “Бхагавад- гиту” понять невозможно. Нужно стараться следовать по сто пам Арджуны. В прошлом из-за толкований и спекулятивных рассуждений истинный смысл “Бхагавад-гиты” был утрачен. Поэтому Кришна восстановил это учение, открыв его Ар джуне.

эвам прампара-праптам

имам раджаршайо видух

са каленеха махата

його нашnах парантапа

са эвайам майа те 'дйа

йогах проктах пуратанах

бхакто 'си ме сакха чети

рахасйам хй этад уттамам


“Эта высшая наука передавалась по цепи ученической пре емственности, и так постигали ее праведные цари. Однако со временем эта цепь прервалась, и потому духовное знание ка жется сейчас безвозвратно утраченным. Сегодня Я открываю тебе эту древнейшую науку взаимоотношений со Всевышним, так как тыМой преданный и друг и потому сможешь про никнуть в трансцендентную тайну этой науки” (Б.-г., 4.2 - 3).

Таким образом, всякий, кто, обращаясь к Кришне с предан ностью, следует по стопам Арджуны, сможет понять смысл “Бхагавад-гиты”, а также других ведических писаний.

Есть четыре Веды: “Сама”, “Рик”, “Яджур” и “Атхарва” и сто восемь Упанишад, в число которых входят “Ишопа шишад”, “Катха-упанишад” и “Тайттирия-упанишад”; кроме этого есть “Веданта-сутра”, “Шримад-Бхагаватам” и “Бхага вад-гита”. Эти писания предназначены не для какого-то от дельного класса людей, но для всего человечества. Представители любых слоев человеческого общества могут воспользоваться мудростью Вед, чтобы достичь совершенства человеческой жизни. Как уже говорилось, жизнь дана человеку не для удовлетворения чувств, а для постижения Бога, мироздания и своей сущности.

Из ведических писаний мы узнаем, что этот материальный миртолько частичное проявление всего сотворенного Богом. Большая часть творения Богаэто духовный мир, Вай кунтхи. Как говорит в “Бхагавад-гите” Шри Кришна, выше этой материальной природы, за ее пределами, лежит высшая духовная природа:

бхумир апо 'нало вайух

кхам мано буддхир эва ча

аханкара итийам ме

бхинна пракритир ашnадха

апарейам итас тв анйам

пракритим виддхи ме парам

джива-бхутам маха-бахо

йайедам дхарйате джагат


“Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, интеллект и ложное эговсе вместе эти восемь частей составляют Мою отделенную материальную энергию. Помимо этой низшей природы, о могучерукий Арджуна, существует и Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые ведут непрекращающуюся борьбу с силами материальной природы и поддержи вают вселенную” (Б.-г., 7.4 - 5).

Есть много материальных вселенных, они собраны в одном месте и составляют материальное творение. За пределами это го скопления бесчисленных материальных вселенных прости рается духовное небо, которое тоже упоминается в “Бхагавад- гите”:

на тад бхасайате сурйо

на шашанко на паваках

йад гатва на нивартанте

тад дхама парамам мама


“Эту Мою высшую обитель не освещает ни солнце, ни луна, ни электричество. Тот, кто достиг ее, никогда больше не воз вращается в материальный мир” (Б.-г., 15.6).

Эта высшая природа, лежащая за пределами материальной вселенной, вечна. Нигде не говорится, что она когда-то воз никла у нее нет ни начала, ни конца.

парас тасмат ту бхаво 'нйо

'вйакто 'вйактат санатанах

йах са сарвешу бхутешу

нашйатсу на винашйати

авйакто 'кшара итй уктас

там ахух парамам гатим

йам прапйа на нивартанте

тад дхама парамам мама


“Существует также иная природавечная и трансцендентная к проявленной и непроявленной материи. Эта высшая природа неуничтожима. Когда материальный мир разрушается, она остается неизменной. Эту высшую обитель называют непроявленной и совершенной. Онаконечная цель каждого живого существа, и тот, кто достигает ее, больше никогда не возвращается в материальный мир. Этот трансцендентный мирМоя высшая обитель.” (Б.-г., 8.20 - 21).

Ведическая религия, варнашрама-дхарма, тоже называется вечной, потому что невозможно установить, когда она возник ла. Христианство имеет историю длиной в две тысячи лет, ис тория ислама насчитывает тысячу триста лет, но если мы по пытаемся установить, когда возникла ведическая религия, то не сможем обнаружить ее начало. Варнашрама-дхарма считается вечной религией живого существа.

Мы часто говорим, что Бог создал материальный мир, и это означает, что Он существовал до возникновения этого мира. Так как Господь существовал до проявления материального мира, Он не подчиняется законам этого мироздания. Если бы Он был подвластен законам материального мира, как Он смог бы создать его? В “Бхагавад-гите” говорится, что Господь тождествен Своему творению и в то же время существует во всей Своей полноте, никак не связанный с ним.

майа татам идам сарвам

джагад авйакта-муртина

мат-стхани сарва-бхутани

на чахам тешв австхитах

на ча мат-стхани бхутани

пашйа ме йогам аишварам

бхута-бхрин на ча бхута-стхо

маматма бхута-бхаванах
“Мною в Моей непроявленной форме пронизана вся эта все ленная. Все сущее покоится во Мне, но Я не в нем. И в то же время все сотворенное не покоится во Мне. Узри же Мое мистическое могущество: хотя Я поддерживаю все живые существа и нахожусь повсюду, Я Самисточник творения” (Б.-г., 9.4 - 5).

В сущности, все мыдуховные души, призванные общаться с Богом в духовном небе, где есть бесчисленные духовные планеты с бесчисленными живыми существами. Однако тех, кто недостоин жить в духовном мире, посылают в этот материальный мир. Та же мысль выражена в “Потерянном рае” Мильтона. Мы духовные души, но тем не менее мы со гласились получить это материальное тело и тем самым со гласились испытывать тройственные страдания, которые нам причиняет материальная природа. Когда и как именно это произошло, выяснить невозможно. Никто не в состоянии установить, когда обусловленная душа впервые получила матери альное тело.

Сейчас в высших учебных заведениях очень распростране на теория эволюции Дарвина, но в “Падма-пуране” и других авторитетных писаниях содержатся сведения о духовной эво люции живого существа, переходящего из одной формы те ла в другую. Из этой Пураны мы узнаем, что есть 8400000 форм живых существ, 900000 из которых обитают в воде. Только растительных форм насчитывается 2000000. Сейчас все ссылаются на теорию Дарвина, но в ведических писаниях о разных биологических видах сказано неизмеримо больше. Дарвин считает, что биологические виды развиваются из низших форм, но это не дает истинной картины. Душа, конечно, может прогрессировать от низших форм к высшим, но, как указывается в “Бхагавад-гите”, Шри Кришна создал все виды в начале творения.

сарва-бхутани каунтейа

пракритим йанти мамикам

калпа-кшайе пунас тани

калпадау висриджамй ахам

пракритим свам авашnабхйа

висриджами пунах пунах

бхута-грамам имам критснам

авашам пракритер вашат
“О сын Кунти, в конце эпохи все материальные проявления входят в Мою природу, а в начале следующей эпохи Я с по мощью Своей энергии творю их вновь. Весь космический по рядок в Моей власти. По Моей воле он проявляется снова и снова, и по Моей же воле он в конце уничтожается” (Б.-г., 9.7 - 8).

Все живые существа испытывают тройственные страдания, в том числе страдания, причиняемые телом и умом. Животные не могут понять, что страдают, но люди могут. У того, кто не знает, что он страдает, сознание животного. Животные могут стоять у забора бойни, ожидая своей очереди от правиться на убой, но не понимать, что их ждет. Мылюди и потому должны понимать, что нам приходится терпеть муки рождения, старости, болезни и смерти, и должны стремиться узнать, как избежать этих страданий. Мы страдаем с самого начала своей жизни, когда на девять месяцев оказываемся за мурованными в утробе матери. Когда мы появляемся на свет, страдания продолжаются: хотя мать может очень заботливо ухаживать за ребенком, он все равно плачет. Почему? Потому что страдает. Может быть, его кусает клоп или у него болит живот, или еще что-нибудь. Как бы то ни было, он про должает страдать. Ребенок страдает и тогда, когда его против воли заставляют ходить в школу. Ребенок не хочет учиться, но учитель все равно дает ему задания. Если мы внимательно рассмотрим нашу жизнь, то увидим, что она полна страданий. Как правило, обусловленные души не очень разумны и по тому продолжают страдать, даже не пытаясь понять причину этого. Тем не менее мы должны осознать, что страдаем, и ес ли есть какое-то средство, позволяющее избавиться от этого, то нужно воспользоваться им.

Великий мудрец Ришабхадева дал своим сыновьям такое наставление: “Дорогие дети, в этой жизни вы получили та кие прекрасные тела. Вам следует знать, что они предназначены не для удовлетворения чувств, как тела свиней и собак, а для духовного самоосознания”. В сущности, Ришабхадева говорит, что жизнь, посвященная удовлетворению чувств, - это жизнь тех, кто питается экскрементами, например свиней, а мы, получив высшую форму жизни, не должны подражать низшим формам. Недавно, когда мы проходили по Цент ральному парку в Нью-Йорке, нас удивило зрелище того, как группа молодых американцев, юношей и девушек, поклоня лась свиньям. Мы пели мантру Харе Кришна, а молодые люди в это время скандировали: “Свинья! Свинья! Свинья!” Они устроили в Центральном парке настоящую демонстрацию со свиньями, и, обожествив их, падали перед ними ниц. Они хо тели, чтобы одна свинья стала президентом, и чтобы свиньи руководили ими. Это зашло так далеко, что на одной демон страции протеста в Сиэтле юноши и девушки разделись, пе репачкались грязью и играли со свиньями, общаясь таким об разом с этими животными, которым они поклонялись. И все это происходит в стране, где молодежь выглядит привлека тельно, имеет много денег и прочие преимущества по сравне нию с молодежью других стран. В результате, получив все эти преимущества, они просто стали поклоняться свиньям. Этот культ свиней был предсказан давным-давно и описан в “Шри мад-Бхагаватам”, которому по крайней мере пять тысяч лет. Смысл в том, что нужно использовать прекрасные возмож ности, которые у нас есть, чтобы достичь прекрасной цели, а не для поклонения низменным существам.

В Ведах есть истории о многих великих императорах и ца рях, совершавших аскезы и налагавших на себя епитимьи. Дхрува Махараджа, Амбариша Махараджа и Юдхиштхира Махараджа были великими царями, обладали несметными богатствами, но в то же время были великими мудрецами. Таким образом они могут служить примером для всех, кто получил эту счастливую возможность, то есть получил человеческую форму жизни, позволяющую достичь экономического благополучия и жить в хороших условиях. Эту возможность нужно использовать, чтобы прийти к еще лучшей жизни, и этого можно добиться, налагая на себя епитимьи. Сейчас мы существуем в материальных телах, но если воспользуемся методом сознания Кришны, то наше сознание очистится. Хотя наши юные ученики, добровольно применяющие метод сознания Кришны, - американцы или европейцы, они очень довольны им. Этот метод не доставляет неприятностей, а наоборот, очень приятен. Теперь они начинают понимать, что разница между животной и человеческой жизнью заключается в очищении своего бытия.

Если мы очистим свое существование, всего-навсего следуя основным правилам сознания Кришны, которые включа ют в себя воздержание от недозволенного секса, мясоедения, одурманивающих веществ и азартных игр, то со временем поднимемся на уровень духовной жизни, которая совершенно чиста. Мудрец Ришабхадева сказал своим сыновьям, что, как только они очистят свою жизнь, они обретут безграничное счастье. Все мы стремимся к миру и счастью, но мир и счастье, которым мы можем наслаждаться в материальном мире, ограниченны. Если же мы очистим свою жизнь и достигнем уровня духовного бытия, то обретем вечный покой и безгранич ное счастье.

Духовный мир не сух и не абстрактен, - как уже говори лось, он полон разнообразия. Одно из наслаждений, которое испытывают на Вайкунтхахэто наслаждение от танца. Там тоже есть юноши и девушки. Более того, там нет старости, болезни или смерти, а также мук рождения. Если мы хотим получить свою долю безграничного счастья, знания и вечной жизни, на которые мы на самом деле имеем полное право в духовном мире, то не должны растрачивать свою жизнь, работая в поте лица ради удовлетворения чувств и поклоняясь свиньям. Нужно посвятить свою жизнь развитию в себе сознания Кришны, и тогда мы обретем безграничное счастье и будем испытывать бесконечное наслаждение. В этом суть движения сознания Кришны.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница