Шеховцова Л



Скачать 102.84 Kb.
страница1/3
Дата14.04.2018
Размер102.84 Kb.
  1   2   3

Шеховцова Л.Ф.
Личность как самосознание
Понятие личности употребляется сегодня всем комплексом наук о

человеке, начиная от теоретических, задающих методологический вектор - философии, психологии – и до прикладных: педагогики, социологии, криминалистики, психотерапии. Употребляют понятие личности представители и биологических и медицинских наук.

Христианское догматическое богословие различает в Боге сущность (усию), Личность (ипостась) и Энергию (действие). Бог или Пресвятая Троица имеет единую сущность, Энергию и 3 Лица или Личности: Отец, Сын и Святой Дух.

«Именно в исповедании Бога абсолютным Лицом или абсолютной Личностью заключается радикальное отличие христианства от всего многообразия представлений о Боге в языческой философии» - пишет С. А. Чурсанов [11, с. 108]. Эти фундаментальные категории – сущность, природа, энергия, личность – описывают способ существования не только Бога, но и мира, и человека. Так утверждается в богословии и, в частности, греческим богословом Х. Яннарасом [12]. Человек создан по Образу Божьему. Христос, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воплотившись и восприняв человеческую природу, открыл человеку возможность осуществления своего бытия по личностному образу бытия Лиц Божественной Троицы. Богочеловеческое понимание человека в XX веке пришло к пониманию несводимости личности к природе.

В человеке также богословие различает личность, или ипостась, и природу – индивидуальную субстанцию. Человек, как личность владеет своей природой, которая сотворена Богом и ему дана. Человек личностный, писал Вл. Лосский, есть как бы некий нус, дух, ум, связанный с природой животной, которой он противопоставляется. Природа детерминирована определенными законами. Личность, делает вывод Вл. Лосский, это то, что несводимо к природе – надприродно [4].

Прот. Василий Зеньковский полагал, что личность есть метафизическое ядро, начало, задающее единство/ 2 \.

Современный богослов Иоанн Зизиулас, которого называют одним из самых глубоких мыслителей XX столетия, основную онтологическую позицию богословия греческих Отцов выражает следующим образом: «Ни одна сущность, или природа не существует вне и без личности, или ипостаси, или способа существования. Ни одна личность не существует вне и без сущности, или природы, однако онтологическим «принципом» или «причиной» бытия – то есть тем, что сообщает вещи существование, - является не сущность, или природа, но личность, или ипостась. Поэтому бытие возводится не к сущности, но к личности» [1, с. 97].

Впервые эту мысль сформулировал еще в IV веке Василий Великий, который говорил, что сущность не может существовать в «голом» состоянии, помимо «способа существования» (ипостаси) [1].

Таким образом православные богословы XX в. – Вл. Лосский, Х. Яннарас, митр. Иоанн Зизиулас, - развивая святоотеческое учение о монархии Бога Отца в Троице, делают важной для учения о личности вывод об онтологической первичности ипостаси, лица по отношению к природе и сущности. Лицо, онтологически первичное по отношению к природе, абсолютно свободно определяющее образ своего существования – Личность [4, 1,1 2].

Человек, действующий в силу своих природных свойств,наименее личен. Смешение личности и природы Вл. Лосский называет самостью [4].

Все человечество имеет по образу единую природу (разум, чувство, волю) и множественные ипостаси личности. Каждый человек воплощает в себя сущностные свойства своим особым и неповторимым образом: думает, чувствует, действует по-своему.

Личность ипостазирует сущность, т.е. дает ей реальное и конкретное существование/ 12].

Цель жизни христианина – обожение – означает участие не в природе, или сущности Бога, - как пишет Иоанн Зизиулас, - но в Его личностном существовании [1].

Святоотеческое богословие, пишет митр. Иоанн, видит человека в свете двух «модусов существования: 1) биологического зачатия и онтологической необходимости рождения; тело выступает при этом как оплот «эго», как «маска», которая препятствует человеку стать личностью, т.е. утвердить себя как любовь и свободу;

2) экклезиального существования, которое создается через новое рождение – крещение; личность как абсолютная онтологическая свобода должна быть укоренена в онтологической реальности, не имеющей ограничений, свойственных тварному бытию – должна «родиться снова» и «родиться свыше» [Ин. 3:3,7].

Как экклезиальная ипостась, человек подтверждает: то, что действительно для Бога, может быть действительным и для человека – природа не детерминирует личность, личность позволяет существовать природе; свобода тождественна бытию человека. Результатом такой свободы личности от природы является способность любить без избирательности (не только родственность).

В своем экклезиальном измерении человек есть то, чем он будет; экклезиальное измерение связано с эсхатологией – с окончательным итогом существования человека. Экклезиальная ипостась – это онтология, укорененная в будущем; это ипостась, которая есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» [Евр. 11:1].

Преодоление человеком своей биологической ипостаси и становление подлинной личности происходит в «таинстве», Евхаристии в Церкви.

Экклезиальная ипостась – как трансцендирование биологической - черпает свое бытие в бытии Бога и в том, чем она сама будет в конце времен [1].

Размышляя об отождествлении «ипостаси» с «личностью», богослов Иоанн Зизиулас придает этому значение революции в истории философии: «личность из «добавления» к бытию-маски – становится самим бытием и одновременно – конститутивным элементом («принципом» или «причиной») сущих» [1, с. 96].


Так как во Христе природа и личность отличны, то , следовательно и у человека, как Образа Бога, личность нельзя отождествлять с природой или душой (духом). Личность владеет душой, природой. Значит личность не сила, не совокупность душевных свойств , а ИНОЕ, НЕСВОДИМОЕ К ПРИРОДЕ- трансцендентное ( м.б. именно потому, что в позитивистской психологии не было понятия « трансцендентного», психологи так и не смогли договориться , что же такое «личность»).

И , наверное, точнее надо сказать: НЕ НЕЧТО, несводимое, а кто-то, кто ОТЛИЧЕН от своей природы ,КТО ее превосходит и этим превосходством дает природе существование.

Человек имеет возможность выбора определенных действий или воздействий: одни ценности, предлагаемые внешней средой, человек интериоризует, а другие отвергает. «Кто» осуществляет этот выбор? «Кто» же выбирает? Естественно напрашивается ответ: решает человек или «Я». И тогда следующий вопрос: кто такой, или что такое «Я»?

Что это за активное начало в человеке, которое «владеет» своей природой, выбирает ту или иную жизненную стратегию?

Я- выбираю.

Я управляю своим телом, своими чувствами и мыслями.

Я решаю, что мне делать.
«Я « властно по отношению ко всем содержаниям сознания. Знание дает власть. По психоаналитическим теориям, облегчение у человека наступает потому, что он начинает более осознавать свои проблемы- и тогда он становится хозяином своих проблем.

Я - эта изначально действующая в человеке сила, предстает в сознании повелителем, манипулятором всех содержаний сознания . «Я» создает «мою» самостоятельность, строит содержание моего сознания, а затем самого меня. Это- центр, инстанция, координирующая работу всех других систем .


Я стоит над течением событий во времени, поэтому Я –вневременно , Я- единство сознания . Таким образом , Я есть идеальное бытие.

Философы и богословы говорят: «Я» – это надвременность, инаковость. «Я» – это сознающее себя бытие. «Я» - самосознание своего бытия» [3]. В психологии также часто отождествляют личность и сознание . Понятие личности совершенно неотделимо от понятия сознания, в которое входит как составная часть момент единства.

Философы часто отождествляют «личность» и «Я». Личность есть то, что называется «Я». Я есть самоутверждение своего бытия. «Когда я говорю – Я, то осознаю себя, самоутверждаю свое бытие», - пишет Михаил Грибановский [7,с.144]. Если «затемняется самосознание, затемняется и личность. «Я» мыслится непременно единым.

Наше я для нас является причиною наших психических явлений - рассуждает еп. Михаил Грибановский [7].

«Самосознание, - пишет он, - … есть бытие в себе, т.е. опирающееся на себя, призрачное для себя; по Канту – это трансцендентальная апперцепция» [7].

Личностное существование отличает от всех прочих форм существования, по мнению Х. Яннараса, самосознание и инаковость. Самосознание – это знание нашего присутствия в мире, уверенность в собственном бытии, обладающим особым характером, отличающим «Я» от всего существующего вне «Я». Это отличие и составляет абсолютную инаковость, уникальную экзистенцию [12].

Инаковость-это отличие моего Я от мира.

«Я», по мнению П.А. Сапронова, самое фундаментальное, что в нас есть,- первореальность/ 9 / .

Арх . Платон Игумнов также определяет личность как самосознающее себя Я/8/; основная черта «личности-Я» - стремление к самоопределению, самоосуществлению( по Ш. Бюлер). Человек сам (Я) выбирает образ, способ своего существования.
Можно сказать, что -


Каталог: science -> conferences
science -> Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в россии
science -> Влияние гендерной социализации на формирование жизненных стратегий женщин современной Росcии
science -> Студенческая научно-практическая конференция
science -> Институциональные аспекты профессионализации социальной работы
science -> Кадров в аспирантуре направление подготовки
conferences -> Религиозная коммуникация в пространстве профессионального образования
conferences -> Xxi век эпоха завершения социализма


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница