Сетевое взаимодействие образовательных организаций разных типов как фактор развития самоорганизации обучающихся



Скачать 102.65 Kb.
Дата11.08.2018
Размер102.65 Kb.

Самоорганизация детей и взрослых в процессе интеграции различных систем и подсистем образования: материалы всероссийской научно-практической заочной интернет-конференции / под ред. Т.Н. Гущиной. – Ярославль: ЯГПУ

им. К.Д. Ушинского, 2015 – с. 63-70


УДК 37.

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Н.В. Короткова,

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области Ярославский педагогический колледж

corotckowa.nata@yandex.ru


Аннотация: в статье обоснована актуальность процессов самоорганизации обучающихся и сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов, представлено понятие сетевого взаимодействия как структурированной системы связей социальных акторов, рассмотрены его основные характеристики, описаны примеры процессов интеграции ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа с сетевыми партнёрами.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, процессы самоорганизации обучающихся, образовательная сеть, интеграция, субъект.
NETWORKING EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF DIFFERENT TYPES AS A FACTOR OF SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS

N.V. Korotkova,

State Vocational School autonomous institution of the Yaroslavl region Yaroslavl Pedagogical College

corotckowa.nata@yandex.ru


Abstract: In the article the urgency of self-organization of students and networking educational institutions of different types, represented by the concept of networking as a structured system of relations of social actors, considered its main characteristics are described examples of integration processes GPOAU YAO Yaroslavl Pedagogical College with network partners.

Key words: networking, self-organization of students, educational network integration, the subject.
В переходные периоды развития общества, в периоды существенных перемен, несущих в себе изменения признанных авторитетов, ценностей, способов действий, современному человеку все больше приходится полагаться на самого себя и те процессы, которые принято относить к социальной и личной самоорганизации, самоуправлению и саморазвитию. Эта закономерность коснулась и сферы образования, в которой процесс обучения, использовавший поучение и назидание, изменился, став процессом самостоятельной учебной деятельности и самообучения, усиливающей субъектную позицию как детей, так и взрослых.

К вопросу об актуальности процессов самоорганизации обучающихся учёные возвращались многократно и рассматривали в разных аспектах: как элементы культуры познавательной деятельности школьников (Г.Г. Граник, И.Я. Лернер и др.), через системное описание научной организации труда школьников (Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев и др.), как компоненты учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.Л. Лернер, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), как часть универсальных умений и ключевой учебно-познавательной компетенции обучающихся (В.А. Демин, Э.Ф. Зеер и др.).

Мы разделяем позицию Афанасьева Н.А., рассматривающего самоорганизацию обучающегося как «упорядоченную совокупность целей и мотивов саморазвития, навыков самоконтроля и саморегуляции психических состояний, способностей к самоанализу и адекватной самооценке, преимущественно самостоятельно и целенаправленно сформированную и развиваемую в процессе обучения».[1:60]

В результате процесса самоорганизации необходимо развить у обучающихся следующие способности:



  • адекватно оценивать свой потенциал и планировать дальнейшее саморазвитие с учётом имеющихся качеств и компетенций,

  • осуществлять личностное и профессиональное образование,

  • выявлять пробелы в своих знаниях и умениях и выстраивать планомерную работу по их устранению,

  • проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру и др.

Ещё одной актуальной задачей модернизации образования на сегодняшний день выступает решение проблем замкнутости, открытости ее внешним воздействиям, обеспечения условий для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что приводит к постоянному обновлению технологий образования и позитивно влияет на качество образовательного процесса. В современных условиях это возможно только при активизации инновационных процессов в сфере образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности, сетевого взаимодействия участников образовательного процесса.

Повышение качества образования есть совокупность свойств и характеристик ресурсно-обеспеченного (согласно ФГОС) образовательного процесса, которые придают ему способность удовлетворять потребности молодого поколения в знаниях, умениях, навыках, различных сформированных компетенциях, развитии личностных и профессиональных качеств, что обуславливает деятельностную активность обучающихся и положительную динамику развития их самоорганизации, включающей такой фактор, как осознание себя субъектом, самостоятельно решающим задачи собственного образования и профессионального становления.

Чем более широк спектр предоставляемых обучающемуся возможностей самой образовательной системы, чем вариативнее содержание, разнообразнее формы, методы и приёмы организации образовательного процесса, тем оптимальнее условия «для проявления внутренних побуждений обучающегося к продуктивной деятельности, к осознанию им собственных возможностей для дальнейшего саморазвития» [3:36].

Эти задачи в полной мере решает создание сети образовательных организаций разных типов, имеющих общие цели, количественный и качественный состав которых будет зависеть от планируемой совместной деятельности и прогнозируемых результатов.

В основе понятия «сетевое взаимодействие» лежат понятия «сеть» и «взаимодействие», по-разному трактуемые учёными. На основе работ Г.В. Градосельской, М. Кастельса, М.М. Чучкевича, Е.Н. Глубоковой, И.Э. Кондраковой и др., изучения лексического значения данных терминов нами сформулировано следующее понятие «сетевого взаимодействия» как структурированной системы связей социальных акторов (индивидов, социальных групп, организаций и т.д.), позволяющих осуществлять совместную скоординированную деятельность для достижения намеченного результата в рамках решения общей проблемы (задачи), объединяя при необходимости ресурсы для её решения. Плюсы сетевого взаимодействия: интеграция уникального опыта, знаний и возможностей участников, взаимная компенсация недостатков и усиление преимуществ, сохранение стимулов к развитию каждого при условии сбережения его уникальности.

Анализ исследовательской литературы позволяет выделить следующие характеристики сетевого взаимодействия [2,6]:



  • объединяющая цель – сложный феномен, несущий в себе смысл основной идеи сети – конкурентного сотрудничества. Такая объединяющая цель основана, как правило, на заинтересованности участников и в использовании совместных статусных, материальных, маркетинговых и информационных ресурсов сети;

  • множественность уровней взаимодействия – совместная работа в рамках сети возникает непосредственно по линиям актуальной потребности в сотрудничестве;

  • добровольность связей – принимает разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости её членов;

  • независимость членов сети – представители организации имеют определённую степень свободы, достаточную для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности и нести ответственность за конечный результат;

  • взаимная совместная ответственность за деятельность и её результаты: перед самим собой за результат достижения самостоятельно поставленной цели и перед вышестоящей инстанцией за достижение результата, заданного целью, поставленной извне;

  • множественность лидеров – в организациях, построенным по сетевым принципам, профиль системы лидерства практически постоянно находится в процессе изменения. Для определённого статуса в сети нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т.п.). Именно этот факт обеспечивает множественность уровней ведущих ролей;

  • формирование норм сетевого взаимодействия «снизу» посредством процессов самоорганизации и саморегулирования;

  • широкая специализация участников. Они параллельно или попеременно занимаются несколькими (или даже всеми) направлениями или специальностями, которым посвящена деятельность сетевой организации.

Образовательную сеть А. И. Адамский [4:8-11] определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Под образовательной сетью понимается целостность субъектов образования (включая и другие субъекты социокультурной среды), осуществляющих ценностно-смысловое профессиональное взаимодействие, нацеленное на достижение значимых социально-образовательных результатов, и имеющих:



  • возможность совместной деятельности участников сети: проявления собственной инициативы, коллективной поддержки и оценки своей инициативы, участия в поддержке и оценке других инициатив, участия в складывании общей цели, общей системы ценностей, участия в формировании общих критериев эффективности деятельности, представления совместной деятельности, участия в управлении совместной деятельностью, влияния на распределение ресурсов для осуществления деятельности;

  • общее информационное пространство: возможность предоставлять информацию о своей деятельности другим участникам сети, иметь информацию о деятельности других участников сети, создавать собственные каналы информации, становиться частью других информационных каналов.

По мнению С. В. Тарасова, образовательная сеть  форма решения творческих инновационных задач, сеть является открытой для новых идей, подходов и участников [5].

Таким образом, при внедрении механизма сетевого взаимодействия в образовательную деятельность она приобретает динамичный характер, теряет свою повторяемость, образовательная услуга приобретает уникальность применительно к каждому обучающемуся, возникает потребность в гибкости, адаптируемости каждой образовательной организации в контексте решений поставленной образовательной задачи. Высокой результативности процессов самоорганизации и саморазвития обучающихся, развития необходимых в их дальнейшей жизни личностных и профессиональных качеств и компетенций, максимальному удовлетворению запросов социума также будет способствовать тот факт, что сеть может создаваться как для решения общей образовательной задачи и достижения общего результата посредством объединения ресурсов, или только для обмена ресурсами, но при этом результат у каждого субъекта сетевого взаимодействия будет свой. А это в разы усилит материально-технический, кадровый потенциал и нормативно-методическую базу любой образовательной организации, являющейся частью образовательной сети.

В качестве примеров эффективного сетевого взаимодействия ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа с партнёрами, в рамках которого достигаются значительные результаты как процессов самоорганизации и самообразования, так и процессов развития личностных и профессиональных качеств обучающихся, можно привести следующие.

Во-первых, плодотворное взаимодействие с рядом дошкольных образовательных организаций, средних общеобразовательных школ г. Ярославля в качестве работодателей по целому ряду направлений, а именно:


  • согласование основных профессиональных образовательных программ по специальности;

  • проведение учебной и производственной практики студентов;

  • оценка подготовки студентов на экзаменах по профессиональным модулям;

  • совместная подготовка конкурсантов для участия в региональном чемпионате WorldSkills Russia по компетенции «Воспитатель детей дошкольного возраста» (на базах 4-х педагогических колледжей региона);

  • экспертная работа деятельности конкурсантов представителями образовательных организаций и ФГБОУ ВПО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и т.д.

Во-вторых, интеграция центра дополнительного образования «Мой выбор» Ярославского педагогического колледжа с профессиональными образовательными организациями области. Это взаимодействие осуществляется для повышения эффективности образовательного процесса:

  • через использование материально-технической базы профессиональных образовательных организаций и привлечения специалистов для проведения занятий по дополнительным общеобразовательным программам;

  • через ориентацию дополнительных общеобразовательных программ, например, таких как «Карвинг», «Дизайн стола», «Конструирование и моделирование одежды», «Конструирование и проектирование» и др. на углубление и развитие знаний, получаемых обучающимися в организациях среднего профессионального образования (принцип элективных курсов).

В-третьих, эффективная практика интеграции двух сфер образования в совместной деятельности по разработке и реализации социально значимых проектов для обучающихся. Так реализация проекта «Интернет-сайт «Профтех. Информ. Регион. Досуг. ru» осуществлялась при активном взаимодействии педагогических работников дополнительного и профессионального образования, а также обучающихся системы профессионального образования. Проект позволил включать в работу лидеров и организаторов волонтёрских отрядов, дал им возможность приобретения навыков ориентации в достаточно широком информационном и медиа-пространстве, навыков принятия самостоятельных решений.

Правильно организованная модель сетевого взаимодействия на основе современных технологий сможет обеспечить решение таких актуальных задач, как: организация непрерывного обучения через создание единого многоступенчатого образовательного пространства (дошкольная образовательная организация  общеобразовательная  организация высшего (среднего) профессионального образования (с использованием потенциала организаций дополнительного образования)); разработка и реализация сетевых программ (проектов); расширение спектра элективных, профильных и т.д. курсов для обучающихся посредством сетевого взаимодействия образовательных организаций, обеспеченных высококвалифицированными кадрами и необходимой материально-технической базой и др. Таким образом, сетевое взаимодействие и интеграция образовательных организаций разных типов оптимизирует ресурсы, расширяет границы, создает максимально вариативное образовательное пространство и необходимые условия для самоорганизации обучающихся, даёт им возможность выбрать любой вид деятельности, индивидуальный маршрут достижения результата.



Библиографический список

  1. Афанасьев, Н.А. Самоорганизация – фактор успешности учебной деятельности [Текст] // Фундаментальные исследования: сб. науч. тр. Брянск, -2008. – №2.

  2. Василевская, Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: метод. пособие [Текст]. – М.: АПК и ППРО, 2005.

  3. Гущина, Т.Н. О феномене социально-педагогического сопровождения развития субъектности обучающихся в дополнительном образовании детей [Текст] // Вестник Балтийского федерального университета им. И Канта.  2011.  Вып.4.  С. 36-41.

  4. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений… [Текст] / под. ред. А.И. Адамского. – М.: Эврика, 2006. – С. 8-11.

  5. Тарасов, С.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание [Текст] // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса.  СПб., 1998.

  6. Чучкевич, М.М. Сетевые организации: Генезис, структура, управление: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.08 Москва, 1999 137 c.:61.[Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.disszakaz.com/catalog/setevie_organizatsii_genezis_struktura_upravlenie.html (дата обращения 15.03.2015)




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница