Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами доу



Скачать 85.53 Kb.
Дата15.02.2018
Размер85.53 Kb.

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ.

Организация методической работы с педагогами на уровне ДОУ с помощью сетевого взаимодействия, осуществляемого между дошкольными образовательными учреждениями города, позволяет создать единое информационно-методическое пространство, оптимизировать имеющиеся ресурсы, создать условия для методической поддержки и профессионального роста педагогов — обмена и распространения передового опыта работы.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования . Одним из факторов, позволяющих достичь этого, выступает качество работы педагогов ДОУ, которое может обеспечить грамотно организованная методическая работа. Методическая работа это - система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и воспитателя . Цели методической работы: освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания детей; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом. К. Ю. Белая предлагает понимать под методической работой целостную систему деятельности, направленную на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ. Как мы видим, во всех рассмотренных определениях методической работы выделяется общее положение, подтверждающее основу методической работы как процесса взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионализма педагога и, следовательно, на обеспечение качества дошкольного образования. Исходя из определений методической работы, задача старшего воспитателя заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения профессиональной компетентности педагогов, уровня их педагогического мастерства. Целью методической работы является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса, осуществление обмена опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда педагогического опыта. Методическая работа ориентируется на новые знания, которые в процессе становятся субъективно значимыми для педагога, обеспечивают оптимальное прогнозирование, развитие конкретной ситуации, впоследствии положительно влияющей на ребенка и самого педагога. Повышению профессиональной компетентности педагогов способствует их участие в работе, которая развивает самостоятельность профессионального мышления, аналитические и проектные умения. Особая значимость методической работы обусловлена развитием современного дошкольного образования, требующего от старших воспитателей поиска новых, эффективных форм ее организации, а от педагогов ДОУ гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию, что делает необходимым постоянное повышение профессиональной компетентности. И в то же время, осуществляя методическую работу, нужно позаботиться о педагоге — создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется.



Одной из важнейших задач политики государства на современном этапе выступает задача организации всестороннего партнерства, одной из форм которой выступает сетевое взаимодействие между дошкольными образовательными учреждениями города и другими социальными партнерами. Поэтому сетевой характер взаимодействия образовательных учреждений, как инновационная форма методической работы, приобретает в последние годы широкое распространение. Итак, что же такое «сетевое взаимодействие»? Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость учреждений образования, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий. Анализ разработанности научного знания по организации сетевого взаимодействия позволил обозначить основные характеристики, свойственные этому процессу, а именно: единые идеи, цель и задачи для сети; существование так называемой фрактальной структуры (множество ячеек сети); открытость в системе и самой системы; взаимодействие «по горизонтали». А значит, на первый план выходят такие характеристики, как: пространство (описание горизонтальных и вертикальных связей в сети); информация (содержание этих связей); время (логика развития сетевых отношений) и энергия (способы и формы жизнедеятельности в сети). Метод сетевого планирования позволяет: выявлять и мобилизовывать резервы времени, скрытые в организации комплекса мероприятий; видеть весь спланированный процесс объемно в ракурсе параллельно осуществляемых работ; управлять выполнением плана по принципу «главного звена» с прогнозированием и предупреждением возможных срывов; учитывать связи между различными работами, что является основой непротиворечивого календарного планирования; повысить эффективность управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, давая возможность сосредоточить свое внимание в каждый данный момент времени на наиболее ответственных участках образовательного процесса. Сетевое взаимодействие — это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования. Сетевое взаимодействие — это взаимодействие между образовательными учреждениями. Первая ступень подобной коммуникации, давно и прочно вошла в образовательную деятельность: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия и др. В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих принципах: – во-первых, сеть — это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг;- во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений; – в-третьих, сетевое взаимодействие — современная высокоэффективная инновационная технология, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться; – в-четвертых, сетевое взаимодействие дает возможность организации взаимодействия и распространения передового опыта на основе ИКТ-технологий, которое имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт образовательного учреждения доступен широкому кругу пользователей интернет-сети. Важно отметить, что при традиционной организации методической работы все педагоги в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи могут быть минимальны, непротяженные по времени, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями, между образовательными учреждениями и другими социальными партнерами, а также процесс отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, которые происходят в системе образования в целом. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений. Итак, механизмы реализации образовательной политики посредством сетевого взаимодействия достаточно разнообразны, как в виртуальном, так и в реальном пространстве. Но было бы неправильно не указать и возможные проблемы при реализации сетевого взаимодействия в образовании, которые все еще существуют сегодня. Это и технологическое и техническое сопровождение самого процесса сетевого взаимодействия; и конвертируемость результатов; и недостаточно разработанная все еще нормативно-правовая база (особенно, при проектировании и реализации сетевых образовательных программ; и вопрос стандарта самих сетевых программ; и проблемы интерпретации образовательных результатов; и распределение ответственности между субъектами сетевого взаимодействия при достижении образовательных результатов; выделение новых педагогических позиций (сетевой педагог, педагог-навигатор и др.) и, конечно же, механизмы финансирования; механизмы поддержки сетевых групп и их деятельности со стороны муниципальных и региональных органов власти. И все же, именно становление сетевого взаимодействия в образовании отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в целом, и способно удовлетворить потребности каждого субъекта этого взаимодействия. Изучив научные статьи, литературу о сетевом взаимодействии в образовании, я заинтересовалась, как можно модернизировать методическую работу в ДОУ через организацию сетевого взаимодействия? И, следовательно, повлияет ли эта модернизация на качество образования в ДОУ?

Были определены следующие задачи: 1) создать нормативно-правовую базу для реализации сетевого взаимодействия субъектов образования в едином информационном пространстве, 2) обновить формы и методы работы с педагогическим коллективом, 3) активизировать участие дошкольного образовательного учреждения в решении конкретных образовательных проблем в процессе выхода в сетевое пространство, 4) повысить качество работы дошкольного образовательного учреждения в результате создания электронной информационно — образовательной среды в организации, 5) повышения уровня ИКТ — компетентности всех участников образовательного процесса, 6) развивать открытую информационную среду для реализации модели сетевого взаимодействия субъектов образования.

Достижение поставленной цели осуществлялось в несколько этапов. 1 этап подготовительный включал в себя: изучение передового педагогического опыта по проблеме; аналитико-диагностическую деятельность; поиск в ДОУ, заинтересованных в сетевом взаимодействии — субъектов образования. Был проведен анализ состояния методической работы в ДОУ, ее результативность; сравнительный анализ результатов работы за два учебных года с целью оценки качества образовательных услуг; самообследование дошкольного образовательного учреждения; диагностика и анкетирование педагогического состава с целью определения заинтересованности и востребованности в организации сетевого взаимодействия. Обработка полученных результатов заинтересованности педагогов ДОУ в новой форме методической работы, распределилась следующим образом: 52 % опрошенных одобрили, 28 % считали, что сетевое взаимодействие ничего кардинально не изменит, 20 % были «против» категорически («пустая трата времени»). Весь педагогический состав на момент опроса был удовлетворен качеством методической работы. Но анализ работы ДОУ за два года выявил тенденцию к незначительному спаду результатов. Эти данные заставили задуматься о том, что необходимо искать возможности для ознакомления педагогов ДОУ с опытом работы других дошкольных образовательных учреждений, чтобы педагоги могли посетить сады, пообщаться с коллегами, презентовать свой педагогический опыт и перенять их, узнать инновации и т. д. Посовещавшись с коллегами, мы пришли к единому мнению — необходимо организовать сетевое взаимодействие, как эффективную инновационную форму методической работы с педагогами.

2 этап практический - Составлен план совместной работы с учетом годовых задач дошкольных учреждений, - составлен график совместных встреч,- обговорена их тематика; – определены формы организации, как традиционные, так и новые, позволяющие поддержать педагога, укрепить его веру в себя, обеспечить единое информационно-методическое пространство.

Все это свидетельствует о том, что при сетевом взаимодействии осуществляется не просто сотрудничество, обмен различными материалами. Через организацию сетевого взаимодействия осуществляется: – реализация личностного подхода к работе с педагогами; – формирование эффективной системы непрерывного образования кадров, - достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса; – совершенствование профессионального уровня педагогов. Таким образом, новое содержание, формы и интерактивные методы работы с педагогическим коллективом, в том числе с учетом направлений и форм сетевого взаимодействия, активизируют и приводят в движение потенциальные возможности каждого педагога в отдельности и коллектива ДОО в целом, что напрямую влияет на повышения качества образования.

Объединившись, мы решили проблему методической закрытости детского сада. Теперь любая интересная идея по выбранной нами теме сразу же будет «уходить в массы», позволяя педагогам уже в начале пути чувствовать себя более уверенно, перенимать и апробировать опыт своих коллег, а также демонстрировать свой. Должна быть создана общая накопительная база для наработанного методического материала, интересных педагогических находок.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница