Сен-Симон, Конт, Дж. Милль и Г. Спенсер, Витгенштейн единственный источник истинного, действительного знания



Скачать 109.87 Kb.
страница1/2
Дата12.05.2018
Размер109.87 Kb.
  1   2

Позитивизм

Сен-Симон, Конт, Дж. Милль и Г. Спенсер, Витгенштейн

  • единственный источник истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

  • объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод

  • Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики

  • три формы человеческой истории:

теологическая, или фиктивная,

метафизическая, или абстрактная,

научная, или позитивная, системы.

  • Классический позитивизм утверждал, что наука должна отвечать на вопрос «как» и не должна быть связана с вопросом «почему». Таким образом, она лишь описывает и регистрирует факты, а не объясняет их. Вопросы же абстрактных сущностей – это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами.

Неопозитивизм

Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн и Ханс Рейхенбах.

  • философско-социологическая ориентация, опирающаяся на принципы логического позитивизма. Неопозитивизм характеризуется: 
    - рассмотрением социальных явлений на основе законов, общих для природной и социально-исторической реальности (натурализм); 
    - использованием методов естествознания в социальных исследованиях (сциентизм); 
    - свободой от ценностных суждений (методологический объективизм); 
    - операциональным определением понятий (операционализм); 
    - исследованием субъективных факторов через поведение (бихевиоризм); 
    - стремлением к количественному описанию социальных явлений (квантификация).

Экзистенциализм

Кьеркегор, Хайдеггер(бытие и время), Сартр, Камю

  • уникальность иррационального бытия человека

  • В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима

  • Кьеркегор выделил три стадии восхождения личности к подлинному существованию: эстетическую, которой правит ориентация на удовольствие; этическую — ориентация на долг; религиозную — ориентация на высщее страдание, отождествляющее человека со Спасителем.

  • Основная проблема Э.- проблема духовного кризиса, в котором оказывается человек, и того выбора, который он делает, чтобы выйти из этого кризиса. Признаками кризиса могут быть такие понятия, как страх, «экзистенциальная тревога», тошнота, скука. Цель – обретение себя, жизнь для себя.

  • ориентация на реальную жизнь и личность - бытие в себе

Структурализм

К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Дерида.


  • Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр.

  • как реакция на плоский эволюционизм позитивистского толка

  • углубленное внимание к описанию актуального состояния исследуемых объект тов, выяснению внутренне присущих им вневременных свойств, стремление к четкому различению исследуемых объектов и исследовательских средств и соответственно отказ от приоритета изолированных фактов и фиксирование отношений между фактами или элементами изучаемой системы

  • рассматривали все явления, доступные чувственному восприятию, как "эпифеномены", то есть как внешнее проявление ("манифестацию") внутренних, глубинных и поэтому "неявных" структур, вскрыть которые они и считали своей задачей.

  •  Любая структура должна отвечать трем необходимым условиям: (а) целостности - подчинение элементов целому и независимость последнего; (б) трансформации - упорядоченный переход одной подструктуры в другую на основе правил порождения; (в) саморегулированию - внутреннее функционирование правил в пределах данной системы.

Постструктурализм

 Э. Морен, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, Ф. Лаку-Лабарт

  • Постструктуралисты обвиняли своих предшественников в догматичности. Они признавали существование структур, но были уверены в их децентрализованности и в том, что «главное в структуре — то, что выводит за её пределы»

  1. Ризома — структура-лабиринт.

  2. Деконструкция — новый тип понимания.

  3. Текст.

  4. Идеология.

  5. Игра слов и логомахия.

  6. Неразделимость означаемого и означающего.

  7. Антигуманизм, превосходство массового над индивидуальным.

  • Постструктурализм послужил философской основой постмодернизма.

  • Одной из главных задач П. становится критика западноевропейской метафизики

  • Цель П. - осмысление всего "неструктурного" в структуре, выявление парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур, преодоление лингвистического редукционизма, построение новых практик чтения.

Философия жизни

А. Бергсон

  • философское течение, получившее основное развитие в конце XIX — начале XX веков. В рамках этого направления взамен таких традиционных понятий философскойонтологии, как «бытие», «разум», «материя», в качестве исходного выдвигается «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность. Стала реакцией на зарождающийся кризиссциентистских ценностей и попыткой преодоления связанного с этим нигилизма, построения и обоснования новых духовно-практических ориентиров.

Марксизм

Маркс, Энгельс

  • Маркс и Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством созидания коммунистического общества.

  • Основные черты марксизма: единство партийности и научности; революционность; гуманистичность

  • Маркс подверг критике прежний материализм и идеализм за сведение практики к чисто теоретической деятельности. Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания. Практика является сферой приложения знания.

  • Целью познавательных усилий является достижение истины. Маркс и Энгельс считают, что любая истина объективна, т. е. содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания человека. Абсолютная истина не достигаема, так как мир бесконечен и неисчерпаем.

  • Маркс и Энгельс разработали на базе материализма законы диалектики, которые связали между собой 3 основные сферы реальности: природу, общество и мышление.

  • Маркс и Энгельс - основоположники диалектического материализма. Предпосылки зарождения диалектического материализма:

  • =социально - политические: 2 класса: буржуазия и пролетариат; переход капитализма в крайнюю стадию развития - империализм.

  • =Естественнонаучные открытия: открытие живой клетки, доказавшее наличие родства между растительным и животным миром; открытие электрических полей; теория Дарвина о происхождении видов.

  • =Теоретические источники: французский утопический социализм, утверждающий, что капиталисты добровольно передадут в руки рабочих свою частную собственность. Капиталист, обладая средствами труда, не сможет производить продукт труда, так как ему не хватает рабочей силы. Рабочий обладает только рабочей силой. Поэтому капиталист и рабочий встречаются на рынке труда, где один продаёт, а другой покупает.

  • Недостатки марксизма: Недооценка проблемы человека как индивида; Переоценка классового фактора при анализе его сущности и экономики; Абсолютизация борьбы противоположностей в развитии; Абсолютизация скачков - взрывов и недооценка постепенных скачков.

Постмодерн

Бодрийар, Делез, Деррида, Лиотар, Фуко, Хайдеггер

  • сближение не с наукой, а с искусством

  • философская мысль оказывается в зоне маргинальности по отношению к науке, в состоянии индивидуалистического хаоса концепций,

  • механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление».

  • Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности

  • Исчезла вера в существование каких-то общих принципов и законов, которые управляют этим миром; исчезло доверие к самому человеческому разуму. Логические категории теряют свою строгость.

Герменевтика

Дельтей, Хайдеггер

  • герменевтика превращается в методологию научного познания в учении Дельтея

  • Дельтей рассматривал Герменевтику как методологическую основу гуманитарных наук. Он противопоставлял науку о духе наукам о природе, т.е. если науки о природе объясняют окружающую действительность, но науки о духе ее истолковывают.

  • Философия должна заниматься языком, поскольку ее интересует человек, а человек – это язык.

  • Для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого – герменевтический круг

Аналитическая философия

Рассел, Шлик, Дж. Э. Мур, Малкольм, Витгенштейн

  • Логика и язык выдвигаются на самый передний план.

  • Главные цели философии анализа — выявление структуры мысли, прояснение всего смутного, невнятного, достижение "прозрачного" соотнесения языка и реальности, четкое разграничение значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз.

  • Внутри аналитической философии выделяют два направления: философию логического анализа и философию лингвистического анализа (или лингвистическую философию). Приверженцы первого направления в основном занимаются философией и логикой науки в русле сциентизма. Сторонники второго направления считают такую ориентацию искусственной и слишком узкой, чрезмерно ограничивающей философский кругозор. С их точки зрения философия укоренена в реальном человеческом разумении, в жизненных ситуациях, в механизмах естественного языка.

Фрейдизм и психоанализ

Фрейд, Юнг

  • сознание не автономно; оно есть слуга двух господ – бессознательного и бессознания;

  • сознание не ясно, не четко; сознание руководствуется теми или иными бессознательными образами.

  • Фрейд сводил бессознательное к двум комплексам:комплексу Эдипа, который проявляется у сына в 3-5 летнем возрасте; комплексу Электры (бессознательное влечение девочки к отцу и враждебное отношение к матери в 3-5 летнем возрасте). Позже – эрос, тонатос

  • Сверхсознание – это усвоение личности нормы и ценности общества - делает приемлемым поведение личности, обусловленное бессознательными комплексами.

Неокантианство

М: Герман Коген, Пауль Наторп, Эрнст Кассирер 


Каталог: study
study -> 1. Философия,ее предмет и функции. Взаимосвязь Ф. и частных наук
study -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
study -> Предпосылка и столь же естественная
study -> Предварительные замечания
study -> Лекции Тема Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа. План лекции: Специфика и функции философии
study -> Билет Объект изучения и предмет социологии
study -> Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии
study -> Вопросы для экзамена для 10-з класса раздел «Социальная сфера»
study -> «Личность и тоталитаризм на материале жанра антиутопии» Курсовую работу


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница