Семинарам по дисциплине «Основы социологии и политологии» Семинар №1 «Общество как социокультурная система»



Скачать 211.04 Kb.
страница1/4
Дата24.05.2018
Размер211.04 Kb.
ТипСеминар
  1   2   3   4

Задания на самоподготовку к семинарам
по дисциплине «Основы социологии и политологии»


Семинар № 1 «Общество как социокультурная система»
1.
Повторить учебный материал лекций по темам: «Социология как наука об обществе», «Общество как социокультурная система»
2. Подготовить сообщение малой группы по одной из тем: «Молодежная субкультура», «Медицинская субкультура», «Деревенская субкультура», «Городская субкультура», «Студенческая субкультура» (на примере АМК)
Требования к сообщениям:
1.Сообщения готовятся малыми группами, в выступлении принимают участие все члены группы;
2.Сообщение должно содержать характеристику таких элементов культуры как язык, система социальных норм, система социальных ценностей;
3. Сообщение должно содержать примеры из жизни;
4. Наличие презентации приветствуется;
5. Сообщение может быть костюмированным.
6. Продолжительность сообщения: 5-6 мин;
3. Составить глоссарий по темам «Социология как наука об обществе», «Общество как социокультурная система»

Семинар № 2 «Социальная стратификация»
1.
Повторить учебный материал лекций по теме: «Социальная стратификация»
2. Подготовить письменно эссе на тему: «Место медицинской сестры в социальной стратификации современной России» (для отделения «Сестринское дело»), «Место заведующего ФАП в социальной стратификации современной России (для отделения «Лечебное дело»), Место зубного техника в социальной стратификации современной России (для отделения «Стоматология ортопедическая»), «Место фармацевта в социальной стратификации современной России» (для отделения «Фармация»), «Место лаборанта ЛПУ в социальной стратификации современной России» (для отделения «Лабораторная диагностика»)
Эссе – это литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету.
Требования к эссе:
1.Объем работы 1-1,5 страницы тетради
2.Соответсвтвие теме
3.Личностное отношение к теме эссе
3. Составить глоссарий по темам «Социальнаястратификация»

Семинар № 3 «Личность и общество»
1.
Повторить учебный материал лекций по темам: «Личность и общество»
3. Составить глоссарий по теме «Личность и общество»

Семинар № 4 «Социальные институты и социальные изменения»
1. Повторить учебный материал лекций по темам: «Социальные институты и социальные изменения»
2. Составить глоссарий по теме «Социальные институты и социальные изменения»
3. Малыми группами подготовить сообщения по темам:

  1. Социальный институт семьи (определение, функции, этапы жизненного цикла семьи, виды семьи)

  2. Социальный институт здравоохранения (определение, сфера деятельности, функции (задачи), структура, современное состояние здравоохранения в России)

  3. Социальный институт образования (определение, сфера деятельности, функции, структура, этапы образования человека)

  4. Социальный институт религии (определение, функции религии в обществе, виды религии)

  5. Социальный институт дружбы (соседства) (определение, функции, особенности в разных странах)

Сообщения могут быть приготовлены с использованием мультимедийных презентаций. Время для сообщения – 5-7мин.

Семинар № 5 «Политическая система. Государство и гражданское общество»
1.
Повторить учебный материал лекций по темам: «Политика и политическая наука. Власть как общественное явление», «Политическая система общества»
2. Составить глоссарий по темам «Политика и политическая наука. Власть как общественное явление», «Политическая система общества»
3. Малыми группами подготовить сообщения на темы:

  1. Характерные черты тоталитарного политического режима (на примере сталинизма)

  2. Характерные черты авторитарного политического режима

  3. Характерные черты демократического политического режима

  4. Сущность разделения властей

  5. Сущность комплекса прав «защита от вмешательства в личную жизнь граждан»

Семинар №6 «Субъекты политики. Политический процесс»
1.
Повторить учебный материал лекций по темам: «Субъекты политики и политический процесс», «Мировая политика и международные отношения»
2. Составить глоссарий по темам «Субъекты политики и политический процесс», «Мировая политика и международные отношения»
3. Малыми группами подготовить сообщения на темы:

  1. Общая характеристика партии Единая Россия (лидеры, история партии, программа партии, представительство в Государственной Думе)

  2. Общая характеристика партии Справедливая Россия (лидеры, история партии, программа партии, представительство в Государственной Думе)

  3. Общая характеристика Либерально-демократической партии России (лидеры, история партии, программа партии, представительство в Государственной Думе)

  4. Общая характеристика Коммунистической партии Российской Федерации (лидеры, история партии, программа партии, представительство в Государственной Думе)

  5. Общая характеристика Организации Объединенных Наций (краткая история, структура, основные задачи)

Семинар-контроль
1.
Повторить учебный материал по всей дисциплине «Основы социологии и политологии» по предлагаемым вопросам:

  1. Объект, предмет социологии, ее главный вопрос и главная цель

  2. Основные уровни социологического знания

  3. Общество как система

  4. Культура и ее структурные элементы

  5. Функции культуры в обществе

  6. Взаимодействие доминирующей культуры, субкультур и контркультуры

  7. Социальная структура. Виды социальных общностей

  8. Социальные группы и их разновидности

  9. Сущность социальной стратификации

  10. Социально-классовая стратификация современного Российского общества

  11. Социальная мобильность и ее виды

  12. Маргинальность как социальное явление

  13. Человек, индивид, индивидуальность, личность

  14. Структура личности

  15. Социальные статусы личности, их виды

  16. Социальные роли личности

  17. Сущность и агенты процесса социализации

  18. Девиантное поведение

  19. Сущность и структура социального института

  20. Виды социальных институтов

  21. Политология и политика.

  22. Сущность и структура политики

  23. Власть как общественное явление.

  24. Структура политической власти, ее сущностные черты

  25. Политическая система общества, ее структура

  26. Политические партии их функции в обществе

  27. Сущность партийной системы. Виды партийных систем

  28. Политический режим и его сущность

  29. Виды политических режимов (краткая характеристика)

  30. Характеристика демократического политического режима

  31. Характеристика авторитарного политического режима

  32. Характеристика тоталитарного политического режима

2. Подготовиться к компьютерному тестированию по примерным вопросам теста:

1. Какая из характеристик человека отражает его социальную сущность:



  1. Человек

  2. Индивид

  3. Индивидуальность

  4. Личность

2. Социальная стратификация – это:

  1. Перемещение индивида из одной социальной позиции в другую

  2. Процесс усвоения индивидом социальных ролей

  3. Процесс социализации индивида

  4. Теория согласно которой общество состоит из социальных слоёв, которые занимают различное и неравное положение

3. Изменение социального положения, которое приводит к повышению или понижению социального статуса – это:

  1. Вертикальная социальная мобильность

  2. Межпоколенная мобильность

  3. Горизонтальная мобильность

  4. Внутрипоколенная мобильность

4. Укажите из перечисленных функций функцию социальных институтов:

  1. Упорядочение определенной сферы в обществе

  2. Повышение эффективности развития общества

  3. Успешное прохождение большинством индивидов процесса социализации

  4. Смена ценностных ориентаций личности

5. Одной из форм малой группы является:

  1. Семья

  2. Публика

  3. Пассажиры автобуса

  4. Толпа

6. Социализация личности – это:

  1. Перемещение индивида на более высокую или более низкую социальную позицию

  2. Поведение, ожидаемое от человека в связи с его социальным статусом

  3. Совокупность действий, направленных на изменение социальной системы

  4. Процесс усвоения индивидом социальных норм и ценностей данного общества, а также навыков поведения, соответствующих его социальным ролям

7. Социальная структура:

  1. Организация отношений между людьми

  2. Образец поведения

  3. Внутренне устройство общества или социальной группы, состоящее из определенных частей и элементов, взаимодействующих между собой в определенном порядке

  4. Это люди, занимающие определенные социальные позиции

8. Субкультура – это:

  1. Система норм и ценностей, которая отличает какую-либо группу от более широкого сообщества и не противоречит доминирующей культуре

  2. Система норм и ценностей, которая противостоит доминирующей культуре

  3. Система норм и ценностей, которые разделяются большинством представителей данного общества

9. Что не имеет отношения к культурным универсалиям (структурным элементам культуры)?

  1. Система социальных ценностей

  2. Язык

  3. Модернизация

  4. Система социальных норм

10. Что является основной функцией социального института?

  1. Удовлетворение той социальной потребности, ради которой он был создан

  2. Организация общества в систему ролей и статусов

  3. Правовое регулирование общественной жизни

  4. Формирование языковых норм

11. Какой из приведенных ниже социальных институтов является неформальным?

  1. Государство

  2. Социальный институт образования

  3. Семья

  4. Институт здравоохранения

12. Что является предметом социологии?

  1. Политические отношения

  2. Законы развития человеческого сообщества

  3. Социальная структура общества

  4. Социальная мобильность

13. Социальное – это:

  1. Совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения

  2. Свойство того или иного явления, предмета удовлетворять потребности желания, интересы

  3. Совокупность культурных образцов, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу в рамках доминирующей культуры

  4. Совокупность общественных отношений, созданных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности

14. Какие факторы влияют на формирование личности:

  1. Исключительно биологические

  2. Исключительно социальные

  3. Совокупность социальных и биологических факторов

  4. Личность невозможно сформировать, это то, что дается человеку при рождении

15. Результатом процесса социализации является:

  1. Формирование личности

  2. Формирование темперамента

  3. Получение образования

  4. Постепенное усвоение индивидом требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения

16. Поведение индивида, отличающееся от общепринятых в обществе или группе норм, - это:

  1. Социальная реакция

  2. Социальная девиация

  3. Социальное действие

  4. Социальное движение

17. Социальная позиция, занимаемая индивидом благодаря его собственным усилиям, относится к статусу:

  1. Предписанному

  2. Исходному

  3. Достигаемому

  4. Личному

18. Социализация должна начинаться:

  1. С момента рождения

  2. В школе

  3. С началом трудовой деятельности

  4. В профессиональном учебном заведении

19. Социальный статус показывает:

  1. В каких климатических условиях формировалась личность

  2. Ожидания общества от личности

  3. Место индивида в социальной системе или группе

  4. Набор правил поведения в данной социальной группе

20. Необходимость выполнять требования несовместимых ролей называется:

  1. Ролевой конфликт

  2. Ролевое поведение

  3. Ролевой набор

  4. Ролевое ожидание

21. Девиантное поведение – это:

  1. Одобряемое поведение

  2. Осуждаемое поведение

  3. Отклоняющееся поведение, которое может быть как одобряемым, так и осуждаемым

  4. Психическое заболевание

22. Как общество должно относиться к девиациям?

  1. Как к противоречивым явлениям, которые нарушают стабильность общества, но иногда способствуют его обновлению

  2. Решительно искоренять все девиации

  3. Беречь девиантов, помогать им во всём

  4. Никак не реагировать на девиации

23. Личность в социологии – это:

  1. Целостность социальных свойств индивида, результат общественного развития и включения его в систему социальных связей путем предметной деятельности и общения

  2. Высшая ступень развития живых организмов

  3. Отдельно взятый человек

  4. Человек, имеющий профессиональное образование

24. Укажите из перечисленных функций функцию социальных институтов:

  1. Упорядочение определенной сферы в обществе

  2. Повышение эффективности развития общества

  3. Смена ценностных ориентаций личности

  4. Успешное прохождение большинством индивидов процесса социализации

25. Дисфункция социального института проявляется в следующем:

  1. Институт эффективен, полноценно удовлетворяя важные общественные потребности

  2. Институт неэффективен, престиж его в обществе падает

  3. Институт находится в постоянном изменении

  4. Появляются новые, аналогичные данному, социальные институты

26. Какой из приведенных ниже социальных институтов является формальным?

  1. Институт соседства

  2. Семья

  3. Религия

  4. Образование

27. Какой социальный институт удовлетворяет потребность общества в социальном порядке?

  1. Религия

  2. Семья

  3. Государство

  4. Образование

28. Какой из социальных институтов является неформальным?

  1. Армия

  2. Институт парламентаризма

  3. Религия

  4. Здравоохранение

29. Какой социальный институт удовлетворяет потребности общества в поиске смысла жизни, решении духовных проблем?

  1. Религия

  2. Здравоохранение

  3. Семья

  4. Наука

30. Главное предназначение социальных институтов:

  1. Удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность

  2. Воспитывать подрастающее поколение

  3. Социальный контроль

  4. Обеспечивать обществу динамизм, подвижность

31. Воспроизводство населения, социализация, социальное самоопределение, забота и защита – все это функции:

  1. Религии

  2. Здравоохранения

  3. Семьи

  4. Науки

32. Передача (трансляция) знаний от поколения к поколению, распространение культуры, генерирование и хранение культуры общества, социализация, социальный отбор, социальный контроль, социокультурная инновация – все это функции:

  1. Здравоохранения

  2. Образования

  3. Экономики

  4. Политики

33. Институт здравоохранения относится:

  1. К экономическим социальным институтам

  2. К социальным институтам в узком смысле слова

  3. К политическим социальным институтам

  4. К институтам культуры

34. Политическая сфера жизни общества проявляется в:

  1. Создании партий

  2. Расширении государственного сектора в промышленности

  3. Создании партий

  4. Открытии музеев

35. К политическим институтам относятся:

  1. Политические партии

  2. Творческие союзы

  3. Производственные объединения граждан

  4. Научные объединения граждан

36. Под ресурсами политической власти подразумевается:

  1. Приказ

  2. Вся совокупность материальных и нематериальных явлений, с помощью которых субъект власти может подчинять себе социальные объект

  3. Должность, дающая право управлять подчиненными

  4. Информация

37. Авторитарный режим основан на:

  1. Абсолютном контроле власти над всеми сферами жизни и деятельности общества и человека

  2. Стремлении власти контролировать лишь политические процессы, допуская экономическую самостоятельность граждан

  3. Минимизации участия политической власти в жизни общества и государства

  4. Массовых физических репрессиях граждан

38. Политика – это:

  1. Деятельность по управлению процессами общественного развития с использованием механизмов власти, а также действия различных общественно политических сил, с целью воздействия на механизмы власти

  2. Процесс борьбы за власть

  3. Способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан

  4. Деятельность социальных групп и индивидов по осознанию и представлению своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти

39. Термин «Легитимность» означает:

  1. Законность власти

  2. Справедливость власти

  3. Признаваемость власти, лояльность и поддержка со стороны граждан

  4. Сила власти

40. Субъект власти – это:

  1. Непосредственный носитель власти, агент власти

  2. Группа лиц, активно участвующая в процессе принятия решений и играющая значащую роль в реализации политики

  3. Представительный орган государства

  4. Те люди, на которых направлена власть

41. Что из нижеприведенного характеризует положение граждан в демократическом государстве? Граждане:

  1. Обладают широкими правами и свободами

  2. Освобождаются от уплаты налогов

  3. Обязаны вступать в политическую партию

  4. Имеют ограниченный доступ к информации

42. Элементом политической системы является:

  1. Государство

  2. Семья

  3. Сословие

  4. Союз кинематографистов

43. Какая из характеристик является признаком авторитарного политического режима?

  1. Чрезмерный централизм власти

  2. Запрет оппозиции

  3. Тотальный контроль государства над жизнью общества

  4. Вмешательство государства в сферу культуры, искусства, личную жизнь граждан

44. Легальность политической власти – это:

  1. Юридически оформленная законность власти

  2. Процедура общественного признания политической власти

  3. Утрата доверия, лишение политики и власти общественного кредита

  4. Каталог: sites -> arhmedcolledg.ru -> files -> cr-collections
    sites -> Петинова М. А. П 29 Философия техники
    sites -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
    sites -> Программа «Психология личности»
    sites -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
    sites -> Вопросы для обсуждения, докладов, рефератов по дисциплине социология молодежи для студентов, обучающихся на направлении 040700 Организация работы с молодёжью
    cr-collections -> Тесты для подготовки к семинару-контролю и комплексному экзамену для всех отделений и специальностей


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница