Семинар сектора этики 19 мартая 2013 16: 00 



Скачать 66.19 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата06.03.2018
Размер66.19 Kb.
ТипСеминар
  1   2   3   4   5


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР СЕКТОРА ЭТИКИ
19 мартая 2013 – 16:00

А.В. Смирнов
Что делает возможным этическое рассуждение
в арабо-мусульманской культуре?
Материалы к докладу

Современный марокканский философ М.А. ал-Джабири понимал под «арабским разумом» (‘акл ‘арабийй) эпистему, характерную для арабо-мусульманской культуры: сложившаяся в эпоху джахилиййи, она сохраняется до сих пор. Эта эпистема предполагает рассмотрение вещей не как субстанций, которые объясняются их идеальной (формальной) природой, а как результатов действия, как его «овеществление». Это естественно предполагает такую направленность взгляда, который за внешней явленностью результата отыскивает скрытого действователя, устанавливая между ними связь, выраженную в действии.
Эти интуиции, раскрывающие сложившуюся еще на доисламском этапе развития эпистему и нашедшие яркое отражение в Коране, благодаря победе исламского мировоззрения вошли в общий фонд арабо-мусульманской культуры и народов—ее носителей. Вплоть до современного этапа Коран в исламском мире служил своеобразным букварем и учебником на этапе начального образования (куттаб): по нему учились читать и писать, а потому грамотные люди хорошо знали его текст или помнили его наизусть.
Отраженные в тексте Корана фундаментальные интуиции не могли не проникать в сознание неарабских народов, где закреплялись с большим или меньшим успехом, обеспечивая если не единообразие (до этого было далеко), то во всяком случае совместимость культурно- мировоззренческих координат на огромных пространствах исламского мира. Коран, а затем и возникшая вокруг него исламская литература различных жанров послужили своеобразным проводником эпистемы, ориентирующей на «действенное» (процессуальное) осмысление мира, т.е. понимание его как результата учреждающего, устанавливающего истину действия действователя.
Таким образом, процессуально-действенная эпистема, требующая возведения к
действователю как к конечному обоснованию, и связанное с ней понимание истины как непосредственно-утвержденной (термины хакк, хакика), с одной стороны, и как дискурсивно-удостоверяемой (термин тасдик), с другой, определила такие принципиальные черты мышления арабо-мусульманской культуры, как представление о возможности согласования непосредственного и опосредованного знания (интуиция и логика, божественное откровение и рациональное философствование, установленный Богом закон и его развитие в рациональной деятельности законоведов, сакральность пророческой миссии
Мухаммада и чисто человеческий характер его личности, божественное обоснование руководящей роли Мухаммада и отсутствие сакрального обоснования власти его преемников, и т.д.) и стремление понять мир процессуально, как результат действия.
Понятие «эпистема» схватывает неосознаваемые, коренящиеся в подсознании установки, задающие наиболее общие линии осмысления мира. Эти установки имеют




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница