Семинар Философские категории. План



Скачать 387.49 Kb.
страница1/11
Дата12.03.2018
Размер387.49 Kb.
ТипСеминар
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Темы семинарских занятий

Семинар 1. Философские категории.

План

  1. Категории определения (единичное, общее и всеобщее, явление и сущность, форма и содержание).

  2. Категории причинности (причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность).

  3. Категории целостности (часть и целое, элемент и система, система и структура).

Тема семинара относится к разделу программы «Философия как тип мировоззрения».

Цель семинара: дать определение основных философских категорий (понятий), показать их практическую значимость.

Методические рекомендации

Человек в своей жизни порой не замечает, какое большое значение играют слова. Каждое из них наделяется тем или иным смыслом, превращаясь в понятия.



Понятие – логически оформленная мысль о предмете, идея предмета.

Категория (от греч. «высказывание, признак») – предельно общее понятие.

Философия как наука направлена на формирование наиболее общих представлений о мире и человеке. Поэтому во все времена своего существования философия опирается на категории и постоянно совершенствует, дополняет свой категориальный аппарат.



Диалектика - философское учение о материальном мире, в котором все взаимосвязано, имеет причину и следствие, состоит из противоположностей, находится в бесконечном развитии и является единым Целым.

Философские категории можно условно разделить на несколько групп. Семинар посвящен рассмотрению категорий определения, причинности и целостности. Все категории связано между собой парно, поскольку наш материальный мир состоит из противоположностей. Внутри каждой пары категории тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга, подобно даосских инь и ян. Помимо этого существуют взаимосвязи между отдельными парами категорий.

Рекомендуется каждую категорию рассматривать на конкретном примере.

Пример:

Каждый объект окружающего мира может быть назван явлением - то, что существует наяву, может быть зафиксировано нашими органами чувств. Явлением можно считать обычную ручку, которой мы пишем в тетради.

Но каждое явление имеет сущность – смысл существования данного явления, его предназначение. Сущность ручки – писать.

Обычно люди фиксируют явление, то есть то, что на виду, явно. Сущность всегда глубинна, скрыта. Если явление можно зафиксировать органами чувств, то познание сущности сопряжено с деятельностью разума, процессом мышления, что требует от человека дополнительных усилий.

Каждое явление имеет помимо сущности форму и содержание.

Форма всегда определяется внешними признаками явления, его цветом, материалом, параметрами. Например, ручка может быть деревянной, резной, покрытой бесцветным лаком, длиной 15 см. и т.д.

Содержание – то, что наполняет форму. Ручка может содержать черную пасту, быть гелевой или чернильной.

Многие допускают ошибку, отождествляя содержание и сущность. Однако понятно, что категория «сущность» более глубинна, чем «содержание».

Сделайте личные выводы относительно вопросов, обсуждаемых на семинаре.

Вопросы для самоподготовки:


  1. Дайте определение категорий «единичное», «общее» и «всеобщее», покажите их взаимосвязь.

  2. Дайте определение категорий «явление» и «сущность», покажите их диалектическую взаимосвязь.

  3. Дайте определение категорий «форма» и «содержание», покажите их диалектическую взаимосвязь.

  4. Дайте определение категорий «причина» и «следствие», покажите их диалектическую взаимосвязь.

  5. Дайте определение категорий «случайность» и «необходимость», покажите их диалектическую взаимосвязь.

  6. Дайте определение категорий «возможность» и «действительность», покажите их диалектическую взаимосвязь.

  7. Дайте определение категорий «часть» и «целое», покажите их диалектическую взаимосвязь.

  8. Дайте определение категорий «элемент» и «система», покажите их диалектическую взаимосвязь.

  9. В чем сущность современной концепции холизма?


Каталог: umm
umm -> А. С. Пушкина Кафедра философии тематический глоссарий по философии для студентов всех специальностей университета дневной и заочной форм обучения Брест 2010
umm -> Учебное пособие по социологии
umm -> Методические указания для студентов всех специальностей заочной формы получения образования
umm -> Курс лекций "Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах"
umm -> Мировоззрение: основной вопрос и структура. Типы мировоззрения
umm -> Алимжанова Г. М. Сопоставительная лингвокультурология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница