Семинар "Человеческий капитал как междисциплинарная область исследований"



Скачать 312.5 Kb.
страница1/13
Дата01.01.2018
Размер312.5 Kb.
ТипСеминар
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Высшая школа экономики

Факультет психологии, кафедра организационной психологии

Научный семинар

"Человеческий капитал как междисциплинарная область исследований"


Юрий Корчагин
Человеческий капитал -

интенсивный

социально-экономический

фактор развития

личности, экономики, общества

и государственности

Москва

Воронеж

2011


Содержание





1. Определения, сущность, виды и типы человеческого капитала (ЧК)

2

1.1. Возникновение понятия и социально-экономической категории «человеческий капитал»

2

1.2. Индивидуальный, корпоративный и

национальный человеческий капитал, определения


3

1.3. Узкое и широкое определение ЧК

4

1.4. Национальный человеческий капитал

6


1.5. Отрицательный, пассивный и положительный ЧК

9

1.6. Человеческий капитал и индекс развития

человеческого потенциала


12

1.7. ЧК и историческое развитие стран и цивилизаций

13







2. Человеческий капитал как интенсивный фактор

развития и драйвер инновационных волн


14

2.1.О роли человеческого капитала в процессах развития

14

2.2.Корреляция циклов развития ЧК и циклов развития мировой экономики


15

2.3. Инновации и их роль в процессах развития экономики и общества


20

2.4. Технологические уклады экономики с позиций

теории и практики человеческого капитала


22

2.5. Человеческий капитал - главный фактор

формирования экономики знаний

23








3. Измерение человеческого капитала

24

3.1. Методы оценки стоимости национального ЧК

24

3.2. Измерение стоимости, качества и эффективности

национального человеческого капитала


28

3.3. Стоимость национального человеческого капитала

29


4. Национальный человеческий капитал России

33

Заключение и выводы

37

Литература

40



1. Определения, сущность, виды и типы человеческого капитала
1.1.Возникновение понятия и социально-экономической

категории «человеческий капитал»
Понятие человеческого капитала (ЧК) и его теории возникло во второй половине ХХ века как ответ экономической науки на вызовы времени, на формирование инновационной экономики, постиндустриального и информационного обществ, в которых роль специалистов и работников интеллектуального труда выросла колоссально, а роль и доля неквалифицированного труда, напротив, снизилась.

Процесс замещения физического и природного капиталов человеческим капиталом в национальных богатствах развитых стран, подавляющее превалирование объемов инвестиций в ЧК над инвестициями в физический капитал — характерные и превалирующие процессы второй половины ХХ и ХХI веках для развитых стран мира, а также быстро развивающихся стран мира.

Само создание теории ЧК шло от низшего уровня к высшему — от индивидуального ЧК к национальному. Теорию индивидуального ЧК создали Теодор Шульц (Нобелевская премия по экономике за 1979 год) и Гэри Беккер (1992г.).

Значительный вклад в становление общей теории развития и человеческого капитала, в частности, внес и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец (Нобелевская премия 1971 года), который первым ввел в экономическую теорию и практику понятие ВВП. Среди всех необходимых и достаточных факторов развития Саймон Кузнец выделил в качестве первичного уровень накопленного национального человеческого капитала. И утверждал, что существует некое пороговое значение накопленного национального человеческого капитала, без достижения которого переход к следующему технологическому укладу экономики невозможен.

Человеческий капитал предприятия он определил как совокупность навыков, знаний и умений персонала. В качестве инвестиций в работников Беккер учел затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил как разницу между доходами тех, кто окончил колледж (с учетом упущенных доходов), и работников со средним общим образованием.

По Гэри Беккеру, человеческий капитал - это совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, эффективное использование которых способствует увеличению дохода и иных благ. Г. Беккер перенес понятие ЧК на уровень организации.

Понятие человеческого капитала является естественным развитием и обобщением понятий человеческого фактора, человеческих или трудовых ресурсов, интеллектуального капитала и социального капитала, однако ЧК является более широкой экономической категорией.
1.2.Индивидуальный, корпоративный и

национальный человеческий капитал, определения
В настоящее время в теории и практике человеческого капитала (ЧК) различают индивидуальный, корпоративный и национальный человеческие капиталы.

Индивидуальный человеческий капитал — это накопленный запас особенных и специальных знаний, профессиональных навыков индивидуума, позволяющие ему получать дополнительные доходы и другие блага по сравнению с человеком без оных.

Корпоративный человеческий капитал — накопленный фирмой специальный и особенный по сравнению с конкурентами индивидуальный человеческий капитал, ноу-хау, интеллектуальный капитал и особенные управленческие и иные интеллектуальные технологии, включая компьютерные и информационные технологии, повышающие ее конкурентоспособность.

Национальный человеческий капитал — это часть инновационных (креативных) трудовых ресурсов, накопленные конкурентоспособные и высокопроизводительные знания, инновационная система, интеллектуальный капитал и инновационные технологии во всех сферах жизнедеятельности и экономики, а также качество жизни, обеспечивающие в совокупности конкурентоспособность экономики страны и государства на мировых рынках в условиях глобализации.




1.3.Узкое и широкое определение человеческого капитала
Существует несколько определений человеческого капитала (ЧК): узкое, расширенное и широкое. Как уже отмечалось, социально-экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно. И на первом этапе в состав ЧК включались только инвестиции в специальное образование (узкое определение ЧК). Иногда человеческий капитал в узком определении называют образовательным ЧК.

На втором этапе в состав ЧК (расширенное определение) постепенно включили (сделали это, в том числе, эксперты Всемирного банка при оценках ЧК и национального богатства стран мира) инвестиции в воспитание, образование, науку, в здоровье людей, в информационное обслуживание, в культуру и искусство (рис.1.1).

На третьем этапе развития социально-экономической категории ЧК были добавлены инвестиции в составляющие, обеспечивающие безопасность людей (выделена из качества жизни населения по причине особой важности), в подготовку эффективной элиты, в формирование и развитие гражданского общества (ГО), в повышение эффективности институционального обслуживания ЧК, а также инвестиции в повышение качества жизни населения и в приток капитала извне в данную страну или в регион (рис.1.2).

Базовыми составляющими ЧК являются ментальность народа (традиции и культура населения, в том числе, отношение к труду, семье, законопослушность, на которые определяющим образом исторически влияли религия, степень экономической свободы и условия жизни), качество образования, здоровье, накопленные знания (уровень развития науки и конкурентоспособность накопленных знаний), конкуренция и экономическая свобода, а также верховенство законов, безопасность бизнеса и граждан.

Из рисунков 1.1 и 1.2 следует, что ЧК — синтетическая и сложная социально-экономическая категория на пересечении различных дисциплин и наук: экономики, психологии, социологии, информатики, истории, медицины, педагогики, философии, политологии и других.

Ядро национального ЧК составляют лучшие и конкурентоспособные на мировом уровне специалисты, определяющие прирост и эффективность использования знаний и инноваций, эффективность предпринимательского ресурса, размеры и эффективность инновационного сектора экономики.

Накопленный HC в его широком определении - это доля инновационной экономики и ее обеспечение в общей экономике страны. Такой подход позволяет количественно оценить национальный человеческий капитал путем использования интегральных страновых международных показателей, что, с одной стороны, упрощает расчеты, а с другой — делает их более достоверными.

На всех уровнях человеческого капитала — индивидуальном, корпоративном и национальном - его основу составляют особенные, специфические знания, навыки и технологии, определяющие конкурентные преимущества человеческого капитала соответствующего уровня.




На всех уровнях человеческого капитала в его состав также включаются дополнительные квалифицированные трудовые ресурсы, качество жизни, инструментарий и технологии, обеспечивающие реализацию конкурентных преимуществ национального ЧК, эффективное функционирование ЧК как интенсивного фактора инновационной деятельности, интеллектуального труда и развития.


Каталог: data -> 2011
2011 -> Тамара Михайловна Тузова Специфика философской рефлексии
2011 -> Программа дисциплины «Философия» для направления 080100. 62 «Экономика»
2011 -> Программа дисциплины «Социология управления»
2011 -> Программа дисциплины «Основы теории коммуникации»
2011 -> Тезисы международной научно-практической конференции "Реализация гендерной политики: от международного до муниципального уровня"
2011 -> Программа дисциплины «Введение в социологию и история социологии»
2011 -> Николо Макиавелли Государь
2011 -> Экономическая социология
2011 -> Экономическая социология
2011 -> Радаев Вадим Валерьевич


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница