Семинар №1 «Немецкая классическая философия»



Скачать 70.78 Kb.
страница1/2
Дата21.08.2018
Размер70.78 Kb.
ТипСеминар
  1   2

Семинар «Немецкая классическая философия»

1. Концепция субъекта в философской системе Канта.

Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724-1804). Специфическая кантовская философия, заложившая осно­вы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период, после опубликования им трех «Критик» — «Критики чистого разума», «Критики прак­тического разума», «Критики способности суждения». Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцен­дентального идеализма (так Кант называл свою философскую сис­тему). Второй период творчества Канта назван «критическим» не только потому, что «Критиками» назывались основные произведе­ния этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему фи­лософии, противопоставить критический подход при оценке воз­можностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.

Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. В средневековой философии и философии эпохи Возрождения центральной частью философских систем явля­ется учение о бытии — онтологии. Философы Нового Времени — Спиноза, Локк, Бэкон, Декарт. Беркли и Юм, перенесли акцент на проблемы гносеологии. Однако в центральной проблеме гносеологии — взаимодействии субъекта и объекта — докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. Кант же де­лает предметом философии специфику познающего субъекта, ко­торый, по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет знания. У Канта же возникает задача установить различие между субъективными и объективны­ми элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает самое понятие субъекта и впер­вые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). К эмпи­рическому уровню он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному — надындивидуальное начало в человеке, т.е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества.

Одна из основных проблем «Критики чистого разума»: как возможно достоверное научное знание? Кант обосновывает достоверность на­учного знания. Кант считает, что достоверное знание — это значит объек­тивное знание. Объективность же, по Канту, отождествляется со всеобщностью и необходимостью. Познающему субъ­екту по природе присущи некоторые врожденные (доопытные) формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимые: пространство, время, формы рассудка. Пространство и время, по Канту, это не формы бытия вещей, существующих неза­висимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувст­венности человека, изначально присущие человеку как представи­телю человечества. Пространство — это врожденная доопытная форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания). Время — это врожденная форма внутреннего чувства (внутреннего созерцания).

На основе вышеизложенного, теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многооб­разные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности — пространством и временем. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер. Таким обра­зом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, формы чувст­венности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, «явилась ему», и она может делать о ней определенные умозаключения. Человек, по мнению Канта, может звать только явления. Каковы ве­щи сами по себе, т. е. каковы их качества и свойства, их взаимоотно­шения человек не знает и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся «вещами в себе», непо­знанными, нераскрытыми.

Итак, мир «вещей сам по себе» закрыт для чувственности, и следовательно, он закрыт для теоретического разума, науки. Умопостигаемый мир — это мир свободы. Свобода, по Канту, — это независимость от определяющих причин. Главное тре­бование гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали во отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и созда­ешь форму, характер взаимных отношений». Итак, Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия.




Каталог: Metodika
Metodika -> Исследования
Metodika -> Методические рекомендации по организации социального сопровождения вич-инфицированных женщин с детьми в государственных учреждениях
Metodika -> Токого обращения с детьми по материалам семинара, проведенного комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа Югры Ханты-Мансийск 2016 год ббк
Metodika -> Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
Metodika -> Исследование года Архипова Татьяна Алексеевна, заведующая кабинетом воспитательной работы
Metodika -> Программа «Мироведение»
Metodika -> Интегрированный урок-спектакль, 10-11 классы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница