Сборник включает доклады, тезисы, сообщения, сделанные участниками II всероссийской научно-методической конференции «Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров»



Скачать 11.74 Mb.
страница1/198
Дата28.07.2018
Размер11.74 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   198

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Московский авиационный институт (государственный технический университет),

Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации,

Межвузовский центр по политологическому образованию




К 180-летию МГТУ им. Н.Э. Баумана и 40-летию факультета «Социальные и гуманитарные науки»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ

Материалы II Всероссийской научно-методической конференции

Москва


МГТУ им. Н.Э. Баумана

2010


УДК 30:378.147

Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров// Материалы II Всероссийской научно-методической конференции/ Москва, 2-3 декабря 2010г.


Сборник включает доклады, тезисы, сообщения, сделанные участниками II Всероссийской научно-методической конференции «Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров», проведённой в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана 2-3 декабря 2010г.

Сборник рассчитан на широкий круг работников образования, преподавателей социально-гуманитарных дисциплин в технических вузах и все тех, кому интересны проблемы его реформирования в условиях модернизации российского общества.

Материалы публикуются в авторской редакции с внесением технических исправлений в структуру оформления.

Составители:

Доктор философских наук, профессор – Ремарчук В.Н.

Кандидат философских наук, доцент – Ореховский А.В.

Инженер – Попова А.А.

Отпечатано в типографии МГТУ им. Н.Э. Баумана. Тираж 200 экз.



Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Московский авиационный институт (государственный технический университет),

Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации,

Межвузовский центр по политологическому образованию




К 180-летию МГТУ им. Н.Э. Баумана и 40-летию факультета «Социальные и гуманитарные науки»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ

Материалы II Всероссийской научно-методической конференции

(2-3 декабря 2010г.)

Москва


МГТУ им. Н.Э. Баумана

2010


Участникам и организаторам второй Всероссийской научно-методической конференции «Современные образовательные технологии и их использовании в системе гуманитарной подготовки инженеров».

Дорогие друзья и коллеги!

От имени ректората и Ученого совета МГТУ им. Н.Э. Баумана приветствую Ваш научный форум. Уверен, что научно-методическая конференция станет заметным событием для всех преподавателей дисциплин социогуманитарного цикла, руководителей Вузов, для всех, кто всерьез озабочен проблемами совершенствования подготовки инженерно-технических кадров для экономики нашей страны, способных достойно ответить на вызовы XXI века.

Современная задача модернизации российского общества, основанная на научных знаниях, предполагает неуклонный рост значимости человеческого капитала, его интеллекта, удельный вес которого в сравнении с традиционными природными и энергетическими ресурсами все больше становится определяющим. Этот факт налагает огромную ответственность на систему профессионального, в первую очередь, инженерного образования, за подготовку всесторонне и гармонично развитых специалистов. Важнейшей составляющей этого процесса является социально-гуманитарное знание. Именно гуманитарная составляющая на протяжении всей истории обеспечивает сохранение и передачу духовных и нравственных ценностей, культурных традиций народов России в целом, а также является надежным фундаментом в развитии инженерной мысли. Так, гениальный мыслитель К.Э.Циолковский отмечал, что без нравственного совершенства человека научно-технический прогресс невозможен.

Инженер XXI века должен глубоко понимать и осмысливать изменения в политике и экономике, культуре и социальной сфере, изменения в общественных отношениях, в моделях образа жизни и ее стандартов. Социально-гуманитарная подготовка в технической школе призвана формировать научное мировоззрение, качество патриотизма и гражданственности, толерантности, социальные нормы поведения, а также совершенствовать общекультурный уровень. Гуманитарное образование выдержало нелегкие испытания периода коренной перестройки содержания и методов преподавания, оно способствовало выработке новых эффективных форм работы со студенчеством, созданию современных учебных программ, учебников и учебно-методических пособий, развитию научно-педагогических исследований.

Уверен , что использование Вашего интеллектуального и творческого потенциала окажет благотворное влияние на внедрение инновационных технологий в развитие и укрепление престижа Российской инженерной школы.

Желаю всем участникам второй Всероссийской научно-методической конференции эффективной плодотворной работы, выработки решений, которые будут активно востребованы педагогическим сообществом и послужат делу совершенствования образования и воспитания инженерно-технических кадров.


Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана А. А. Александров

Введение

2-3 декабря 2010 года в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана состоялась вторая Всероссийская научно-методическая конференция «Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров».

Конференция проводилась с целью осмысления динамики перехода на новые образовательные стандарты, а также обмена опытом методики использования современных образовательных технологий в системе гуманитарной подготовки инженеров.

Организатором конференции выступил Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, при активном участии Московского авиационного института (государственного технического университета), Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации, Межвузовского центра по политологическому образованию.

В работе конференции приняли участие свыше 190 ученых, преподавателей, аспирантов из 15 регионов РФ, которые представляли 58 технических вузов России. Программа конференции предусматривала пленарное заседание по основным проблемам гуманитарного образования в технических вузах, а также работу секций «История», «Культурологиия», «Социология», «Политология», «Философия», «Лингвистика». В ходе пленарных заседаний было заслушано 15 докладов, на секциях выступило свыше 70 участников конференции.

Актуальность конференции обусловлена, прежде всего, новым качеством наших вузов, большинство из которых стали национальными исследовательскими университетами, а также сложностью и противоречивостью процесса реформирования высшего образования, с которым сталкиваются коллеги гуманитарии. Наше беспокойство вызывает сохраняющаяся тенденция, при которой гуманитарная составляющая образования в технических вузах понимается лишь как необходимая уступка требованиям нового государственного стандарта или формальное стремление следовать лучшим мировым принципам построения инженерной подготовки. Так было при переходе на действующие сейчас стандарты поколения, когда посчитав социально-гуманитарные науки «рупором коммунистического мировоззрения», их сократили наполовину. Но почему-то по-прежнему считалось, что выпускник технического вуза должен знать «историю», «философию», «политологию» и т.д. В тоже время педагогу профессионалу было очевидно, что при оставленном количестве часов, которые отводятся на изучение большинства социально-гуманитарных дисциплин, знать даже их основы невозможно. В рамках предоставленного времени материал не может осваиваться системно, поскольку не обеспечивается глубина понимания, полученные знания весьма схематично соотносятся с социальной действительностью. Тем самым в действующих стандартах была нарушена мера, между разумным объемом преподаваемого материала и временем, предоставленным для его адекватного усвоения.

К сожалению, аналогичный подход формируется и при переходе на стандарты многоуровневого образования, только после очередного сокращения часов о качественном гуманитарном образовании в техническом вузе можно будет забыть, соответственно не может быть и речи об улучшении стандартов, и о подготовке специалиста мирового уровня.

Казалось бы, все очевидно и понятно, и нет необходимости доказывать, что смысл изучения философии, истории, социологии, политологии и культурологии, для студентов инженерных специальностей определяется простым обстоятельством, что будущий специалист - это не просто носитель определенных специальных знаний, навыков, а человек, обладающий особыми – человеческими качествами и включенный в разветвленную систему социальных отношений, приоритетными из которых являются политические, социальные, экономические, духовные. Понимание этих отношений как раз и формируется общекультурными компетенциями, приобретаемыми при изучении социально-гуманитарных дисциплин. Еще одна важная функция социально-гуманитарного образования - это реализация воспитательных функций, путем формирования у студентов качеств гражданина, патриота, способного бережно относиться к своему народу, его истории, культуре. Всего того, что характеризует истинную российскую интеллигенцию.

В связи с актуальностью обозначенных проблем, мы пригласили коллег к рассмотрению проблем гуманитаризации и гуманизации образования в технических вузах, методических проблем преподавания социально-гуманитарных дисциплин, к анализу процесса перехода на новые образовательные стандарты и компетентностный подход, определению места и роли гуманитарных кафедр в национальных исследовательских университетах.

Вопросов действительно много. Необходимо понять, что сегодня происходит в образовании - кризис или революция? Как корректировать подходы, в том числе к предмету образования, т. е. то, чему следует учить и учиться. Ведь именно проблемам понимания наше образование учит меньше всего. Мы не доходим до последней точки, когда человек должен понимать, что он делает; как это делать и для чего; зачем он существует, зачем все мы. Эту взаимосвязь между образованием и осознанием того, для чего все это нужно, человек понимает все хуже, потому что так его учат. В итоге падает интеллект человека, нравственный уровень и, как следствие, его профессионализм. Некоторые подходы к решению этих проблем представлены в научных докладах участников конференции, опубликованных в сборнике.

Думается, что вторая конференция стала содержательным форумом педагогического сообщества, на котором организаторы учебного процесса по гуманитарным наукам, ученые, преподаватели провели плодотворные дискуссии о судьбах социально-гуманитарного образования в технической школе, наметили пути совершенствования методики преподавания читаемых дисциплин.

Участники конференции отмечают, что она становится признанной «площадкой» обмена опыта профессионалов-гуманитариев, работающих в технических вузах. При этом мы исходим из убеждения, что любой общественный прогресс, начинается с прогресса нравственного, духовного. Гуманитарное образование, от которого зависит духовный мир современного специалиста, его социальная ответственность за принимаемые решения, по большому счету, являются одним из факторов обеспечения национальной безопасности страны. Хочется выразить уверенность, что во главе нового этапа развития отечественного образования будут профессионализм, интересы инженерного образования России, которые, в первую очередь, присущи гуманитарному образовательному сообществу.


Декан факультета «Социальные и гуманитарные науки»

МГТУ имени Н.Э. Баумана доктор философских наук,

профессор В.Н. Ремарчук



Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   198


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница