Сборник современная литература



страница1/41
Дата05.07.2018
Размер4.19 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


ZARLIT

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ПОЭТИКА И НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

Краснодар 2010

УДК 82.17

ББК 83.3 (3): 87.7

Современная литература: поэтика и нравственная философия / Под ред.

А.В. Татаринова. Краснодар: ZARLIT, 2010.


Сборник научных статей и творческих работ, посвященных теоретическим и практическим проблемам современной художественной литературы, объединил преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов Кубанского государственного университета. Адресуется профессиональным и стихийным гуманитариям, видящим в словесности силу, созидающую миры и способную активно воздействовать на нравственное сознание читателя.

УДК 82.7

ББК 83.3 (3): 82.7
«СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПОЭТИКА И НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ» КАК ЕДИНЫЙ ТЕКСТ
Современный литературный процесс – хороший повод для того, чтобы филологам собраться вместе, преодолев свои статусные (профессор и студент), кафедральные (специалист по русской и специалист по зарубежной литературе) границы, выйти на время за пределы личных интересов и сложившихся установок (защитник классики – апологет постмодернизма), научных направлений (литературовед – лингвист). Оставаясь в рамках своих гуманитарных символов веры, сетуя на снижение качества словесности последних десятилетий, мы забываем, что сами основы нашей научной и образовательной деятельности размываются тогда, когда современное аттестуется как упадок, деградация, забвение традиций. Если сейчас, в начале нового тысячелетия создается плохая литература, изменившая великому прошлому, это значит, что завтра отпадет необходимость в ее изучении, а наша профессиональная деятельность будет протекать в пространстве большого музея, в котором наступит нездоровый диктат архаики – прекрасной, несомненно живой, не способной решить всех проблем новых времен, закономерно наступающих в свой черед. Совсем необязательноому, это значит, что когда современное аттестуется как утверждать, что романы и поэмы, появляющиеся в наши дни, уникальны в своем качестве. Действительно, как сказал один саркастичный писатель, шекспиров ныне не очень много. Впрочем, их мало всегда. Вряд ли это повод для грусти. Присутствие множества художественных текстов, вызывающих улыбку, негодование или простую радость творческого чтения, должно активизировать филолога в важном деле интерпретаций и сопоставлений, в воссоздании литературного процесса, в понимании того, чего же сейчас желает родная для всех нас литература. Он есть, имеет серьезное значение – в контексте тех гуманитарных прорывов и катастроф, которые произошли за последние сто лет, но он не так очевиден, как во времена, уже обосновавшиеся в программах и учебниках. Чтобы литературный процесс был по-настоящему, необходима активность профессионального читателя, в сознании которого и происходит диалог авторов/текстов/героев/эпох, способный привести не только к диагностике эпоса/лирики/драмы, но и к выводам, имеющим сверхфилологическое значение. В художественном тексте религия и политика, психология и педагогика, становление законов и философских знаний о мире присутствуют в подвижных формах, во внутренней жизни сюжета, подчас опережая развитие обособленных областей знания. Изучая то, что пишется сейчас, мы получаем шанс увидеть то, что будет потом. Для подготовленной встречи с будущим Пелевин, Уэльбек, Проханов или Кундера не менее важны, чем аналитические программы телеканалов.

Идея собраться вместе в рамках сборника, посвященного современности, была высказана преподавателями кафедры зарубежной литературы Кубанского государственного университета, которые прежде выступали совместно в трех выпусках «Дидактики художественного текста» (2005, 2007, 2009). Теперь число участников возросло. В книге собрано тридцать семь статей, авторов – тридцать четыре. Десять преподавателей, шесть аспирантов, один магистрант, семнадцать студентов. Представлены три факультета нашего университета: филологический, романо-германский, факультет журналистики. Свои работы предложили студенты всех пяти курсов очного отделения филологического факультета КубГУ. Это не самые плохие цифры, если учесть, что со дня приглашения коллег к участию в совместном проекте до издания книги прошло три месяца. Активность (особенно, студенческая) показывает, что заявленная проблема имеет смысл.

Впрочем, дело не в цифрах. О чем можно сказать, рассматривая состоявшийся сборник статей как единый текст? Критерием распределения работ по разделам могло стать восприятие каждой из них как явления экспрессивного, аналитического или теоретического стиля. Во многих случаях это разделение действительно присутствует, но не всегда. Более объективным знаком классификации мы посчитали не манеру письма, а объект, определяющий сюжет научного или научно-публицистического исследования. В первом разделе («Анализ и интерпретация современного художественного текста») интерес авторов вызвало одно произведение, ставшее основой литературоведческих суждений. Во втором разделе («Сопоставительный анализ художественных текстов и литературных миров») познание современности происходит в сравнении двух произведений или рассмотрении того или иного литературного факта последних десятилетий в контексте художественных явлений, сформировавшихся ранее. В третьем разделе («Авторские модели мира и теоретические проблемы современного литературного процесса») акцент сделан на целостном восприятии современного писателя как комплексного явления индивидуальной поэтики и на самых разных аспектах литпроцесса, имеющего прямое и косвенное отношение к решению теоретических вопросов. Это не значит, что в первых двух разделах теоретические вопросы вовсе не поднимаются.

Отдельные работы посвящены таким не самым знаменитым прозаикам современности, как Шишкин, Лихачев, Бутин, Лазарчук, Барикко, Маккарти, Перес-Реверте, Лунтиал. Закономерен интерес к Павичу, Сорокину, Паланику, Уэльбеку, Прилепину, Барнсу. Удивляет отсутствие Пелевина, радует присутствие Юрия Кузнецова. Очень много Бегбедера, который предстает в нашем издании в достаточно разных контекстах, сигнализируя о том, что эпатажные сюжеты, не отличаясь художественной силой, могут вызывать закономерный литературоведческий интерес. Уже из заголовков статей видно, что проза притягивает больше, чем поэзия и драматургия, а роман остается ключевым жанром, способным объемно свидетельствовать о нашем мире. В контексте современности продолжают оставаться классики XX века, создающие динамичное пространство между классикой и новой словесностью: Джойс, Мисима, Борхес, Кортасар, Маркес.

Рассматриваются теоретические проблемы: литературной теологии и апокрифического дискурса, жанровых модификаций, сюжетных трансформаций, повествовательных кодов, разных форм неканонической поэтики – неосинкретизма и необарокко, например. Выделяются такие мощные риторические потоки современной словесности, как массовое искусство и детская литература, рок-поэзия и православный роман, проза мифологического реализма и поэзия концептуализма. Интерес у авторов вызывают альтернативные, далекие от классического психологизма, модели нравственно-философского присутствия, художественной дидактики в современном литературном процессе: неогностицизм и художественный апофазис, негативный катарсис и конфессиональная поэтика, экстремизм в сдерживающих берегах искусства и эсхатологическая проповедь.

Не везде есть научное совершенство, но иногда можно обойтись и без него. Есть погружение в поэтику – в целостность внутренних законов современных художественных миров, присутствует и нравственная философия – рассмотрение стратегий обращения произведения к внутреннему миру читателя, способного воспринять литературный текст как сложный урок, не сводимый к простым указаниям правильных путей. Статьи и эссе, рецензии и выступления, сформировавшие сборник, скучными назвать нельзя.

Спасибо всем, кто откликнулся на призыв нашей кафедры. Профессора и доценты оставили на время сферы своих научных интересов, чтобы сказать слово о современных текстах. Студенты смогли выйти из тем курсовых работ, чтобы сообщить нам о своем понимании Цоя и Паланика, Бегбедера и Веллера, Маркеса и Прилепина. Благодаря этим усилиям издание состоялось. Чем оригинальнее будут ваши предложения о дальнейшем сотрудничестве студентов и преподавателей, чем смелее и настойчивее мы станем мыслить и писать, тем реже злые языки будут говорить, что филологический факультет морально устарел. Тот, кто не чувствует мощи литературного творчества и слов, ей посвященных, давно придавлен плитой собственного рационализма. Нам повезло, им нет.
А.В. Татаринов

Раздел I. Анализ и интерпретация




Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница