Самоопределение личности учащихся в условиях системы непрерывного образования



Скачать 156.13 Kb.
Дата23.01.2018
Размер156.13 Kb.



Самоопределение личности учащихся в условиях системы непрерывного образования.
Существенные изменения во всех сферах социальной и духовной жизни общества своеобразно отражаются на состоянии современного образования, содержании, организации и результатах образовательных процессов в учебных заведениях, облике и характере выполняемых ими социальных функций. Создание системы непрерывного образования, которая направлена на реализацию личностно - ориентированного подхода, определяется теорией и практикой профессионального самоопределения молодежи.

Не вызывает сомнения, что профессиональное самоопределение в современном изменяющемся мире выступает важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека. Определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор во многом нерешенной задачей, характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения, и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в научном поиске философов, педагогов, психологов, социологов. В современных условиях профессиональное самоопределение личности (в особенности выпускников средних общеобразовательных заведений) во многом отражает содержание их духовных и нравственных ценностей, являющихся продуктом развития личности и предпосылкой ее дальнейшей деятельности, и находится в неразрывной связи с самореализацией человека в других важных сферах жизни.

Наиболее ярко профессиональное самоопределение личности актуализируется в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, а школа является одним из звеньев в цепочке непрерывного образования «школа - ССУЗ – вуз.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание условий для его самоопределения и самореализации. В настоящее время личностно-ориентированная парадигма образования предполагает необходимость качественного переосмысления сущности учебного процесса, предъявляет особые требования к содержанию образования, которое должно способствовать формированию профессионального самоопределения учащихся в преддверии их профессиональной деятельности.

В этом контексте стержнем всего образовательного процесса, естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле ее логическим завершением должна являться допрофессиональная подготовка. Именно допрофессиональная подготовка., понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится.

Поиском путей формирования профессионального самоопределения личности занимались и занимаются многие ученые. Попытки определить наиболее рациональные пути распределения людей по различным сферам деятельности обнаруживаются еще у древних мыслителей Платона и Аристотеля.

Самоопределение личности - сложная научная проблема, имеющая как минимум философский, социологический, психологический и педагогический аспекты.

Под самоопределением личности мы понимаем - способность личности определить себя в мире, понять себя и свои возможности, осознать свое место и назначение в жизни, в избранной сфере общественной и трудовой деятельности, в личной жизни и карьере, стремление позитивно изменить социум.

Современный молодой человек должен все чаще принимать самостоятельные решения, механизм которых совершенно иной, чем у предыдущих поколений. Для большинства выпускников средних школ характерным остается состояние беспомощности, растерянности и претенциозности. В условиях девальвации ценностей образования, меркантилизма коммерциализации отношений между людьми эти тенденции еще более обострили проблему выбора будущего профессионального пути.

Как показывают исследования, для современного образования в нашей стране типичны противоречия:

- между потребностью в образовании самой личности и общественными ожиданиями, связанными с содержанием, уровнем и направленностью образования подрастающих поколений;

- между потребностями отдельной личности и условиями массовой школы;

- между реальным процессом развития личности и нивелирующей его системой образования;

- между возросшим интересом молодёжи к проблеме профессионального самоопределения и невладением способами изучения своих индивидуальных возможностей в соответствии с избираемой профессией .

Необходимо отметить, что поиск путей разрешения этих противоречий следует осуществлять одновременно во всей системе образования, представленной множеством образовательных структур: основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных.

Изучение психолого-педагогической литературы, педагогическая практика, экспериментальная работа подтверждают наличие и развития разных моделей и типов школ как важнейшего условия эффективности современного образования.

Формирование профессионального самоопределения молодёжи мы рассматриваем с позиции формирования индивидуального жизненного плана, обязательным компонентом которого является профессиональное самоопределение как одно из средств социализации личности (социальной и профессиональной адаптации). Запланированная молодым человеком жизненная и профессиональная перспектива является мощным стимулом самопознания, самовоспитания, самореализации, самоконтроля.

Комплексное организационно - методическое обеспечение процесса изучения и формирования профессионального самоопределения молодёжи достигается с помощью условий: индивидуализации, дифференциации, интеграции деятельности всех социальных институтов, занятых в подготовке молодежи к профессиональному выбору,

Профессиональное самоопределение личности в условиях непрерывного образования - это процесс вхождения человека в определённую сферу трудовой деятельности, (на основе собственного волеизъявления), в котором используются на каждом этапе непрерывного образования различные виды творческой профессиональной деятельности, направленной на самореализацию личности в единстве общенаучных, учебных и профессиональных интересов, предпочитаемых социальных ролей и позиций. Профессиональное самоопределение молодёжи можно рассматривать и как процесс, и как результат профессионального выбора, при этом под результатом понимаем готовность к осознанию данного акта, а под процессом - поэтапное формирование этой готовности.

К особенностям формирования профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования относятся :

обновление содержания образования, выделение вариативных курсов, помогающих приобрести знания о профессии в учебном процессе;

ранняя дифференциация обучения, связанная с выявлением склонностей, способностей молодёжи к разным видам профессиональной деятельности;

тесная связь образования, с одной стороны, с потребностями науки и производства - с другой стороны, с реализацией этой связи самими представителями науки и производства;

индивидуализация образования в системе непрерывного образования, позволяющая создать условия для профессионального самоопределения каждого молодого человека;

унификация непрерывного образования в условиях инновационной школы, позволяющая использовать эффективные методы и средства профессионального самоопределения, разработанные в одном регионе, в других;

наличие сформированного интереса к определённой сфере профессиональной деятельности к старшему подростковому возрасту, что предполагает желание школьников выбрать профессию, умение определить путь профессионального образования, наличие мотива выбора профессии и т.д.

В практике современной отечественной школы можно выделить два подхода к формированию профессионального самоопределения молодёжи. Первый подход - фронтальный, ориентированный на интересы общества и не дающий широкого диапазона апробации молодёжью своих возможностей; второй - личностно-ориентированный, базирующийся на личностно-деятельностном подходе.

На мотивацию профессионального самоопределения личности, с одной стороны, влияет, ряд факторов, которые могут стимулировать процесс выбора будущей профессиональной деятельности личности. С другой стороны, формирование мотивационной сферы личности обусловливается наличием общественных и личностных мотивов, которые опосредованно или непосредственно определяют выбор профессии.

Проведенные исследования показывает, что мотивы выбора профессии у молодежи существенно изменились. Если в 80-е годы ведущими мотивами деятельности были общественно-значимые, а материальные были незначительны, то в настоящее время у учащихся общеобразовательных школ материальные мотивы являются ведущими у 86% школьников. В 80-е годы палитра расхождений мотивов, независимо от территории, в которой проводилось исследование, была незначительна: влияние общества на выбор профессии было достаточно высоким. Наиболее благополучную картину сегодня показало изучение мотивов у учащихся инновационных школ: 58% школьников руководствовались при выборе профессии общественно-значимыми мотивами, среди них: интерес к профессии, желание продолжить начатое дело и др; 42%- руководствовались материальными мотивами, новые отношения не могли не сказаться и на них. Современная молодежь придает уровню зарплаты не меньше значения, чем интересности труда и возможности реализовать в нем свои потенциальные возможности. Для трети участников опроса приличная оплата и возможности трудовой деятельности в интеллектуальном и творческом плане важны в равной степени. При анализе результатов сопоставили данные опроса с исследованием, проведенными с целью изучения мнений старших школьников по этой же методике. Как оказалось, в те годы более 80% респондентов считали смысл работы важнее заработка, сегодня картина диаметрально противоположная. Предпочтения современных школьников, на наш взгляд, достаточно объяснимы: в условиях рынка вопросы финансового благополучия и экономической самостоятельности вполне закономерны; заслуживает уважения их забота о перспективах своей профессиональной деятельности, карьере, прагматизм в определении приоритетов, готовность заняться и неприятной, но хорошо оплачиваемой работой.

Учитывая полученные результаты о мотивах профессионального самоопределения и об ошибках при выборе профессии учащейся молодежи, которые могут нанести ущерб как личности, так и обществу, необходимо ориентировать старшеклассников на учет личностных возможностей, способствующих формированию мотивов сознательного выбора профессии, что в конечном счете должно обеспечить формирование способности сознательно выбирать профессию.

Ведущим условием профессионального самоопределения молодежи является полноценное личностное развитие человека, наличие развитых интересов, сформированность его мотивационно - потребительской сферы.

Теоретические основы реализации принципа непрерывности в модели «дошкольная подготовка - начальная школа - средняя школа - ВУЗ» в последние годы разработаны В.Н. Просвиркиным.

Непрерывность в образовании предполагает:

1) его преемственность;

2) приспособление программ и методик к конкретным задачам, специфичным для каждого образовательного учреждения;

3) подготовку учащихся на всех уровнях образования к жизни, которая характеризуется быстрым развитием и изменением;

4) мобилизацию и широкое использование всех средств воспитания и информации сверх традиционных сфер деятельности.

В настоящее время проблема обеспечения непрерывности образования рассматривается в контексте вопросов создания единой системы непрерывного и преемственного образования. Реальной непрерывности в образовании можно достичь лишь путем создания сети связанных друг с другом учебно-воспитательных учреждений, создающих пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности населения.

Принципом непрерывности и постоянности обучения по определению ученых является «вертикальная интеграция» и считается, что непрерывность подразумевает, в первую очередь, единство, состыковочность всех этапов и звеньев образования, т.е. их преемственность.

Основным условием обеспечения непрерывности образования является его преемственность. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

+++++С философской точки зрения, преемственность - это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. В педагогике преемственность рассматривается как методологическая позиция, важнейшее условие развития педагогической науки и организации продуктивной педагогической деятельности, как один из главных принципов обучения, воспитания и развития воспитанников, обеспечения системы непрерывного образования, мастерства и творчества педагогов.

В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы особенно в аспекте непрерывного образования относится к числу важнейших политических приоритетов развития образования в России. Новая парадигма образования, основанная на индивидуализации и дифференциации образования, вариативности и альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебных программ, адаптивности к изменившимся социально-экономическим условиям и индивидуальным интересам и способностям воспитанников, потребовала инновационных изменений в образовании, целью которых стали установление внутренней преемственности и непрерывное развивающее образование.

Достижение цели формирования, развития и становления целостной личности воспитанника возможно лишь при условии организации непрерывных процессов обучения и воспитания, характеризующихся соблюдением единой линии развития ребенка, целостностью организации учебно-воспитательного процесса и учебного материала и преемственностью содержания обучения и применяемых методов и приемов обучения и воспитания.

Система непрерывного образования позволяет утверждать, что она способствует переходу молодежи с одной ступени образования на другую, а преемственность этапов формирования профессионального самоопределения дает возможность на основе широкой разносторонней базовой подготовки включить молодых людей в целесообразную деятельность, развить их творчество. Это, в первую очередь, предполагает гибкую организацию высшего и среднего образования.

Организация процесса формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования требует разработки специальной системы мер и действий, позволяющих молодёжи осуществить объективную проверку своих способностей и умений в учебно-воспитательном процессе, в процессе профессиональных проб, или в процессе профессиональной деятельности и на этой основе принять самостоятельное, осознанное, решение о своем профессиональном будущем; педагогам - обеспечить на основе индивидуального подхода последовательность и мотивированность включения каждого молодого человека во все звенья этой работы.

Исследования определяют 3 группы молодых людей по уровню сформированности профессионального самоопределения:

I уровень: Старшеклассники и студенты, потенциальные возможности обучения которых очень высоки, имеют согласованную, хорошо сформированную систему профессиональных интересов, высокий показатель самоанализа личности и анализа профессий (42,5% ).

II уровень: Старшеклассники и студенты, которые хорошо учатся, но затрудняются определить свою будущую профессию, место работы, у них несколько профессиональных планов и по каждому они имеют достаточно высокий показатель самоанализа личности и анализа профессий(47,5%).

III уровень: Старшеклассники и студенты, которые имеют множество интересов и не имеют ориентации на конкретную профессию. Они пришли в инновационное учебное заведение, в вуз потому что здесь интересно учиться, как правило, они оттягивают свой профессиональный выбор до окончания учебного заведения, их характеризует средний показатель самоанализа личности и анализа профессий. (10%)

Развитие, становление, закрепление и реализация профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования происходит еще в школе под руководством педагогов и при квалифицированной помощи специалистов. Это дает возможность учащимся самостоятельно соотнести собственные запросы, реальности жизни и свои потенциальные возможности; а педагогам - создать условия для совместной проверки адекватности профессионального выбора старшеклассников, что потребовало выработки новых, нетрадиционных решений, разработки содержания, методов и форм работы.

Процесс профессионального самоопределения молодежи должен осуществляться во всех видах учебно-воспитательной деятельности. Более благоприятное возникновение и формирование профессионального самоопределения происходит в обстановке творческой деятельности. При ее проведении необходим дифференцированный и личностный подход, позволяющий направленно развивать познавательные интересы молодых людей, расширять сферу профессионального выбора и тем самым обеспечивать рациональное решение проблемы профессионального самоопределения.

Ведущее место в непрерывном образовании отводится вузу, использованию его материально-технической базы, интеллектуального потенциала. Пролонгированность процесса формирования профессионального самоопределения и преодоления обособленности общеобразовательной подготовки от допрофессиональной к профессиональной; дифференциацию обучения в соответствии с имеющимися познавательными и профессиональными интересами молодежи, что предоставляет возможность индивиду соотнести себя с требованиями разных профессий к человеку. Личности предоставляются благоприятные условия для получения образования, вызывается активное желание воспользоваться предоставленными возможностями.

Задача развития познавательных интересов решается на основе углубленного изучения ряда предметов и мотивированного вовлечения учащихся в различные виды деятельности с целью формирования у учащихся профессионального самоопределения.

Общеобразовательная подготовка рассматривается в качестве базового звена в процессе формирования профессионального самоопределения и направлена на формирование у молодежи знаний, приемов творческого подхода к решению познавательных задач, на развитие осознанной ценностной ориентации, обеспечивающей жизненное и профессиональное самоопределение. Дифференциация образования по индивидуальным склонностям и интересам учащихся позволяет предусмотреть различные варианты его содержания. Учащиеся профильных классов имеют большой выбор спецкурсов, которые, с одной стороны, связаны с основным учебным материалом, а с другой - обеспечивает ученикам возможности для выбора будущей профессии.

На базе познавательных, учебных интересов необходимо сформировать профессиональные интересы, а на последнем этапе школьного обучения - в X-XI классах - профессиональные намерения. Только в этом случае идея формирования профессионального самоопределения имеет свое логическое завершение. А потому смысл формирования профессионального самоопределения молодежи определяется в том, чтобы помочь молодым людям выбрать профессию и провести проверку своего выбора комплексом профессиональных проб.

Данные о вузовской судьбе выпускников инновационных учебных заведений свидетельствуют об их психологической устойчивости к новым условиям обучения. Многие вузовские преподаватели отмечают их "достаточно взрослое поведение", "творческие способности и огромное желание учиться". Анализ результатов аттестации и сессий успешности овладения учебными дисциплинами в вузе позволяет сделать следующие выводы: по сравнению со всей группой студентов для выпускников инновационных учебных заведений характерна большая активность, стремление постигать новые знания, добиться результатов, во многих группах эти студенты задают общий темп и тон работы.

Сопоставление результатов теоретического анализа проблемы и материалов практики позволило определить основные направления формирования профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования, включающего:

- пути и средства эффективного использования возможностей многопрофильного учебного заведения;

- условия и ситуации, формирующие у молодых людей опыт реализации (выявление, проявление, развитие, закрепление) профессионального самоопределения;

- преемственность и перспективность приемов, форм и методов обучения, стимулирующих у молодёжи активно - творческое начало в их учебной деятельности, готовность к специфике обучения в вузе и в определенной мере позволяющих снять трудности адаптационного периода.

Установлено, что при непрерывном образовании процесс формирования профессионального самоопределения молодёжи имеет целенаправленный характер, происходит интенсивнее и успешнее при соблюдении следующих педагогических требований:

а) ориентация всей педагогической деятельности на создание условий для самореализации личности в отношении его будущей профессиональной карьеры;

б) обеспечение взаимосвязи воспитания молодёжи, совершенствования сотрудничества учащихся(студентов) и педагогов, развития их творческих способностей;

в) формирование стремления, готовности и умения молодёжи реализовывать свои намерения в разных видах деятельности, на разном содержании, в разных социально - ролевых позициях, в различных условиях;

г) обеспечение единства формирующего и диагностического подходов, учитывающих индивидуальность процесса формирования профессионального самоопределения, что требует осуществлять диагностику учащейся молодежи, результаты которой служат основанием разработки для каждого молодого человека вариантов профориентационных средств.

Эффективность формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) значительно повысится, если:

1 обеспечивается взаимодействие социально - экономических и психолого-педагогических факторов, определяющих отношение молодежи к принятию решения о жизненном и профессиональном самоопределении;

2. формирование профессионального самоопределения молодежи рассматривается как целостная система, в которой используются на каждом этапе непрерывного образования различные виды творческой профессиональной деятельности, направленной на самореализацию личности в единстве общенаучных, учебных и профессиональных интересов, предпочитаемых социальных ролей и позиций;

3. используется вариативное, разноуровневое содержание непрерывной системы образования «школа-лицей-гимназия-вуз» как важнейшей основы формирования профессионального самоопределения личности;

4 профессиональное самоопределение молодежи обеспечивается комплексом психолого-педагогических условий:

непрерывность;

преемственность;

учет возрастных особенностей;

использование во взаимосвязи индивидуальных, групповых и коллективных форм творческой деятельности молодежи, способствующих овладению элементами избираемой профессиональной деятельности;

приобретение будущего профессионального опыта в учебной и внеучебной деятельности .

5 реализуется организационно-методическое обеспечение, основанное на диагностике профессионального самоопределения и поэтапном формировании у молодежи отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

Выбор профессии является осознанным лишь в том случае, если окончательное решение о выборе профессии является

результатом длительного процесса, в ходе которого индивид осознает необходимость подготовки к выбору профессии;

учится оценивать свои возможности;

накапливает профессиональные и личностные знания, на основе которых формируется самооценка;



изучает мир профессионального труда и только тогда принимает решение о выборе профессии.


Каталог: data
data -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница