Самооценка в структуре социально-психологической компетентности студента вуза



Скачать 227.9 Kb.
Pdf просмотр
страница1/9
Дата01.07.2018
Размер227.9 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


59 58
Самооценка в структуре социально-психологической компетентности студента вуза
САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТА ВУЗА
© Е. И. Колесникова
Колесникова
Екатерина Ивановна
кандидат
психологических наук
доцент кафедры политологии,
социологии и права
Самарский государственный
архитектурно-строительный
университет
KolesnikovaEI@yandex.ru
Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. 2011. ¹ 2(10)
ПСИХОЛОГИя КОМПЕТЕНТНОСТИ
В статье проанализированы научные подходы опре-
деления структуры социально-психологической ком-
петентности. Исследованы особенности самооценки
студентом социально-психологической компетентно-
сти в зависимости от курса обучения и пола. Получены
взаимосвязи самооценки с личностными качествами
и ценностями, а также с социометрическим статусом
и экспансивностью.
Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, самооценка компетентности.
В современном мире и России происходят изменения в требованиях к успешной профессиональной деятельности, связанные с актуализацией мобильности специалиста. В связи с этим меняются и приоритеты профессиональной подготовленности выпускников вуза. Для обеспечения эффективной взаимосвязи между рынком образовательных услуги рынком труда организация образовательного процесса строится на принципах компетент- ностного подхода, согласно которому выпускник вуза в результате освоения основных образовательных программ должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Содержание компетенций определяется разработанными на основе ФГОС ВПО третьего поколения учебными планами и программами, вступившими в силу в 2010 году. В них компетенция рассматривается как динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Компетенции расцениваются как структурирующий принцип современного высшего образования. При этом делается акцент на способности к действию и учете контекстов, сочетании знаний и умений с психосоци- альными предпосылками. Компетентность же определяется как обладание компетенцией, те. наличие у человека совокупности характеристик, определяющих эффективность исполнения деятельности. Достаточно большое количество исследований посвящено разработке идеи компетентностного подхода (В. И. Байденко, В. А. Болотов, А. А.
Деркач, В. Г. Зазыкин, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. В.
Се-риков, ЮГ. Татур, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, Н. Хомский, И. С.
Яки-манская, Дж. Равен и др, в том числе компетентностной модели будущих специалистов, алгоритмов измерения и оценки компонентов компетентности. При всем разнообразии компетентностных моделей выпускников вуза И. Г. Берестнева, А. А. Деркач, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, В. Н. Софьина и др) модель выпускника соответствует уровню, ступени образования, направлениям подготовки и специальностями включает в себя детально прописанный, научно обоснованный комплекс способностей, знаний, навыков и умений и своеобразных личностных и профессиональных качеств выпускника, нужных специалисту данной профессии и любому современному образованному человеку.
Заметим, однако, что проблема формирования компетентности решается в большинстве в педагогическом аспекте, те. разработкой педагогических технологий формирования и оценки компетентностей выпускника вуза. Так, Э. Д. Алисултанова, анализируя научные работы проблематики компетентности, упоминает о 33 диссертационных работах этой направленности за период 2003-2009 гг, из них о развитии компетентностного подхода для инженерных специальностей — 12 работ При этом совершенно очевидно, что компетенции — самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе. Они являются по сути социальными, отражая особенности современных взаимодействий и общения [5], в том числе и делового общения.
Хотелось бы отметить российскую специфику деловых взаимодействий
— во главу угла ставить качество человеческих взаимоотношений. Это дает ответ на вопрос, почему нередко не работают самые четкие должностные инструкции и почему при хороших взаимоотношениях иногда отпадает надобность в должностных инструкциях. Эта особенность российского менталитета подчеркивает роль социально-профессиональных компетентностей развивать идеи, высказанные другими конструктивно и аргументированно спорить выявлять и разъяснять проблемы подводить итоги вовлекать в работу демонстрировать понимание разрешать конфликты и т. п.).


Каталог: Vestnik -> Вестник%20СаГА психол 2011-02
Vestnik -> Формирование личности младшего школьника в процессе эколо-гического образования и воспитания
Vestnik -> Имволическое потребление и человек в информационном обществе б. А. Ф
Vestnik -> В. И. Игнатьев, докт филос наук, профессор кафедры социологии Новоси- бирского государственного технического университета (нгту), А. Н. Степанова
Vestnik -> Статья посвящена проблеме обострения социально-экономических про
Vestnik -> Конкурс юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница