Самое необходимое Пособие для школьников и студентов



страница1/81
Дата17.03.2018
Размер2.02 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   81

А. В. Бабаева

ФИЛОСОФИЯ

Самое необходимое

Пособие для школьников и студентов

«Авалон»

«Азбука-классика»

Санкт-Петербург

2005


Содержание





А. В. Бабаева 1

ФИЛОСОФИЯ 1

Самое необходимое 1

Содержание 2

История философской мысли 12

Глава 1. Предмет философии 12

В чем специфика философского познания? 13

Что общего между философией и наукой? 13

Философия — это наука или нет? 13

философией и религией? 13

Глава 2. Философия Древнего Востока 15

Философия Будды 15

Что такое нирвана? 17

Каким образом человек может достигнуть нирваны? 17

Что Будда говорил о душе? 17

Философия Вадхарманы Махавиры 17

Биографическая справка 17

Что, по мнению Вадхарманы, представляет собой мир? 17

Что такое «джива»? 18

Философия Шанкары 18

Философия Конфуция 18

Философия Лао-цзы 19

Философия Мо-цзы 20

Глава 3. Философия античного мира 20

Философия Древней Греции 20

Философия Фалеса 21

Философия Анаксимандра 21

Каким образом, по мнению Анаксимандра, возник мир? 22

Какие представления о мире 22

сложились у Анаксимандра? 22

Философия Анаксимена Милетского 22

Биографическая справка 22

является первоосновой мира? 22

Философия Демокрита 23

Биографическая справка 23

Почему возможны ошибки в процессе познания? 24

Каким образом Демокрит рассматривал 24

проблему жизни и смерти? 24

Что, по мнению Демокрита, должно 24

быть целью человеческой жизни? 24

Философия Пифагора 24

Биографическая справка 24

Что дает человеку знание математики? 25

Каким образом возникает истинное 25

мировоззрение человека? 25

Философия Ксенофана 25

Биографическая справка 25

Что лежит в основе философского учения Ксенофана? 25

Каким образом возникли Солнце и Земля? 25

Может ли человек познать мир? 25

Философия Эмпедокла 25

Биографическая справка 25

Что, по мнению Эмпедокла, лежит в основе мира? 26

Как проходит мировое развитие? 26

Что представляет собой человек? 26

Философия Сократа 26

Что нового внес Сократ в античную философию? 26

Что, с точки зрения Сократа, определяет 26

ценность человеческой жизни? 26

О чем должен заботиться человек в первую очередь? 26

Каким образом человек может достичь блага? 27

Философия Платона 27

Биографическая справка 27

Что такое идеальное государство Платона? 28

Философия Аристотеля 29

Почему существуют вещи? 30

Каким образом человек познает мир? 30

Что говорил Аристотель о душе? 30

Что Аристотель считал высшей добродетелью человека? 31

Философия Эпикура 31

Биографическая справка 31

Какова, по мнению Эпикура, цель философии? 31

Что такое счастье? 31

Что такое свобода? 31

Философия Древнего Рима 32

Какие вопросы были основными в системе 32

древнеримской философии? 32

Философия Тита Лукреция Кара 32

Биографическая справка 32

Какую цель ставил Лукреций, написав свою поэму? 32

Что говорил Лукреций о человеке? 33

Каким образом человек может познать мир? 33

Что является первоосновой мира? 33

Каким образом на Земле возникла жизнь? 33

Что Лукреций писал о смерти? 33

Философия Луция Аннея Сенеки 33

Биографическая справка 33

Какой образ мира был создан в учении Сенеки? 33

Философия Плотина 34

Что Плотин понимал под материей? 35

Что, по мнению Плотина, представляет собой человек? 35

В чем цель человеческой жизни? 35

Глава 4. Средневековая философия 35

Что представляла собой философия в средние века? 35

Каковы основные черты средневековой философии? 35

Философия Августина 35

Философия Фомы Аквинского 37

Биографическая справка 37

Что главное в учении Аквинского? 37

Что такое человек? 37

Как познается мир? 37

Как доказать существование Бога? 37

В чем причина зла? 38

Философия Уильяма Оккама 38

Глава 5. Философия в эпоху Возрождения 39

Николай Кузанский 39

Какую картину мира составил философ? 39

Что такое человек? 39

Может ли человек познать мир? 40

Якоб Бёме 40

Биографическая справка 40

Что лежит в основе мира? 40

Для чего существуют противоречия? 40

В чем цель жизни? 40

Глава 6. Философия Нового времени 40

Как развивалось философское знание в XVII веке? 40

Фрэнсис Бэкон 41

Биографическая справка 41

Что является основным предметом 41

философских знаний? 41

Что должно быть объектом философии? 41

В чем цель научного знания? 41

Что мешает человеку познать истину? 41

Рене Декарт 42

Биографическая справка 42

Что лежит в основе философской системы Декарта? 42

Как достичь определенности философского знания? 42

Что невозможно подвергнуть сомнению? 42

Какова роль философии Декарта? 43

Томас Гоббс 43

Биографическая справка 43

Какую форму правления отстаивал Гоббс? 43

Зачем необходимо государство? 44

Нужно ли быть ограничивать права монарха? 44

Как философ может изучить общество? 44

Каково значение учения Гоббса? 44

Джон Локк 44

Как возникают понятия и идеи? 45

С чего начинается знание? 45

Какую роль сыграли труды Локка? 45

Бенедикт Спиноза 45

Биографическая справка 45

Что было основой философских поисков Спинозы? 45

Каким образом человек познает мир? 45

Как Спиноза рассматривал человека? 45

Может ли человек быть свободным? 46

Готфрид Вильгельм Лейбниц 46

Что привнес Лейбниц в философию? 46

Может ли человек познать мир? 46

Что такое человек? 46

Джордж Беркли 46

Биографическая справка 47

Какова цель философии? 47

Что представляет собой мир? 47

Давид Юм 47

Глава 7. Философия эпохи Просвещения 48

Шарль Луи Монтескьё 48

Жан Жак Руссо 49

Что Руссо поставил в центр своих исследований? 49

Что необходимо для обретения свободы? 49

Как сформировать гражданские качества? 49

Поль Анри Гольбах 50

Клод Адриан Гельвеций 51

Что понимал Гельвеций под материей? 51

Каким образом человек познает окружающий его мир? 51

Глава 8. Классическая немецкая философия 51

В чем особенность немецкой классической философии? 51

Иоганн Фихте 51

Иммануил Кант 52

Георг Вильгельм Фридрих Гегель 53

Биографическая справка 53

Что главное в творчестве Гегеля? 53

Какие законы диалектики сфоргнулировал Гегель? 53

Что такое Дух? 54

Людвиг Андреас Фейербах 54

Артур Шопенгауэр 55

Фридрих Ницше 56

Что Ницше понимал под философией? 56

Что такое окружающий мир? 57

Каким образом происходит развитие мира? 57

Что представляет собой человеческое познание? 57

Что Ницше понимал под властью? 57

Что такое сверхчеловек? 57

Сёрен Кьеркегор 57

Глава 9. Русская философия 58

Что такое славянофильство? 59

Какие взгляды утверждали западники? 59

Феофан Прокопович 59

Биографическая справка 59

Как, по мнению Прокоповича, устроен мир? 59

Какую цель должна преследовать наука? 59

Как проверить теоретическое знание? 59

Дмитрий Сергеевич Аничков 59

Биографическая справка 60

Александр Николаевич Радищев 60

Павел Яковлевич Чаадаев 61

Алексей Степанович Хомяков 61

Павел Иванович Новгородцев 62

Владимир Сергеевич Соловьев 63

Николай Онуфриевич Лосский 64

Николай Александрович Бердяев 65

Семен Людвигович Франк 66

Глава 10. Зарубежная философия XX века 67

Что такое философская герменевтика? 67

В чем основная идея структурализма? 67

Что такое феноменология? 68

Что изучает философская антропология? 68

Что такое постмодернизм? 68

Вильгельм Дильтей 68

Хосе Ортега-и-Гассет 68

Эдмунд Гуссерль 69

Мартин Хайдеггер 70

Ганс Георг Гадамер 70

Мишель-Поль Фуко 71

Жан Бодрийяр 72

Биографическая справка 72

Что исследует Бодрийяр? 72

Как характеризуется общество потребления? 72

Жиль Делез 72

Биографическая справка 72

Жак Деррида 73

Биографическая справка 73

Какое понятие ввел в философию Деррида? 73

Что понимать под деконструкцией? 73

Часть II 74

Основные вопросы философии 74

Глава 1. Философия о бытии, материи, пространстве и времени 74

Глава 2. Диалектика 76

Что понимают в философии под категорией? 77

Какие законы диалектики считается универсальными? 77

Что такое противоречие? 77

Что такое качество и количество? 77

В чем выражается единство противоположностей 77

качества и количества? 77

Что такое отрицание? 77

Глава 3. Сознание 78

Какую эволюцию прошло понятие «сознание»? 78

Что такое сознание с точки зрения 78

современной философии? 78

Глава 4. Деятельность. Познание. Практика 80

Что представляют собой ощущения? 81

Что дают человеку ощущения? 81

Что в философии понимают под восприятием? 81

Что такое объективная истина? 82

Что такое относительная и абсолютная истина? 82

Что такое конкретность истины? 83

Глава 5. Научное знание 83

Что такое объективность познания? 84

Какие этапы проходит научное познание? 84

Что понимается под научным фактом? 84

Что такое теория? 85

Какова роль моделирования в современной науке? 85

Как проявляется интеграция в научном познании? 86

Глава 6. Философия истории 86

Какие проблемы ставит философия истории? 86

В чем проявляется сущность исторического? 87

Какая связь между личностью и историей? 87

Какова роль структурного подхода? 87

Глава 7. Человек и общество 88

Когда начинается научное изучение общества? 88

Почему человек стал центральной философской темой? 92

Какой образ человека сложился в философии? 92

Что такое человек в философской антропологии? 93

Каковы исходные идеи философской антропологии? 93

Из чего состоит человеческое бытие? 93

Что понимает философия под духом? 93

Что такое душа? 93

Что такое тело с точки зрения философии? 94

Что представляет собой человеческое в человеке? 94

Как теоретически определить 94

«человеческое в человеке»? 94

Что понимается под сознанием человека? 94

Что включает в себя понятие личности? 95

Каковы взаимоотношения «Я» и «Другого»? 95

В чем сущность творчества? 96

Как освободиться от чувства одиночества? 96

Глава 8. Философия культуры 96

Как определить понятие «культура»? 96

Какие изменения претерпело понятие «культура»? 96

В чем разница между культурой и цивилизацией? 97

Глава 9. Этика 98

Каково место этики в структуре философского знания? 98

Какие выделяются категории этики? 98

В чем идеал и нравственная норма? 98

Что является предметом этики? 98

Как возникла нравственность? 98

Что представляет собой нравственное сознание? 99

Что представляет собой ригоризм? 101

Что такое утилитаризм? 101

Что такое идеализм в системе этики? 101

Как объясняется нравственность в натурализме? 101

Что такое традиционные нравственные проблемы? 103

Глава 10. Философия глобальных проблем 103

В чем причина обострения глобальных проблем? 103

В чем сущность глобального моделирования? 104

Что такое социальное прогнозирование? 104

Какова достоверность социального прогнозирования? 105

Что составляет основу прогнозирования? 105

Как подразделяются глобальные проблемы? 105



Предисловие

В этом пособии читатель познакомится с основами философ­ского знания. Материал изложен в форме вопросов и ответов: это те вопросы, которые возникают у каждого, кто интересует­ся философией, и мы постарались ответить на них квалифицированно и в то же время доходчиво. Кто-то не любит филосо­фию, считая, что она абстрактна, оторвана от реальной жизни, кого-то пугает специфическая терминология и сложность не­которых философских построений. Учитывая подобное отно­шение, мы поставили цель изложить в доступной форме все, даже самые сложные философские концепции.

Автор придерживается взгляда, высказанного древнегрече­ским мыслителем Аристотелем, что «философия начинается с изумления». Философия — одна из форм самосозидания: че­ловек не просто расширяет свои знания, он вырабатывает «философское» отношение к жизни. Знакомство с философскими концепциями позволяет найти ответы на «вечные» вопросы: о смысле жизни, о добре и зле, о свободе и ответственности и т.д. В данной работе показано, каким образом эти вопросы решались на протяжении нескольких тысячелетий, за весь пе­риод развития человеческой мысли.

Пособие состоит из двух частей. В первой части рассматри­вается история развития философской мысли от древнего мира до современности. Во второй части излагаются основные ми­ровоззренческие проблемы бытия, познания, сознания, обще­ственного развития и человека.

Автор считает, что знакомство с настоящим учебным посо­бием будет интересно любому читателю: оно не только помо­жет при подготовке к занятиям и экзамену по философии, но и значительно обогатит и углубит ваши познания об окружа­ющем мире.

Часть I


Каталог: DOC
DOC -> Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании
DOC -> Практикум по этнологии: учебно-практическое пособие. Часть 2 / Составители Т. А. Титова, В. Е. Козлов; науч ред. Е. В. Фролова, М. В. Вятчина. Казань, 2014. 52с
DOC -> Международная организация труда
DOC -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
DOC -> Контрольная работа и методические рекомендации к ней для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   81


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница