С. Я. Гончарова-Грабовская



Скачать 86.85 Kb.
страница1/2
Дата14.05.2018
Размер86.85 Kb.
  1   2

С.Я. Гончарова-Грабовская

(Минск)
ПЬЕСЫ-ПРИТЧИ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ДРАМАТУРГИИ БЕЛАРУСИ


Опубликована в Сб.: Современное языковое и литературное образование в СНГ: диалог между теорией и ипрактикой . Минск, 2009. С. 82-89.
В художественном модусе русской драматургии наблюдаются две диаметрально противоположные тенденции. Одни авторы стремятся к предельной достоверности, изображению «подлинного», что происходит «здесь и сейчас», о чем свидетельствуют пьесы verbatim (Театр.doc), социальная драма (В.Сигарев, И.Вырыпаев, А.Архипова и др.). Другие тяготеют к определенному типу художественного мышления  притчевости, что дает возможность драматургу поднять глубинные морально-философские проблемы, дать нестандартное их решение, связать описанное явление «с неким универсальным бытийным законом», выявить в нем «глубинный экзистенциальный смысл» [3,с.32]. И в то же время «абстрагироваться», «увидеть во всем временном, символы и знаки вечного, вневременного, духовного» [4, с.46].

Драма-притча как жанровая модификация не так часто встречается в практике драматургии ХХ века (Б. Брехт, Ж.-П. Сартр, К.Чапек, А. Володин, С.Алешин, А.Казанцев, Г. Горин). Ее появление в русскоязычной драматургии Беларуси свидетельствует не только о жанровой поливекторности, но и стремлении авторов к философским обобщениям, метафоризации и аллегории, что характерно для современной литературы в целом.

На смену классической притче с ее дидактизмом, «иносказательным поучительным смыслом религиозно-нравственного характера» [2, с. 205], «морализаторской премудростью назидания» [7, с.384] пришла современная, в которой философская проблема выводится на универсальный уровень, последовательно развертывается этическая концепция.

Образцами современной русскоязычной драмы-притчи являются такие пьесы, как «Потерянный рай» (2002) А.Курейчика и «Я пришел» (2004) Н.Халезина. Они представляют два типа притчевой организации действия. Сюжет «Потерянного рая» выстроен на библейской притче о Кайне и Авеле. Сюжет пьесы «Я пришел» представляет гипотетически выдуманную ситуацию, которая метафорически переосмысливает действительность и раскрывает философскую проблему, показывая героя в момент этического выбора. Каждая из пьес призывает задуматься о смысле жизни, выбрать свой путь к счастью.

Сюжетная структура «Потерянного рая» 1А.Курейчика представляет модель «микротекста в макротексте», где макротекст (текст пьесы) воспринимается читателем через призму микротекста (библейской притчи), при этом макро- и микротекст зеркально отражаются друг в друге. И в то же время автор дает новую трактовку библейскому сюжету, используя разные варианты архаичного мифа, связанные с соперничеством двух братьев – доброго и злого, кроткого и жестокого.

Притчевая форма драмы позволила драматургу актуализировать морально-философский смысл библейского сюжета, заставить современников задуматься над проблемой выбора между Добром и Злом, приводя к мысли, что человек не должен утрачивать надежды на поиски Рая, и у каждого к нему свой путь.

Внутренняя конфликтность пьесы строится на противостоянии между Каином и Авелем, их отношении к Богу, к миру, к поиску Эдема. Автор наделяет братьев диаметрально противоположными характерами, воплощающими два полюса: добра ─ зла, материального ─ духовного. Они выражают бинарные архетипы человека: один бунтарь, жаждущий знаний, свободы, решивший быть независимым от Бога; другой – покорный, послушный, верующий в Господа, умирающий с его именем на устах. Один послан, как говорит Ева, ─ «устрашить меня и отца твоего, чтобы не забывали», другой – ангел, «чтобы утешал нас и утолял печали наши»[1, с. 3].

В пьесе А. Курейчика Каин представлен благородным, мужественным, умным и вместе с тем физически слабым человеком – «худым» и «хилым». Автор идет по линии от противного: его Каин – носитель духовного начала, а не материального. Имя Каин свидетельствует о принадлежности к ремеслу (семантика корня qin ─ «ковать»). Существует и другое толкование (Каин от канна – «приобретать собственность»). Однако в пьесе, как и в Библии, он  земледелец. Но драматург, используя другие версии мифа, наделяет Каина талантом музыканта (хорошо играет на свирели), что было свойственно его потомкам [2, Бытие 3 ─ 4: 22-23]. И в то же время он  кузнец. Об этом мы узнаем в сцене борьбы с Авелем.

Образ Каина, созданный драматургом, сложен и противоречив. Каин с пониманием относится к отцу и матери, одобряет поиски Эдема. Он  их любимец. Мать называет Каина «отрадой», но упрямство сына вызывает у нее тревогу, так как он не может смириться с тем, что Бог лишил отца Рая, фактически лишил его смысла жизни. В восприятии Авеля  Каин «болтун», «бездельник», умеющий «сказать нужные слова», «никогда ничем не доволен». Каин любит Бога и в то же время является носителем богоборческой идеи.

Поводом для конфликта между братьями послужило жертвоприношение Богу. Каин приходит в негодование, когда Господь принимает не его жертву, а Авеля. В нем зреет бунт, но не против Авеля. Он вступает в диалог-спор с Богом. Автора пьесы интересует не столько мотив преступления, сколько ответ на вопрос, почему человек стремится найти Рай? Каин пытается понять, почему для отца поиски Рая стали целью жизни? Когда Господь предлагает Каину остаться в Раю, тот отказывается, просит простить и вернуть туда отца, но получает отказ.

Философская квинтэссенция смысла жизни раскрывается в попытке объяснить Богу, что значит для людей потеря Рая: «…без рая мы – ничто. Пока будет надежда, они будут искать его на земле. Когда эта надежда исчезнет, они будут искать его на небе….Только надежда, что когда-нибудь люди попадут в рай, в вечное счастье, будет сдерживать их от зла» [1, с.25].

Конфликтная ситуация разрешается трагически. В физической борьбе с Авелем, Каин первоначально проигрывает. А.Курейчик следует аггадической трактовке мифа: Авель «победил брата в борьбе, однако, растроганный просьбой брата о милостыне, отпустил его, а затем тот убил Авеля»[6, с.269].

Убийство брата – шаг к утверждению свободы, независимости, попытка доказать Богу другую истину о человеке, доказать, что зло царит на земле. Совершив убийство, Кайн не раскаивается, а считает себя богоравным: «Я сравнялся с Тобой!» [1, с. 28].

Каина терзают противоречия, заложенные в природе человека (его величие и беспомощность перед тайнами бытия), поэтому он зол на Бога, на брата и на себя, его гложет гордыня, стремление к внутренней свободе и независимости: «Отныне каждый человек имеет выбор между добром и злом. И ему больше не понадобятся для этого яблоки познания, он теперь может познать сам»[1, с. 28].

А.Курейчик отступает от библейской трактовки и финала. Бог отпускает Каина: «Ты теперь свободен. Ты, и потомки твои. Народы же Авеля, народы Божьи никогда не появятся на земле» [1, c. 29]. Оригинальное авторское решение находит и мотив поиска рая. Отец прощает сына и отдает ему карту, на которой указано предположительное местонахождение Рая, надеясь на то, что сын осуществит его мечту.

Драматург намеренно «смешал» различные версии библейских преданий и расставил свои акценты на характеристиках братьев: слабый физически Каин силен духом, а сильный физически Авель пассивен и покорен. Во всех библейских преданиях Каин – отрицательный герой, у А.Курейчика  положительный. Каин борется за добро, но совершает зло, стремясь доказать Богу, что на земле царит жестокость. Автор изображает его личностью, стремящейся к познанию, к свободе и независимости, пришедшей к выводу, что только надежда на поиски Рая, вечного счастья, будет сдерживать людей от зла.

К библейской притче о Каине и Авеле в мировой литературе обращались Дж.- Г. Байрон («Каин») и Дж. Мильтон («Потерянный рай»), трактуя по-своему ее этический смысл.

По силе своего мятежного духа, гордости, стремлении к свободе и познанию Каин А.Курейчика близок Каину Дж.-Г. Байрона. И в то же время они различны. Байроновский герой одинок, его бунтарство не имеет перед собой ясных перспектив и целей. Это бунт ради бунта. Да и отношение к Богу у них разное. Каин А.Курейчика вступает с Богом в диалог, стремится быть независимым даже от него, протестует против покорности и рабства. Для Байроновского Каина Иегова символизирует мировое зло. Для него Рай – «лишь сон». Он враждебно настроен к родителям, обвиняет их в совершенном грехе (сорвали плод с Древа Жизни), жесток и силен. Он тоже бросает вызов Богу, Люцеферу, окружающему миру. Он – религиозный фанатик. И убивает он Авеля, неудовлетворенный политикой Рая, приведшей к изгнанию из него всех (то есть первых людей), и отчасти (как это написано в Книге Бытия) потому, что жертвоприношение Авеля было более угодно божеству.

Каин А.Курейчика не теряет веры в Рай, любит родителей и, наоборот, старается им помочь. Он, подобно байроновскому Люцеферу, пытается доказать существование Зла наравне с Добром, равноправие зла как силы, действующей на земле. Кайн Байрона восстает против всеобщего повиновения, подчинения и рабства. В итоге он проклят Евой, его просят уйти из дому. Кайн в пьесе А.Курейчика прощен отцом, который надеется на то, что сын найдет Рай.

В сюжетной основе драмы-притчи А.Курейчика «Потерянный рай» важную роль играет притча - сон, неоднократно приходящий во сне к Еве. Его сюжет метафоричен. Борьба между львом и крокодилом вещала злую развязку братоубийства, она символизирует борьбу двух братьев. Лев – метафора Каина. В библейской традиции образ льва амбивалентен: это дьявол и его слуги, безбожные тираны; образ «гремящего» Господа Саванды» [6,с.287]. Крокодил – метафора Авеля. Крокодил символизирует ярость и зло; «эмблему плодовитости и силы». В тексте пьесы есть реплика Авеля: «Я могу разодрать пасть льву», подтверждающая его сущность. Пролитая кровь, которую видит Ева, символизирует жертвоприношение. С одной стороны, это жертвоприношение Авеля – кровь ягненка. С другой ─ кровь убитого Авеля. Красивый, златокудрый младенец, лежащий в цветке, – олицетворяет продолжение жизни. В итоге мы узнаем, что у Адама и Евы родился младенец, что свидетельствует о продолжении рода человеческого.




Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница