С. С. Неретина Критические позиции



Pdf просмотр
страница1/37
Дата23.07.2018
Размер0.63 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


Аргумент, нуждающийся для своего обоснования только в себе.
С.С.Неретина
Критические позиции
Аргумент от веры Карл Барт
Размышления по поводу философии постмодернизма привели к размышлениям по поводу вполне определенных доказательств того, что такое Вещь, в средневековой философии, а именно в философии Ансельма Кентерберийского. О его аргументе писали много и не всегда впопад. Его аргумент критиковал сперва Фома Аквинский, затем
И.Кант, Р.Карнап. Его защищал Г.В.Ф.Гегель. Сделала попытку переформулирования аргумента Э.Энскомб (о нем ниже, в основном тексте работы, что вызвало сразу полемику в ряду философов-аналитиков, например, К.Дж.Ф. Уильямса. Не касаясь пока мыслей Канта об Ансельмовом аргументе, который он назвал онтологическими это определение прилипло к нему, хотя сам Ансельм назвал его «одним-единственным аргументом, начнем с того, кто считает его не ошибочным, а, напротив, великим, обосновывая критерии этой великости. Речь пойдет о Гегеле.
Гегель, рассматривавший его после критики Кантом и прямо назвавший
Ансельма объектом этой критики, сказал, что он, Гегель, под метафизическим понятием Бога понимает то, что мы должны говорить только о чистом понятии, которое является
реаль-ным через само себя»
2
. Фактически Гегель повторил здесь, кроме слов метафизическое понятие Бога, каковых у Ансельма не было и быть не могло, ибо под Богом понималась чистая природа, то, что выразил сам Ансельм. Более того, Гегель, вопреки Канту, рассудил, что у Ансельма речь идет об изначальной предпосылочности Бога. Слово «предпосылочность» логизирует веру, и Ансельм (как раньше Аврелий
Августин) дал основание для такого логизирования, полагая непросто веру, вопрошающую интеллект (fides quaerens intellectum), но вводя в рассуждения догадки, или гипотезы, объяснения, предположения, то, что он назвал словом «conjectationes», свойство которых в том, что они сопоставляются с некими фактами (к примеру, из факта сотворенная жизнь хороша можно вывести, что жизнь творящая лучше. Кроме того, вера, как и логика, предполагает принудительность, без которой нет конфессионально подготовленного человека. Сходство, конечно, есть, и Гегель справедливо полагает, что Богу Ансельма – неопределенное совершенство, по отношению к которому понятие выступает как нечто одностороннее, неудовлетворяющее», а потому мы должны отказаться от мысли, что субъективное понятие существует как нечто прочное и самостоятельное. В любом случае, однако, Сам Бог есть единство понятия и реальности, что и составляет Его бытие. и которое есть единство понятия и реальности. Насчет того, понятие ли вкупе с реальностью имеет ввиду Ансельм или нет, надо разобраться, а вот то, что Гегель полагает, что мы должны отказаться от мысли, что субъективное понятие существует как нечто прочное и самостоятельное, это точно.
После Гегеля огромное количество мыслителей принималось за этот аргумент. Среди них ведущее место принадлежит протестантскому теологу Карлу Барту, прошедшему искус неокантианства, книга которого, вышедшая в 1931 г, повторяет (и неслучайно) первоначальное название книжечки Ансельма: «Fides quaerens intellectum». Барт до ой главы «Прослогиона» анализирует аргумент почти слово за словом, давая подробные комментарии. Обращая внимание на слово больше в выражении Ты есть нечто, больше чего нельзя помыслить (используем пока привычный старый перевод, которое
1 Кант имени Ансельма не называет, лишь по выражениям, вроде нет Бога, можно догадаться, что речь идет о нем, но скорее всего о последователях его, прежде всего о Лейбнице Гегель Г.В.Ф. Философия религии в х томах. Т. МС. Курсив мой Там же. С Там же.
1




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница