С. А. Осокина к вопросу о соотношении языка и сознания: становление новой лингвистической парадигмы



Скачать 130.59 Kb.
Pdf просмотр
страница1/6
Дата10.05.2018
Размер130.59 Kb.
  1   2   3   4   5   6


112
ФИЛОЛОГИЯ И ИскусствОведенИе
С.А. Осокина
К вопросу о соотношении языка и сознания:
становление новой лингвистической парадигмы
Никакая теория языка не является полной без объяснения отношения между сознанием и языком.



Джон Серл
ББК 81.001.3
Ключевые слова: язык, сознание, когнитивный, информация.
Key words: language, consciousness, cognitive, infor- mation.
В настоящее время имеются все основания гово- рить о формировании новой методологии науки, или научной парадигмы – парадигмы информационного знания. Цель данной статьи состоит в том, чтобы подвести некоторые итоги развития когнитивной парадигмы в лингвистике и выявить признаки, свиде- тельствующие о становлении новой методологической базы языкознания.
Вопрос о взаимосвязи языка и сознания, который по праву можно назвать «основным вопросом язы- кознания», в последние двадцать лет рассматривался в рамках когнитивной концепции, бесспорно, до- минирующей на рубеже веков. Однако в последние несколько лет стали появляться работы, содержащие критику когнитивистских идей и даже напрямую го- ворящие о закате когнитивной парадигмы [1]. Однако прежде чем соглашаться с подобными заявлениями, стоит рассмотреть достижения когнитивной науки и осмыслить заложенную ею базу, на которой предстоит строиться новой научной парадигме.
Основным объектом критики когнитивизма яв- ляется стремление представителей когнитивного направления толковать явления человеческой жизни как последствия особых ментальных состояний или действий человека. Умозрительные рассуждения по этому поводу привели к образованию непреодолимой пропасти между когнитивной сущностью человека и его биологической природой.
Человек в когнитивизме – некое, хотя и естествен- ное по происхождению, но, тем не менее, устройство, постоянно совершающее определенные ментальные операции (то, что человек воспринимается в ког- нитивной парадигме как устройство, обусловлено непрекращающимися стараниями приверженцев этого направления по созданию моделей различных проявлений человеческой сути). Воссоздаваемый мыслительный мир человека – его «картина мира»
– уподобляется реальности такой же сложной, что и физическая реальность, с тем лишь отличием, что когнитивная картина мира производна от физической реальности. Однако ментальный мир, по мнению ученых, обладает огромным потенциалом к самораз- витию, так что ментальная реальность вполне может превзойти по сложности свою прародительницу.
Однако, несмотря на развивающуюся критику ког- нитивизма, нельзя не признать ценности внесенного им вклада. Собственно без учения о картине мира у новейшей информационной концепции сознания просто не было бы шансов появиться на свет, так как когнитивисты сами, ставя главный акцент на изучении семантики, все чаще стали употреблять слово «инфор- мация», не давая ему при этом научного определения в рамках своей концепции.
Слово «информация», несомненно, обладает очень мощной объяснительной силой и действительно впол- не органично вписывается в контекст практически любой современной науки. Иначе и не может быть, ведь «информация» окружает нас повсюду: если мы говорим о компьютерах и сотовых телефонах – наи- главнейших отличительных атрибутах современной жизни, если мы говорим о радио, газетах и телевиде- нии – основополагающих источниках новых сведений для современного человека, и если мы просто гово- рим с соседом – мы не разговариваем, не передаем свои знания, не делимся мнениями, а обмениваемся
информацией.
Вездесущность информации и экспланаторная
«всемогущность» слова «информация» в науке заставили когнитивистов обратиться к значению понятия «информации» в естественно-научном пре- ломлении.
Естественно-научное понимание информации предполагает ее физическую природу: информация
– есть суть физический процесс обмена веществ в живой природе.
Необходимо отметить, что до середины XX в. понятие информации относилось только к сведе- ниям и сообщениям, передаваемым человеком при помощи знаковых средств – способность к передаче информации рассматривалась как отличительная характеристика человека – разумного вида. Поэтому одновременно с исследованиями информационных процессов в естественных науках происходит разви- тие семиотической концепции информации. Можно встретить исследования, в которых окружающий человека мир знаков понимается как «иносфера», или
«информационная сфера».


Каталог: 2009
2009 -> Общая характеристика исследования
2009 -> Культурная социализация молодежи в условиях транзитивного общества
2009 -> Философия и методология экономической науки
2009 -> Монография издательство «Академический проект»
2009 -> Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании
2009 -> Духовность, ее подобия и антиподы в культуре
2009 -> Идеи индийской философской традиции в западной духовной культуре (XIX-XX вв.)
2009 -> Русская антиутопия хх-начала ХХI веков в контексте мировой антиутопии
2009 -> Архетип духа: смысловая динамика символизации в процессе антропогенеза
2009 -> Становление социологии морали: социолого-исторический анализ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница