С. 19-23. Измененные состояния сознания культурный феномен и проблема психологии



Скачать 48.66 Kb.
Дата14.04.2018
Размер48.66 Kb.
ТипРеферат

Парапсихология и психофизика. - 1994. - №2. - С.19-23.
Измененные состояния сознания - культурный феномен и проблема психологии
С.В.Славнов
(Реферат доклада. Работа занимает 40 машинописных страниц и снабжена списком литературы из 71 наименования)
В исследованиях измененных состояний сознания (ИСС) ключевой оказывается проблема определения, что такое ИСС. В зависимости от данного определения может качественно измениться сам характер исследования, феноменология и выводимые закономерности. Ради иллюстрации можно привести описываемые в книгах Л.Шертока ("Гипноз" и "Рождение психоаналитика..." (в соавторстве с Ф.де Соссюром)) дискуссии о природе гипнотизма, или возникающие у разных исследователей рассогласования относительно сходств и различий ауто- и гетеросуггестивных состояний. Такое положение дел хотя и осложняет задачу исследователя, но одновременно служит основой поиска новых путей психологической науки.

Известно, что существуют различные виды определений, разделяемые на два больших класса - явные (эксплицитные) и неявные. При попытке дать эксплицитное определение ИСС вместе с проблемой критериев данного состояния возникает проблема границ - что считать обычным состоянием сознания, а что уже измененным? В зависимости от предлагаемых исследователем критериев существенно меняется феноменология исследуемых состояний (например - считать ли сновидения явлением того же порядка, что и гипнотические состояния?). Интерпретация изучаемых феноменов зависит от парадигмы исследования и, так сказать, личностных переменных - установок исследователей, их идеологии. Кроме того, как отмечает С.Гроф в работе "За пределами мозга", сама парадигма (пониманимая как "совокупность убеждений, ценностных представлений и определенных методик, которые приняты членами научного клана" (С.Гроф) задает не только интерпретации, но и сам круг изучаемых феноменов.

Если попробовать определить ИСС операционально, то возникают проблемы общефилосовского и методологического уровня - такие как отношение субъект - объект, коммуникация, чужое сознание.

В данной работе представление об ИСС возникает контекстуально - в двух взаимосвязанных контекстах: в контексте культуры в целом и в контексте современной психологической науки. Предлагается некоторое структурированное описание феноменов ИСС. При описании ИСС в контексте культуры - ИСС как культурный феномен - подразумевается, так сказать, гуссерлианская идеология феномена ("Феномен - само себя для себя же обнаруживающее бытие"). В той части работы, где ИСС рассматривается как психологическая проблема, она раскрывается в контексте современной психотерапии и (отчасти) теоретической психологии с привлечением общефилосовских понятий.

В первой части работы "ИСС как культурный феномен" рассматриваются последовательно магическое сознание, шаманизм и проблема инициации и культурно-психологические традиции в эзотерических обществах древности и средневековья, а также в современных системах самопознания. Проблема магического сознания рассматривается в контексте генезиса современной формы сознания. Излагаются взгляды Дж.Фрэзера на магию и указывается на недостаток интеллектуалистской установки данного автора. Рассматривается развитие представлений о дологическом мышлении во французской социологической школе (Леви-Брюль, Дюркгейм) и психоанализе. Особое место уделено концепции К.Г.Юнга.

В разделе, посвященном шаманизму, указывается на исключительную значимость социальной функции шамана в так называемом первобытном обществе и указывается на отношения шаман-социум как на прототип многих более современных форм социально-личностных отношений (врач, учитель, мудрец, судия и т.п.). При описании опыта шамана в ИСС (шаманские путешествия и т.п.) подчеркивается роль процесса камлания и значение инициации. Причем шаманская инициация также рассматривается как прототип религиозно-эзотерических инициаций более поздних культурно-социальных образований. Рассматривается "мифическая анатомия" шаманизма и дается ее сопоставление с концепциями психофизического организма человека в более поздних традициях. Отмечается точка зрения К.Г.Юнга на "эзотерическую анатомию" как на отражение архитипических структур психики человека. Рассматривается психоаналитическое толкование опыта шамана как "повторного отреагирования", а также трактовка инициации как события первостепенной важности в психической жизни согласно юнгианской психологии. (Инициация итегрирует психику, идентификация с тем или иным духом на разных стадиях посвящения означает восстановление связи с соответствующей субличностью инициируемого. Переход от поли- к монотеизму сопровождался утратой инициатического опыта как "легального" способа самоинтеграции. Тайные эзотерические общества в монотеистических культурах средневековья как хранители традиции инициации. Далее приводится не претендующий на полноту очерк традиций ИСС в эзотерических обществах средневековья и современности. Как своего рода "эталон", исходная "матрица" рассматривается классическая аштанга-йога, йога Патанджали. Рассматриваются философские аспекты индийской йоги (веданта, санкхья) и буддизма. Далее излагаются методология и психотехнические аспекты тибетского тантризма (шесть доктрин Нароты и т.д.), особое внимание уделено описанию ИСС в "Бардо-Тодоль". Указывается близость многих утверждений "Бардо-Тодоль" современному психоанализу и особенно представлениям о структуре психики в юнгианской психологии. Кроме того, можно найти в данном разделе работы описания методологии и психотехники дзен-буддизма, суфизма (с рассмотрением культурного контекста этих учений в традиционном мусульманском обществе и в конфуцианском обществе (чань)), китайской даосской алхимии. Рассматривается опыт ИСС средневековых европейских мистиков (Сведенборг, Беме, Мейстер Экхарт, Х.Розенкрейц), а также более современных нам людей, одаренных особыми органами восприятия, и в первую очередь Даниила Андреева. Рассматриваются психотехнические аспекты ИСС в современных эзотерических учениях (антропософия, Гюрджиев, Шри Ауробиндо, Шри Раджнеш).



Во второй части работы делается экскурс в историю исследований ИСС в современной науке. Показывается тесная взаимосвязь данной проблемы с проблемой бессознательного и его структуры. Приводится структура бессознательного в современной юнгианской психологии. Рассматривается развитие представлений о гипнозе в 19-20 веках. Особое внимание уделено нейролингвистическому программированию и расширенному толкованию транса, ИСС, используемому в нем и в близких к НЛП подходах. Приводится обоснование НЛП с точки зрения трансформационной грамматики Хомского. НЛП - языковая модель ИСС, обладающая как преимуществами, так и недостатками (к числу последних автор относит ее (этой модели) надсубъективность: НЛП - это лингвистика, но не психолингвистика и не психосемантика). Кроме того, обращается внимание на роль и место ИСС в других психотерапевтических подходах - главным образом, гештальт-терапии и психодраме. Разбираются аутосуггестивные состояния в аутотренинге Шульца. Далее много внимания уделяется аналитической психологии К.Юнга, особенно интерпретации сновидений и технике работы со сновидениями в современной юнгианской психотерапии. Рассматривается техника программируемого сновидения. Центральное место в этой части занимает описание трансперсональной психологии С.Грофа и опыта работы автора в голотропной терапии (дыхательных сессиях). В заключение приводятся взгляды автора на перспективы понимания ИСС в современной психологии, а также на осмысление места ИСС в современной культуре.
Каталог: sites -> default -> files -> pp rus archivs -> 94-2
pp rus archivs -> Дэвид Дж. Чалмерс
pp rus archivs -> С. 94-101. Психосфера человека. Угрозы безопасности психосфере человека и способы борьбы с ними
pp rus archivs -> Философские и логические аспекты построения моделей сознания С. В.Ёлкин Введение. Парадигмы физики сознания
pp rus archivs -> С. 97-106. Нейрокомпьютер "Эмбрион" как генератор и преобразователь смыслов в вероятностной модели личности
pp rus archivs -> О связи сознания с бессознательным
pp rus archivs -> Геомансия утраченные знания и мастерство древних
pp rus archivs -> С. 126-128. Возможности радиотермометрии в тестировании биоэнергоцелителей и подтверждении феномена полтергейста
pp rus archivs -> С. 36-39. Информация как вид материи: теория, свойства, практический метод использования
pp rus archivs -> Парапсихология и психофизика. 1996. №1. С. 25-62. Теория и практика экстрасенсорных взаимодействий
94-2 -> Исследование воздействия релаксационной пластики как метода взаимодействия с энергоинформационным полем И. В. Курис


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница