Русский национальный характер в юмористической самопрезентации



Скачать 127.9 Kb.
Pdf просмотр
страница1/10
Дата21.02.2018
Размер127.9 Kb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В ЮМОРИСТИЧЕСКОЙ
САМОПРЕЗЕНТАЦИИ (социологический анализ анекдота)
Автор: Л. Б. ЗУБАНОВА
ЗУБАНОВА Людмила Борисовна - доктор культурологии Челябинскаой государственной академии
культуры и искусств (E-mail: milazubanova@mail.ru).
Аннотация. Статья посвящена проблеме социологического анализа юмористической самопрезентации русского национального характера. На основе контент-анализа анекдотов, посвященных проявлениям национальных особенностей, обобщаются основные формы презентации национального начала, систематизируются черты и проявления, свойственные русскому народу.
Ключевые слова: национальный характер, российский менталитет, анекдоты, юмористическая самопрезентация, контент-анализ.
Русский человек способен сделать то, чего и в мыслях не было, и мыслить о том, что никогда не
будет сделано.
О русском национальном характере и русском народе написано много: философами, культурологами, историками, публицистами, да и самим народом. Словосочетание "русская душа", как правило, вызывает две полярные ассоциации: от преклонения перед ее загадочностью, противоречивостью, непознанностью и неуловимостью (И. Северянин: "Я сам себя не понимаю, а сам я - вылитая Русь!"; или знаменитое Ф. Тютчева: "Умом Россию не понять") до отрицания ее специфичности по отношению к другим народам (а почему не загадочная итальянская душа?), целенаправленных попыток рационализировать эту лишь на первый взгляд иррациональную природу (И. Губерман:
"Давно пора, ... мать, умом Россию понимать").
Однако в независимости от занимаемой позиции проблема вызывает непосредственный эмоциональный отклик, рождает чувство заинтересованности и вовлеченности в ее раскрытие, а потому и не входит в число исключительно "научно-методологических", заключенных в узкие рамки конкретно-ориентированных исследовательских направлений. Возможно этой естественной потребностью в осмыслении самого себя, своих истоков, стремлением понять откуда и из чего мы родом - и объясняется напряженно-импульсивный накал дискуссий на заданную тему. И вероятно, в силу данной "сверхэмоциональной заинтересованности" представления народа о самом себе - субъективны и лишены строго научной обоснованности и фактологической достоверности. Кроме того, выявленные исследователями русского менталитета характеристики антиномичности и амбивалентности русской культуры (воплотившиеся в олицетворяющем ее образе кентавра) как бы официально закрепляют право диалогичности, многоплановости и даже научной противоречивости в ее осмыслении.
В предлагаемом исследовании мы не ставим задачу историко-культурного анализа основных черт русского национального характера, философско-культурологического осмысления особенностей сложившихся ментальных структур (задачи слишком глобальной для попутного решения в рамках конкретной работы). В данном случае нас интересует не процессуальная сторона формирования национального самосознания (особенности и этапы развития национального характера, эволюция представлений, историко-культурная динамика черт), а результирующие формы презентации
(самопре- стр. 78


Каталог: data -> 2013
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Источники в социологии
2013 -> Концепция устойчивого развития признана мировым сообществом в качестве центральной стратегии развития человечества, которая направлена на преодоление глобального экологического кризиса
2013 -> Политические ориентации современной российской молодежи
2013 -> 5 Алёшин А. И. Несколько тезисов к теме конференции 7
2013 -> Исследование особенностей жизнедеятельности семей в современной России
2013 -> Владимир карлович кантор
2013 -> Факт и образ: жанровая специфика мультимедийных и телевизионных проектов на темы истории


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница