Русская культура



страница1/10
Дата13.05.2018
Размер0.51 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

РУССКАЯ КУЛЬТУРА:

ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС, САМОБЫТНОСТЬ, АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

Автор: П.В. Рождественский

Содержание
1.Отечественная философско-культурологическая мысль как источник изучения феномена русской культуры

2.Исторические условия и особенности формирования русской национальной культуры

3.Характер русского народа как социокультурный феномен

4.Имманентные (внутренне присущие) особенности и черты русской национальной культуры

5.Искусство как чувствительное зеркало, отражающее характер и культуру русского народа

6. Ссылки на используемую литературу



I. Отечественная философско-культурологическая мысль как источник изучения феномена русской культуры
Информация к размышлению. Великая русская литература как источник знания и понимания своего народа, его культуры. "Боже! Если бы стотысячная, пожалуй, даже миллионная толпа "читающих" теперь людей в России с таким же вниманием, жаром, страстью прочитала и продумала из страницы в страницу Толстого и Достоевского, - задумалась бы над каждым их рассуждением и каждым художественным штрихом, … то общество наше выросло бы уже теперь в страшно серьезную величину. Ибо даже без всякого школьного учения, без знания географии и истории,- просто "передумать" только Толстого и Достоевского значит стать как бы Сократом по уму, или Эпиктетом, или И.Аврелием…" Розанов Василий Васильевич (1856-1919 г.г.) - философ русского "серебряного века", основатель теории и практики постмодернизма (задолго до его западноевропейских аналогов).[1]

При изучении культуры каждого народа неизбежно встает немало сложнейших, по сути, теоретико-методологических проблем, не ответив на которые, любой человек будет наталкиваться на "частные", конкретные вопросы. Среди таких отправных, принципиальных в своей теоретико-методологической сущности вопросов, на наш взгляд, на первом месте находится следующее:


каковы генетические корни русской национальной культуры;

каковы исторические условия и факторы, определившие ее становление и развитие в качестве самостоятельного и самобытного феномена;

каково историческое время и пространство социокультурной деятельности русского народа как творца и создателя своей национальной культуры;

каковы главные, фундаментальные ценности русской культуры, образующие ее основу ("ядро"), и, следовательно, определяющие сущностные характеристики;

какова основная, смыслообразующая направленность отечественного социокультурного процесса;

каков исторический вектор русской национальной культуры;

в чем состоит высший критерий зрелости и прогрессивности культурной деятельности русского народа;

каков характер и сам исторический путь взаимосвязи и взаимодействия русской культуры с культурами других стран и народов.


Такие и подобные вопросы, естественно, возникают при изучении любой национальной культуры, не только русской. Однако заметим: при анализе последней эти вопросы звучат, может быть, сильнее, масштабнее, острее, и причём, не случайно, а в силу определенных исторических, социально-экономических, геополитических, природно-климатических, этнокультурных и иных причин. Впрочем, об этом написана огромная, поистине необъятная для одного человека, литература – художественная, научная, публицистическая, эпистолярная. И через всё это многообразие научного и литературного наследия проходит одна мысль: мы до сих пор толком не изучили нашу страну и её культуру, а потому слишком доверчивы к чужому, часто некомпетентному, мнению. Мы подходим к нашей истории с "общим аршином", с заимствованными из Запада образцами историографии, смотрим на себя сквозь чужие очки и поэтому "наши взгляды, убеждения выведены нами не из нас самих и не из нашей истории, а приняты целиком от других народов. – писал выдающийся русский мыслитель XIX в. К.Д.Кавелин. – Оттого мы не умеем связать прошедшего с настоящим, и всё что ни говорим, ни думаем, так бесплодно, в таком вопиющем разладе с совершающимися фактами и с ходом нашей истории."[2] "Для нас самих, - вторит К.Д.Кавелину другой ярчайший учёный Н.А.Бердяев, - Россия остаётся неразгаданной тайной"[3], ибо Россия воображаемая заслонила Россию действительную."[4] И вообще Россию "всегда выдумывали, выдумывают и сейчас."[5] Результат же печален: "Россия слишком мало известна русским…"[6]
Эти слова принадлежат, как мы видим, лучшим именам русской культуры, в искренности и компетентности которых сомневаться не приходится. А что стоит одно лишь поэтическое четверостишье великого русского поэта XIXв. Федора Ивановича Тютчева:

Каталог: site -> upload
upload -> Методические рекомендации для преподавателя Методические указания студентам по изучению дисциплины
upload -> Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы культурной политики»
upload -> С. П. Ермишин "26" октября 2012 г
upload -> Рабочая Учебная программа дисциплины «Мировая культура и искусство» для студентов направлений 071800. 62 «с оциально-культурная деятельность»
upload -> Рабочая Учебная программа дисциплины «Основы социально-культурного проектирования»
upload -> Эссе по фильму "Город Бога"
upload -> Культурология
upload -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Культура массовых коммуникаций» (наименование дисциплины) для студентов направлений подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница